Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем и окончательном чтении законопроект о создании в России единого федерального регистра населения страны. Текст законопроекта № 759897-7, внесенного в Госдуму Дмитрием Медведевым 23 июля 2019 года, опубликован на портале «Система обеспечения законодательной деятельности» (sozd.duma.gov.ru). Теперь этому законопроекту предстоит пройти рассмотрение в Совете Федерации и получить подпись Президента России Владимира Владимировича Путина. В случае подписания Путиным документ вступит в силу 1 января 2022 года, за исключением нескольких положений: нормативные правовые акты смогут устанавливать требование об использовании единого регистра в качестве единственного и обязательного источника для получения сведений о населении только с 1 января 2023 года; последние нормы закона вступят в силу 1 января 2025 года.
Целью формирования и ведения федерального ресурса о населении является создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их актуальность и достоверность, а также их гармонизацию в информационных ресурсах государственных и муниципальных информационных систем.
В федеральный ресурс о населении включаются сведения о следующих физических лицах:
- о гражданах Российской Федерации;
- об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
- об иностранных гражданах и лицах без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.
Согласно тексту законопроекта, после запуска единого регистра в него будут вноситься подробные сведения о каждом гражданине России.
- Фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии).
- Дата и место рождения.
- Дата и место смерти.
- Пол и в случае его изменения иной пол.
- Сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака.
- Гражданство РФ и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств.
- Сведения о наличии у гражданина РФ документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).
- Сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).
Вместе со всем перечисленным выше, в едином регистре будет храниться информация о физлицах, позволяющая идентифицировать сведения о них в различных государственных информационных системах.
- Записи акта о рождении.
- Записи акта о смерти.
- Документ, удостоверяющий личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе.
- Документы или отметки в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ.
- Сведения о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ.
- Сведения о принятом решении по вопросам гражданства РФ.
- Сведения о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
- Сведения о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
- Сведения о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных состоять на воинском учете.
- Сведения о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.
- Сведения о постановке на учет в органах службы занятости.
- Документ об образовании и (или) о квалификации, документ об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания.
- Учетная запись физического лица в ЕСИА.
- Записи федерального регистра о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.
Единый федеральный регистр населения будет вести Федеральная налоговая служба России (ФНС), а предоставлять информацию о жителях России будут Министерство внутренних дел, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство обороны, Министерство науки и высшего образования, Пенсионный фонд, Рособрнадзор и Роструд. Часть сведений будет поступать от различных государственных внебюджетных фондов. Основой регистра сведений о населении станут 8 млн записей госреестра актов гражданского состояния, формируемого в облачных дата-центрах ФНС с октября 2018 года, около 540 млн актовых записей, сохранившихся в России с 1926 года. Ответственность за безопасность данных тоже ложится на ФНС.
Вся информация, вносимая в регистр, физически будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных. В единой базе не будут храниться биометрические и медицинские сведения, и информация о вероисповедании граждан.
Конечно же, этот закон является очень своевременным. Особо отметим, что он бы внесен в Госдуму еще до того, как начала разворачиваться ситуация с эпидемией коронавируса и экономическим кризисом. Т.е., наши законодатели сработали с опережением, и теперь, когда страна столкнулась с серьезной опасностью, органы государственной власти России смогут получить в свое распоряжение очень полезный инструмент, с помощью которого можно будет осуществлять учет сведений о населении, обеспечивающий их актуальность и достоверность.
Несомненно, данный закон полностью укладывается в общую концепцию цифровизации жизни нашего общества и отражает полное понимание руководством страны нужд и потребностей российских граждан. Имея под собой такой прочный фундамент данных, можно будет в дальнейшем запускать различные информационно-коммуникационные проекты в масштабах всей страны с опорой на проверенную, актуальную информацию.