Департамент транспорта Москвы опубликовал в своем телеграмм-канале сообщение о том, что 1 сентября введена в строй система видеонаблюдения в московском метро, которую предполагается использовать в том числе и для создания новых сервисов для удобства пассажиров. Изначального она была создана для нужд правоохранительных органов и служб безопасности метро — уже подписаны регламенты обмена данными с этими ведомствами. Однако сообщается, что видео-потоки с камер будут использоваться и для других целей — повышения удобства граждан и организации их потоков.
В сообщении также указывается, что в ближайшее время будет введена в строй система FacePay, которая обеспечит оплату прохода в метро с помощью распознавания лица. Эта технология сейчас отрабатывается с партнерами Метрополитена по финансовым операциям. В сообщении дептранса сказано следующее: «Сейчас мы проверяем ее вместе с нашими банковскими партнёрами. Планируем завершить один из этапов испытаний к 1 октября — и сразу расскажем о промежуточных итогах». Пикантность ситуации в том, что в ноябре прошлого года услуга с названием FacePay24 была запущена украинским «ПриватБанком» — она также предусматривает идентификацию пользователя по лицу, но только в приложении самого банка. При этом сайт FacePay.ru уже существует, но явно еще находится в разработке.
Кроме того, предполагается, что построенная система видеонаблюдения может использоваться и для оценки загруженности вагонов метро и управления пассажиропотоками с помощью специально разработанного приложения. Такое приложение позволит посетителю метро выбирать перед посадкой вагоны поезда с минимальной загрузкой. Это поможет равномернее распределять пассажиров по подвижному составу, что очень актуально как раз в условиях пандемии, когда санитарные нормы требуют социального дистанцирования.
«Такая система активно тестируется и в передовых городах мира, — поясняется в сообщении дептранса. — Например, в Лондонском метро тестируют систему, которая анализирует изображение с камер видеонаблюдения в двух районах Liverpool Street и Mile End. Систему используют не только для распознавания лиц, но и чтобы определить загруженность участков и обнаружить посторонние подозрительные предметы. В апреле этого года в сети начали писать про то, что и на 6 линии пекинского метрополитена начали тестировать интеллектуальную систему видеонаблюдения в вагонах. С помощью камер, установленных над дверными проемами вагонов, система определяет людей, нуждающихся в медицинской помощи (например, упавших в обморок). Подобную систему в дальнейшем планируется ввести и в Москве.»
Контроль видеопотоков со всех камер, установленных в ключевых точках Метрополитена — это действительно хорошая основа для построения новых сервисов. Минимизация времени на входе при использовании системы распознавания посетителей позволит увеличить поток пассажиров через турникеты. Впрочем, может возникнуть и обратная зависимость — если процедура идентификации по лицу будет занимать слишком много времени, то использовать ее окажется невыгодно. Управление потоками пассажиров также в идеале поможет решить проблему переполненности вагонов в часы пик и более равномерного их распределения по составу. Во время пандемии такая система также может выявлять пассажиров с явными признаками заболевания, что позволит вовремя обнаружить очаг инфекции и оперативно его локализовать. Впрочем, основной задачей системы видеонаблюдения будет все-таки обнаружение оставленных вещей, что важно для правоохранительных органов.
[1] https://t.me/DtRoad/4042
[2] https://zen.yandex.ru/media/id/5be41c7775cdb400ab5c48a6/zapusk-facepay24-pokupka-tovarov-s-pomosciu-lica-5dc29e4043fdc000ad6f6872