Идея создания системы распределенных ситуационных центров, возникшая довольно давно, развивается волнообразно. Появление технологий больших данных, искусственного интеллекта, Интернета вещей придаст новый импульс ее реализации. Но к этому нужно быть готовым, поскольку перемены произойдут раньше, чем мы рассчитываем. Об этом в интервью корреспонденту журнала Connect рассказала генеральный директор компании «Полимедиа» Елена Новикова.
– Елена Владимировна, какие тенденции в сегменте создания ситуационных центров вы бы выделили сегодня?
– Первые разработки ситуационных центров появились еще в 1980-х гг., например, прообразом современных СЦ являлся центр Киберсин, созданный для правительства Альенде в Чили, а в России история СЦ начинается с центра по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Система ситуационных центров проектируется и создается в РФ уже более 15 лет, ее задачей является интеграция в единую систему СЦ регионов, правительства, министерств и ведомств.
Сейчас многие объекты построены, многие еще проектируются, а какие-то находятся на стадии модернизации. Что касается тенденций, то очевиден интерес коммерческих компаний к созданию ситуационных центров, хотя еще недавно такие объекты проектировались преимущественно по заказу государственных структур. Среди других тенденций можно отметить применение современной предиктивной аналитики, использование возможностей больших данных, изучение применения технологий искусственного интеллекта.
– В каких отраслях у коммерческих компаний появился спрос на использование возможностей ситуационных центров?
– Нам поступают запросы от нефтегазовых компаний, крупных промышленных предприятий, энергетических компаний, которые хотят проанализировать опыт применения ситуационных центров. Стоит заметить, что не всегда они называют такие объекты ситуационными центрами, чаще – центрами управления. Но суть в том, что они заинтересованы в сборе и анализе информации, которая нужна для управления предприятием и построения прогнозных моделей. И современные ситуационные центры предоставляют широкий набор средств для моделирования и прогнозирования.
– Чего ждет бизнес от использования ситуационных центров или центров управления?
– Прежде всего повышения эффективности работы предприятия, мотивированности и прозрачности управленческих решений, повышения скорости реакции на проблемы и риски современного мира.
– Различаются ли подходы госструктур и коммерческих компаний к проектированию таких объектов?
– Принципиальных различий нет. Разве что коммерческие компании в большей степени заинтересованы в повышении эффективности деятельности и в применении определенных технологических инструментов, например, позволяющих не только отображать сложившуюся ситуацию, но и прогнозировать ее развитие, строить модели, чтобы руководители и топ-менеджеры могли своевременно принимать решения. Это даст возможность предотвращать разного рода простои и потери, связанные, например, с потерей денег в результате простоев или выплатой штрафов, неустоек.
Сохраняются отличия в подходах к проектированию объектов. Одни компании начинают с внедрения аналитической платформы и обработки накопленных данных, другие предпочитают построить центр управления, оборудовать помещения, развернуть инженерные системы, а уже потом подтягивают данные и аналитические системы. Оба подхода жизнеспособны.
Для бизнеса важно не просто визуализировать текущую ситуацию, а подсказать руководителю, в какой момент у него «загорится красная лампочка», означающая, что ситуация становится критической. А еще лучше, чтобы интеллектуальная система подсказывала топ-менеджерам варианты возможных решений.
О таких возможностях говорилось давно, но запросы от коммерческих компаний стали поступать только сейчас. В настоящее время мы занимаемся несколькими проектами на промышленных предприятиях, и там идет речь о предоставлении руководителю полной информации о ситуации на предприятии и моделировании сценариев возникновения потерь и снижения эффективности.
– Как развивается этот сегмент рынка в других странах?
– Во всем мире строятся центры управления, ситуационные комнаты, которые называются по-разному. Как показывает опыт нашей компании, интерес к этой теме сохраняется, в частности, на территории Латинской Америки, в Индии, во Вьетнаме. У нас есть партнеры, нас приглашают делиться опытом. Например, в августе я побывала в Мексике, на конференции сделала доклад, посвященный инструментам управления информацией в таких центрах.
