Евгений Васильев: «Мало быть успешным, нужно становиться первым»

Генеральный директор МТТ Евгений Васильев

На итоговой пресс-конференции под занавес уходящего года генеральный директор МТТ Евгений Васильев сообщил, что 2016-й стал более удачным, чем ожидали в компании. Формально продолжает действовать стратегия, которую МТТ принимала в конце 2013 г. Финансовая цель и задачи стратегии, действие которой рассчитано до конца 2017-го, заключаются в том, чтобы увеличить капитализацию компании в 2,5 раза. В качестве ключевых параметров компания ориентировалась на уровень EBITDA, диверсификацию бизнеса (классический для МТТ транзит трафика не должен оставаться основным источником доходов) и повышение финансовой устойчивости (соотношение долг/EBITDA), что важно для поступательного развития компании.

По словам топ-менеджера, все эти задачи выполнены в уходящем году. Повышение показателя EBITDA сопровождалось уменьшением долговых обязательств. Более 60% доходов по итогам года МТТ генерировала на высокомаржинальном направлении B2B. Менеджмент сделал ставку на продвижение продуктов под общим названием «облачные коммуникации» (сегмент Cloud Communications).

Евгений Васильев заметил, что в целом последние три года можно назвать успешными для компании и 2016-й в этом смысле мало чем отличался от двух предыдущих лет. Хотя в 2013 г., когда принималась стратегия, в МТТ не могли, конечно, предположить, насколько разительными будут перемены на российском рынке в этот период, насколько изменится макроэкономическая ситуация. В частности, на транзит трафика очень сильно повлияла волатильность рубля и ее последствия. Резко снизилось количество россиян, отдыхающих за границей, упал объем трафика из некоторых стран, в частности Украины. В значительной мере пострадало и новое для МТТ направление – сегмент MVNO. Глава компании напомнил, что решения МТТ в этой сфере были рассчитаны прежде всего на мигрантов.

Несмотря на непростое развитие рыночной ситуации, компании удалось выдержать макроэкономические показатели  в первую очередь благодаря гибкости в условиях волатильности рынка. Гибкость достигалась, в частности, за счет внедрения проектного подхода, реструктуризации бизнеса. Подготовка к этому велась на протяжении всего 2015 г. К началу 2016 г. в компании были созданы две бизнес-единицы, которые отвечают за транзит и корпоративное обслуживание. Евгений Васильев отметил эффективность сложившейся структуры, но не исключил возможности выделения тех или иных направлений в отдельные компании.

В рамках корпоративного направления МТТ делала ставку на развитие виртуальных АТС. Сегмент растет стремительно – на 20–25% в год. Результат компании в 2016-м вдвое лучше – 53%. Пока на этом направлении МТТ уступает пальму первенства, но входит в четверку сильнейших игроков. Примечательно, что МТТ расширила функционал предлагаемых продуктов за счет внедрения новых услуг, таких как CallBack и Calltracking.

В числе других достижений компании – строительство новых элементов MVNO-архитектуры и запуск первой в России платформы MVNE (mobile virtual network enabler). Удобство и невысокий порог входа на рынок MVNO, обеспечиваемый на базе платформы, позволяет клиентам любого масштаба добавить мобильность в свой продукт, говорят в МТТ.

МТТ предлагает телеком-платформу крупным интернет-компаниям. У них есть возможность дополнить свои продукты телекоммуникационной составляющей. С российскими интернет-грандами, такими как Яндекс, Mail.Ru Group, МТТ работает давно, а в этом году начало развиваться сотрудничество с компанией Google. Это новый интересный для МТТ опыт, который, надеются в компании, выйдет за пределы России, других стран СНГ, и сотрудничество будет продолжаться на территории европейских государств.

Запуск в 2016-м платформы MVNE предоставляет игрокам рынка возможность создания MVNO-операторов на базе инфраструктуры МТТ. Для компании это одно из ключевых направлений. По словам Евгения Васильева, сегмент достиг стадии зрелости, но игроков на нем пока мало. За время тестирования платформы компания открыла для себя новые запросы. В настоящее время у компании три коммерческих клиента, которые уже пользуются платформой. Но самое главное, что практика 2016 г. позволила компании сформировать стратегию на перспективу, в частности, связанную с дальнейшим позиционированием платформы.

Что касается планов на предстоящий год, то разговор об этом Евгений Васильев предварил словами: «Мало быть успешным, нужно становиться первым». Разрабатываемая в компании стратегия строится вокруг нескольких направлений. МТТ стремится быть компанией, которая предоставляет инструментарий в виде инфраструктуры или программных продуктов для партнеров и клиентов. Речь идет не о наборе продуктов, а об инструментах, необходимых для повышения эффективности деятельности. Сконцентрироваться компания намерена на корпоративном рынке. При этом во всех стратегических для себя направлениях МТТ к 2019 г. хочет стать игроком № 1. Среди таких направлений глава МТТ назвал облачные коммуникации, MVNE и телеком-платформы (API). Не исключается возможность выхода на рынки европейских стран.

«Развитие Cloud Communications будет определять большую часть стратегии компании на ближайшие два года, эволюцию продуктовой линейки и разработку новых сервисов, – отметил Евгений Васильев. – На этом быстрорастущем сегменте МТТ уже накопил большой объем экспертизы, компетенций и разработок».

Представленные в портфеле компании продукты образую единую систему унифицированных коммуникаций. И все больше бизнес-клиентов настроено получать комплексные услуги связи и поддержки бизнеса в едином пакете. Причем партнерам и клиентам нужны не коммуникации как таковые, а решения на базе коммуникаций. По утверждению руководства компании, лидерство в сегменте Cloud Communications – логичный шаг для МТТ.

В настоящее время компания располагает возможностью инвестировать в развитие бизнеса 1 млрд руб. И как заметил Евгений Васильев, «мы стали интересны для инвесторов». Выручка по итогам года ожидается в пределах 11 млрд руб.

Что касается структуры компании, то рассматривается возможность дезинтеграции направлений, и в МТТ не исключают преобразования корпоративного центра в управляющую компанию, хотя решение пока не принято.

Формируемая новая стратегия должна обеспечить МТТ гибкость в адаптации к меняющемуся рынку, что поможет занять лидерские позиции в приоритетных отраслевых сегментах.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку