Об опыте проектирования и внедрения АПК «Безопасный город», роли руководителей субъектов РФ в реализации проектов, вариантах финансирования, дефиците кадров и перспективах развития журналу Connect рассказал первый вице-президент ГК «Техносерв» Евгений ЗАКРЕПИН.
– У группы «Техносерв» большой опыт создания комплексных систем безопасности и реализации проектов в этой сфере для федеральных и региональных органов власти. В каких регионах продолжается работа над созданием АПК «Безопасный город» с участием компании?
– В настоящее время примерно в десяти субъектах Российской Федерации реализуются крупные проекты. В частности, работы ведутся в Вологде, Череповце, Вытегре, Курске, Нижнем Тагиле, Нижнем Новгороде, Якутске, Мордовии, Великом Новгороде, Архангельске, Котласе и Горно-Алтайске. В ряде регионов наши специалисты работают в тандеме с представителями других компаний, например «Ростелекома».
Должен заметить, что на рынке по-разному трактуется термин «Безопасный город». Под ним нередко подразумевают отдельные проекты по созданию систем видеонаблюдения, фотовидеофиксации, весогабаритного контроля, управления парковками, Системы-112 и т. д.
– Что в вашей компании понимается под проектом «Безопасный город»?
– В России утверждена Концепция построения и развития АПК «Безопасный город». Головной организацией, отвечающей за ее реализацию, является МЧС России. Изданы единые технические требования, обязательные для соблюдения компаниями, которые заняты в проектировании и внедрении модулей комплекса. Таким образом, «Безопасный город» – это комплексная государственная программа, целью которой является обеспечение безопасности населения на основе консолидации различных инструментов и ресурсов на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном с учетом специфики ситуации и территории. Но задача максимум заключается в том, чтобы предупреждать кризисные ситуации, действовать превентивно, а не постфактум реагировать на ЧС.
– В рамках АПК развиваются четыре функциональных блока: координация действий служб, безопасность населения и инфраструктуры, транспортная и экологическая безопасность. В каком из этих направлений участие вашей компании наиболее значимо?
– Одинаково важны все направления. В то же время без четкого межведомственного взаимодействия невозможно построить «Безопасный город». Координация – это фундамент, основа внедрения разрабатываемых решений. Без ложной скромности могу сказать, что «Техносерв» является уникальной на российском рынке компанией, которая ведет работы по каждому направлению в отдельности и в комплексе обеспечивает их интеграцию. Иначе невозможно технологически реализовать принцип предотвращения ЧС, как того требует упомянутая концепция.
Ликвидацией последствий ЧС в нашей стране занимается МЧС, перед «Безопасным городом» стоит на порядок более сложная задача – обеспечить мониторинг, позволяющий прогнозировать, а значит, не допускать развития нежелательных событий, будь то подтопление, пожар, обрушение, затор на автомагистрали и т. д. Поэтому мы сделали ставку на прогнозирование развития событий по определенным сценариям. Например, что будет, если случится паводок или выброс в атмосферу вредных веществ, какие ведомства и службы необходимо задействовать, чтобы предотвратить развитие событий по негативному сценарию.
– Что служит точкой входа информации, на основе которой строится анализ?
– Созданные в муниципалитетах единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), куда стекается вся информация о том, что происходит на территории района. Сотрудники ЕДДС координируют работу оперативных служб, поэтому здесь собраны всевозможные сценарии развития ЧС и их предотвращения. Например, на основе информации, которая поступает с датчиков, контролирующих уровень воды в водоемах, автоматически сработает сценарий предупреждения о развитии паводковой ситуации в случае превышения заданных параметров. Сигнал об этом поступит до того, как ситуация начнет выходить из-под контроля, когда самое время принимать превентивные меры.
У сотрудников оперативных служб всегда под рукой информация о том, какие объекты на подведомственной территории могут попасть в зону подтопления, как это скажется на работе социально значимых объектов и что следует предпринять в первую очередь. Именно в ЕДДС должны быть четкие ориентиры действий. Примерно такие же сценарии разработаны на случай сотен других нештатных ситуаций.
