В России представили рейтинг экспорта ПО. Приоритетными для российских разработчиков направлениями оказались страны ЕАЭС и БРИКС.
Эксперты АНО «Цифровая экономика» составили рейтинг привлекательности стран с точки зрения экспорта российских ИТ-решений, сообщил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко на Российском форуме по управлению интернетом (RIGF).
Лидерство заняли Казахстан – 9,4 балла, Китай и Беларусь – 8,6 балла, а также Бразилия, которая получила 8,4 балла. На четвертой позиции Индия с 7,9, в следующую группу вошли Турция, ОАЭ, Армения, Иран, Индонезия, Таиланд, Саудовская Аравия.
Математика показывает
«Многие спрашивают про Китай. Казалось бы, у них все есть. Но математика показывает, что вхождение Китая в топ-5 перспективных стран, помимо дружественного статуса страны и интеграционных процессов, обусловлено ВВП страны и товарооборотом с Россией. Потенциал, мы считаем, большой. При подсчете индекса наибольшее значение играл уровень экономической интеграции с Россией, политический статус, объем товарооборота, индекс цифровой зрелости и индекс использования интернета населением», – пояснил Сергей Плуготаренко.
По словам Плуготаренко, АНО «Цифровая экономика» совместно с Министерством промышленности и торговли РФ, а также торговыми представительствами России проведет второй этап исследования, направленный на качественную оценку полученных результатов.
Отечественные ИТ-решения обладают высоким экспортным потенциалом. «По данным объединения «Руссофт», в 2022 году значительная доля поставок отечественных технологий приходилась на страны постсоветского пространства, а также США и Канаду. Доля Юго-Восточной Азии составила 5,9%, а экспорт ПО в страны Ближнего Востока всего 2%. Конечно, в текущих условиях структура экспорта значительно изменится», – отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
Поддержка экспортеров
Изменение приоритетов в экспорте технологий положительно скажется на российских компаниях. «Например, США и Европа – это высоко концентрированные рынки, что нельзя сказать о странах Ближнего Востока. Если упростить, то у отечественных компаний есть все шансы занять доминирующее положение на только формирующихся рынках», – отметил эксперт.
Конечно, это потребует значительных инвестиций. «На государственном уровне сейчас формируется политика по поддержке российских экспортёров. В том числе российский экспортный центр прорабатывает вопрос субсидирования разработчиков. Напомню, что также запущен проект Минпромторга «Цифровые атташе», цель которых – вести комплексную работу по продвижению отечественных программных продуктов за рубежом, а также оказывать юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям в странах присутствия. Конечно, выход на иностранный рынок – сложный процесс, но это положение должно быть заложено в программу развития любой российской ИТ-компании», – подчеркнул Немкин.