В середине октября в Москве состоялась первая конференция «IVA DAY 2023: ИТ-суверенитет и цифровизация 2030», на которой обсуждались возможности отечественных производителей для создания экосистемы корпоративных коммуникаций. “Мы готовы заменить Cisco, Zoom, MS Teams, Avaya и других”, – пояснил в своем вступительном слове на конференции генеральный директор IVA Technologie Станислав Иодковский. В конференции приняли участии представители министерств РФ, системообразующих компаний в сфере транспорта, логистики, ТЭК, финансов и ключевых игроков рынка современных технологий – компаний-участников цифровой трансформации России.
Импортозамещение – насущная необходимость
На конференции IVA DAY 2023 были представлены российские технологические инновации, а также опыт ведущих российских организаций по цифровизации коммуникаций и переходу на отечественные решения. Было отмечено, что российские разработки уже позволяют применять в сфере транспорта и логистики суверенную цифровую систему, не имеющую аналогов в мире. Осенью 2023 года в стране начинается эксперимент по цифровизации и обеспечения «бесшовности» грузовых перевозок автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. На отечественных разработках уже успешно заработали системы бронирования и покупки авиа- и жд-билетов, и выстроены внутренние коммуникации. Только в РЖД, к примеру, внедрение современных отечественных решений позволяет продавать до 1,1 млрд электронных пассажирских билетов в год и взаимодействовать в цифровом виде с 90% клиентов.
Сегодня российские компании уже могут применять отечественные ИТ-сервисы, объединяющие телефонию, конференции и мессенджинг, с элементами искуственного интеллекта и поддержкой стенографии. Для коммуникаций сотрудников РЖД был разработан российский продукт IVA R, способный полностью заменить такие западные сервисы, как Zoom. Система корпоративных коммуникаций IVA R была создана внутри холдинга во время пандемии. Сейчас программное обеспечение способно предоставлять видеоконференцсвязь для одновременного использования 8 тыс. сотрудниками, а в ближайшем будущем — до 22 тыс. Несмотря на то, что IVA R была разработана внутри холдинга «РЖД», систему уже начали эксплуатировать в госкорпорации «Росатом», правительстве Санкт-Петербурга и крупных организациях, где потребовался экстренный переход качественные на отечественные системы ВКС.
«По данным аналитического центра IVA Technologies, за год объем рынка корпоративных коммуникаций в России увеличится с 25 до 33 млрд руб., на треть вырастет и российский рынок средств для видеоконференцсвязи (ВКС) – с 10 до 13 млрд руб., — признался Станислав Иодковский. — С 2022 года доля российских средств для корпоративных видеоконференций (ВКС) выросла с 34 до 60%, а зарубежных снизилась – с 66% до 40%. И так происходит по всем сегментам: корпоративное и системное ПО, вычислительная техника. Приходится совершать небывалый скачок – то, что делали иностранные компании десятилетиями, нам предстоит сделать за три года, и к 2025 году произвести максимальное импортозамещение. Думаю, к 2025 году доля иностранных компаний составит не более 10%, а еще два года назад их было до 90%».
Высокотехнологические достижения
По словам вице-президента OCS Distribution Максима Фесенко сейчас для российских компаний самый удобный момент по реализации планов цифровизации. “Мы давно вышли из зоны комфорта и открыты для перемен, – считает он. – Как минимум 30% бизнес-процессов будут перестроена полностью, а еще 50% будут изменены до неузнаваемости. Все процессы в компании сейчас перестраиваться”. Логично делать это уже на отечественных продуктах и с помощью российских разработок.
Однако пока российская промышленность не может производить качественную продукцию мирового уровня, поэтому оборудования приходиться использовать иностранное – в основном китайское. Правда, работать с китайской продукций российским компаниям сложно – на нее, как правило, нет российской документации и технической поддержки. Поэтому российские дистрибуторы пошли по пути формирования российских торговых марок, под которыми продается выбранное ими китайское оборудование, но качество его проверено специалистами дистрибутора, для них есть вся необходимая документация, и сформированы каналы технической поддержки. В частности, по этому пути пошла компания «Брюллов», которая создала бренд RMS, под которым в Россию поставляется все необходимое оборудование для организации корпоративной экосистемы коммуникаций – от видеокоммутаторов до кранштейнов и панелей.
В рамках конференции также была организована выставка, где посетители могли ознакомиться с решениями компания OCS Distribution, К2Тех, ГК «Астра», «ХайТэк-Интеграция», «Брюллов», «Инфосистемы Джет», «Аквариус», Axoft, FD-телеком, Naumen, «Марвел-Дистрибуция», «БайтЭрг», RuSIEM. Также в конференции приняло участие Некоммерческое сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы», которое поможет директорам по ИТ отечественных компаний отстаивать свои права и совместно решать насущные вопросы.