В ЕДДС оборудовано рабочее место оператора. Когда срабатывает сценарий реагирования, заводится карточка ЧС с данными, которые автоматически рассылаются в соответствующие ведомства. Даже когда нештатное развитие ситуации удастся предотвратить, эта карточка – повод для дальнейшего предметного анализа того, на что указывают данные и их динамика.
– Из каких решений состоит АПК «Безопасный город», какие подходы к их внедрению используются?
– Исходя из потенциальных проблем и четырех направлений концепции «Безопасного города» «Техносерв» разработал архитектуру приложений – основу АПК. Для их запуска можно использовать как ЦОД, так и облачную инфраструктуру. В конечном счете предпочтение должно быть отдано облакам, что позволит максимально эффективно использовать инфраструктуру серверов, СХД. Иного способа оптимизировать затраты на «железо» не существует. При разработке ПО мы стремимся к тому, чтобы платформы были максимально простыми, проприетарные решения исключаются.
Схематично архитектуру приложений можно представить в виде взаимосвязанных «квадратиков»-задач. Для их решения нужны разные системы и модули: прогнозирования, ГИС и т. д. Часть разрабатываем самостоятельно, часть – с помощью партнеров. Пытались выбирать готовые решения. Например, на рынке с десяток геоинформационных систем, тестировали их, но для «Безопасного города» они не подходят. Важно обеспечить взаимодействие элементов АПК между собой на базе традиционной платформы или шины.
Спорить о том, какая интеграционная шина лучше, можно бесконечно. Мы проанализировали опыт работы компании с госзаказчиками и взяли за основу свою шину, для которой есть адаптеры к определенным системам. Это позволило свести к минимуму затраты на начальном этапе проекта. Но в процессе дальнейшей работы архитектура «Безопасный город» начала пухнуть, в хорошем смысле слова.
– Потому что каждый субъект Российской Федерации уникален с точки зрения АПК?
– На первый взгляд, немало общего, в рамках концепции безопасности предстоит решать массу сходных типовых задач, например, та же ГИС нужна в каждом регионе. Однако многие регионы действительно уникальны по своим типам рисков.
– В одних существует опасность подтопления, в других высока вероятность выбросов в атмосферу с химкомбината…
– Именно так. Поэтому мы приходим в регион с архитектурой приложений и платформой и проводим обследование, выясняем, какие риски характерны для субъекта. С учетом результатов определяем архитектуру приложений для региона.
– Нет ли опасности, что количество технических решений будет стремиться к числу регионов?
– Поскольку каждое техническое решение необходимо поддерживать, нельзя допустить, чтобы «Безопасные города» в Курске, Владивостоке, Вологде, Ханты-Мансийске и далее по списку различались принципиально, иначе ни один интегратор не справится с их техподдержкой. При составлении архитектуры приложений мы прорабатывали вопросы их внедрения, эксплуатации и техподдержки.
– Спор на тему типовых решений для АПК завершен?
– Думаю, да. Не может быть типового решения под названием «Безопасный город» для всех субъектов, для двух тысяч муниципалитетов. При этом ничто не мешает разрабатывать типовые системы. Не стоит упускать из виду и то, что во многих регионах уже имеются отдельные элементы инфраструктуры, которые нужно интегрировать. Задача непростая, системы сложные, приходится учитывать много дополнительных моментов. Интегратор должен располагать ресурсами, достаточными не только для разработки, но и для внедрения решений.
– Как вы оцениваете перспективы пользования АПК «Безопасный город» на основе сервисной модели?