Во Вьетнаме активно обсуждается тематика построения «умных» городов. Ряд провинций по аналогии с Россией хотят строить у себя ситуационные центры и центры управления регионом, на базе которых можно решать вопросы безопасности, экономики, взаимодействия с населением.
– Компания «Полимедиа» широко известна своими решениями в области визуализации. В каком направлении развиваются эти инструменты?
– Построение ситуационных центров и анализ данных тесно связаны с автоматизацией и информатизацией, с тем, какими данными располагает предприятие или компания. Некоторые компании накопили петабайты данных, поэтому все больше заинтересованы во внедрении аналитических платформ, ИТ-инструментов, позволяющих отбирать данные, из которых можно извлекать знания. Разработанная в нашей группе компаний аналитическая платформа Visiology активно внедряется как инструмент анализа данных, моделирования и визуализации. Этот продукт представлен в реестре российского программного обеспечения. Следует отметить, что просто визуализация сегодня уже не востребована. Можно визуализировать отчет – это будет красиво, но не слишком информативно. Нужно двигаться дальше и проводить сценарный анализ.
В настоящее время мы развиваем этот продукт по нескольким направлениям: интеграция с большими данными, возможность постановки запроса на естественном языке. Сейчас, чтобы ответить на вопросы руководителя, требуется большой штат аналитиков и помощников. А что если в ответ на просьбу руководителя, например, показать отчет по продажам за третий квартал, система будет осуществлять поиск по всем подразделениям по ключевым словам и представит нужную информацию?
– Какие возможности открывает интеграция аналитической платформы с платформами для Интернета вещей?
– Интеграция с платформами для Интернета вещей, может применяться, например, в ЖКХ. Пока эти технологии только начинают внедрять, но потенциал их огромен. Не стоит забывать, что новые технологии развиваются экспоненциально, а человек мыслит линейно. Потому мы не всегда осознаем, как быстро приходит та или иная технология.
– Давно идет речь о создании в нашей стране системы распределенных ситуационных центров, но до сих пор она не развернута. Почему?
– Понадобилось немало лет, чтобы осмыслить важность этой идеи. Сейчас она обретает второе дыхание. Однако определенные трудности препятствуют ее реализации. В частности, наибольшее количество вопросов вызывает межведомственное взаимодействие, например, как и по каким регламентам одно ведомство будет передавать информацию в другое. Как показывает практика, не так сложно интегрировать информационную систему, как получить согласие на передачу данных, разработать правила обмена информацией на основе регламентов.
Работы по созданию таких регламентов ведутся, но не системно. Если одни ведомства наладили этот рабочий процесс, то другие нет.
– Достаточно ли в России специалистов для организации работы ситуационных центров?
– Недостаточно, их нужно готовить. И в ряде вузов уже есть такая специализация. Кроме того, некоторые коммерческие компании ведут подготовку аналитиков, причем успешно. Работу в указанном направлении надо продолжать. На один ситуационный центр может потребоваться от 10 до 20 аналитиков.
– Есть ли у компании «Полимедиа» планы заняться подготовкой аналитиков?
– Мы думаем об этом. Но пока ресурсов не хватает. С удовольствием открыли бы учебный центр на базе компании и создавали вокруг себя соответствующую экосистему. Не исключаю, что так и поступим на следующем этапе развития компании.
– В стране продолжается проектирование новых ситуационных центров. Можно ли утверждать, что этот сегмент выходит на новый уровень развития?
– За последние несколько лет наша компания спроектировала десятки ситуационных центров, которые находятся в разной степени реализации. Что касается перехода количества в качество, то скачок должен быть, как только мы научимся корректно применять механизмы работы с большими данными, инструменты искусственного интеллекта, использовать их для решения прикладных задач заказчика. По мере накопления информации важно отбирать нужную, наиболее значимую и агрегировать ее с помощью математических моделей, чтобы делать выводы и строить прогнозы развития предприятия, компании, региона и страны в целом.