– На мой взгляд, это один из оптимальных вариантов. «Безопасный город» шаг за шагом движется в направлении сервисной модели, что сопровождается изменением менталитета руководителей субъектов. С представителями регионов мы часто обсуждаем, надо ли в каждом субъекте создавать свой ЦОД, набирать команду, которая будет поддерживать АПК. Многие субъекты готовы рассматривать вариант получения услуги от системного интегратора и серьезно подходят к изучению этого вопроса. У региональных властей должна быть вся текущая информация о происходящем, но для этого им не обязательно содержать на балансе видеокамеры, серверы, каналы и т. д. Губернаторам приходится решать массу разнородных задач, действовать в условиях ограниченных ресурсов, в частности финансовых. Перед многими главами субъектов РФ снимаю шляпу, видя, какие усилия им приходится прилагать для поиска оптимальных решений предметных задач.
– Одна из целей взаимодействия «Техносерва» и регионов – создание региональных ресурсных центров «Безопасный город». Каковы их задачи?
– В каждом субъекте мы стараемся выстраивать партнерские отношения с местными компаниями, которые знают специфику региональных бизнес-задач. В каждом регионе мы намерены создавать точки присутствия, иметь на местах специалистов, которые будут находиться в постоянном контакте с местными службами и властями. Без этого сложно организовать межведомственное взаимодействие.
За основу берем наши филиалы. Но есть и другие варианты. Например, в Тюмени мы создаем центр компетенций совместно с администрацией. Подписан меморандум о сотрудничестве, планируем приглашать молодых специалистов – выпускников местного университета для развития продуктов «Безопасного города». Мы платим местным сотрудникам зарплату, при этом экономим на командировках. Региону также выгодно: дополнительные рабочие места, поступление налогов в региональный бюджет.
Как показывает опыт, в каждом субъекте нужны кадры для реализации АПК – инженеры, разработчики, архитекторы, менеджеры проекта. В частности, в Тюмени инженерам предстоит разрабатывать и совершенствовать модули АПК. В других регионах наши коллеги заняты внедрением уже созданных решений, а в ряде субъектов мы приглашаем специалистов для разработки продуктов, которых у нас пока нет. Ставим задачу, например, по написанию ПО, созданию декодеров и т. д. Если находим в регионе готовое решение, тестируем, иногда дорабатываем, чтобы начать использовать и в других субъектах тоже.
– Среди разработок вашей компании – Единый центр оперативного реагирования: управляющая система и система поддержки принятия решений ЕДДС. На каких технических средствах и продуктах оно базируется? В каких регионах это решение используется и насколько эффективно?
– Во всех субъектах, где работает «Техносерв», внедряется решение Единый центр оперативного реагирования, которое разрабатывалось вне привязки к системе серверов, СХД и т. д. Причем стараемся использовать продукты, созданные на условиях ОЕМ. Приложения разрабатываем на принципах Open Source, с открытыми кодами. Применение решений, которые, насколько возможно, в меньшей степени зависят от проприетарного ПО, дает возможность снизить стоимость техподдержки.
И при создании приложений стараемся, чтобы они были максимально отвязаны от платформы, «железа», относительно дешевы, но в разумных пределах, ибо последствия сбоев могут быть достаточно серьезными. В целом это очень тонкий момент – до какого предела упрощать: необходимо находить компромисс.
При всей актуальности темы импортозамещения не стоит вопрос создания модулей или приложений с нуля. Если, например, IBM за сотню лет накопила базу знаний и мы можем получить доступ и пользоваться многими алгоритмами, то от этого не следует отказываться, что, однако, не умаляет значения нашего вклада в проект. Наличие партнера, который расширяет возможности компании «Техносерв», – наше конкурентное преимущество. Например, мы используем прогнозную аналитику от IBM.
– Каким образом решается на региональном уровне вопрос финансирования проекта?
– Из федерального бюджета работы по созданию АПК не финансируются. Регионы самостоятельно решают, как поступить: искать собственные средства или привлекать их из внешних источников. К слову, во многих регионах деньги находят, как только там осознают, что предупреждение ЧС обходится дешевле их ликвидации. Условно говоря, выгоднее 1 млрд израсходовать на создание системы мониторинга, предотвращение пожара или наводнения, чем 1,5 млрд потратить на ликвидацию их последствий.
Как известно, «Безопасный город» состоит из приходной и расходной составляющих. К первой относятся системы фотовидеофиксации, парковки, весогабаритного контроля, которые позволяют наполнять бюджет. Например, в Вологодской области развернули систему фотовидеофиксации. И часть средств, поступающих в процессе эксплуатации этой системы в виде штрафов, направляется на разработку и внедрение других составляющих АПК.
Регионы могут воспользоваться различными схемами оплаты работ: в рассрочку, на условиях лизинга, концессии и т. п. Сейчас, как уже отмечалось, ряд регионов рассматривает сервисную модель доступа к АПК. «Техносерв» такую услугу планирует предлагать. При этом мы тщательно оцениваем риски: что будет, если сегодня субъект платит, а завтра не будет готов нести такие расходы? Это тонкий момент контрактной работы – на каких условиях предлагать такую услугу.
– Каковы, на ваш взгляд, слагаемые успешной реализации проекта?
– Имеет значение совокупность факторов. Прежде всего, нельзя разделять работу над проектированием и внедрением АПК. Подобные попытки бесплодны, особенно когда эти процессы разнесены во времени. По нашему опыту, такой подход утопичен. Даже когда проектируешь строго согласно техзаданию, в процессе работ по внедрению в регионе меняется отношение заказчика к АПК. Например, выясняется, что хорошо бы еще и дополнительные функции реализовать. И это объективный процесс, субъекты в процессе реализации «Безопасного города» многому учатся, осознают ценность тех или иных решений. Как следствие, техзадание, составленное в начале работы, и техзадание, которое появляется на выходе, – это два разных документа, поскольку, как правило, функционал АПК расширяется и углубляется.
Если разрабатывать проект вне привязки к конкретному региону, что называется «на потом», то нередко получается так: на схеме указано, что видеокамера будет закреплена на столбе в конкретной точке, а в реальности, когда приходишь на место, столба нет. По этой же причине не стоит одной компании поручать проектирование, другой – внедрение, иначе придется смириться с тем, что много средств и времени будет потрачено впустую. Масса деталей уточняется на этапе внедрения.
Второе слагаемое – взаимодействие между руководством администрации субъекта и компанией-подрядчиком. Без этого ни один АПК, как говорится, «не взлетит».
Третье слагаемое – согласование техзадания с Советом главных конструкторов по «Безопасному городу». Если каждый регион будет конструировать АПК, исходя из своего понимания, добиться комплексного решения не удастся. Техзадание должно отвечать установленным требованиям.
Четвертый момент связан с решением по финансированию и вариантам оплаты работ. Финансовая схема реализации «Безопасного города» должна быть согласована с местным минфином, поскольку в регионах сохраняются различия в трактовке одних и тех положений лизинга, рассрочки или концессии. Кроме того, добросовестное исполнение регионом своих финансовых обязательств будет способствовать реализации проекта.
Еще одна составляющая, возможно, объединяющая все перечисленные, – это внимание главы субъекта и его команды к реализации проекта.
– Что можно дополнительно предпринять, чтобы повысить эффективность реализации проекта?
– В ходе конкурсов на проведение работ нужно рассматривать предложения крупных компаний. Только такие игроки могут реализовывать «Безопасный город». Они располагают необходимыми ресурсами. В частности, «Техносерв» неслучайно взаимодействует с «Ростелекомом». Без телекоммуникационной инфраструктуры «Безопасный город» не построить. Во многих регионах ее нужно улучшать, дооснащать, развивать, и с этим справится сильный партнер-оператор.
– Каков, по-вашему, вектор перспективного развития «Безопасного города»?
– Работы по созданию «Безопасного города» завершить невозможно, проект нужно последовательно развивать. Шаг за шагом он будет трансформироваться в «Умный город». В ближайшие годы мы прогнозируем лавинообразное увеличение количества конкурсов на проектирование АПК по заказу регионов для реализации столь серьезной программы.