Александр Соколов, руководитель направления MDM, компания «Онланта» (группа компаний ЛАНИТ)
Отношение ИТ-руководителей к набирающему популярность тренду BYOD неоднозначное, так как контролировать мобильные устройства сотрудников становится все труднее, потребность в повышении пропускной способности сети, необходимой для работы разнообразных приложений, которые установлены на устройствах сотрудников, стремительно растет. Как следствие, сочетание множества устройств, подключенных к сети, с неразрешенными приложениями обусловливает необходимость ИТ-отделам осуществлять тщательный мониторинг сети и заниматься планированием ресурсов.
В довершение ко всему увеличивается объем данных, которыми сотрудники для совместной работы обмениваются посредством неразрешенных средств. Все больше в ходу сервисы обмена мгновенными сообщениями, управления файлами, мобильных видеоконференций и облачные сервисы совместной работы в качестве дополнения к соответствующим корпоративным приложениям или даже для их замены.
Все это требует адекватного ответа, которым все чаще становится внедрение специализированного ПО по управлению мобильными устройствами – MDM (Mobile Device Management), которое призвано решить перечисленные проблемы путем применения набора гибких политик, ограничивающих использование одних ресурсов и приложений и облегчающих подключение и работу с корпоративными ресурсами, приложениями и другим контентом (собственно предприятия или разрешенным от сторонних поставщиков).
Но запуск в эксплуатацию любой новой ИТ-системы должен быть экономически оправдан и просчитан предприятием. Не является исключением и решение о внедрении систем класса MDM, поддерживающих концепцию BYOD.
BYOD: статьи экономии
Попробуем разобраться, в чем именно в данной концепции будет заключаться столь важная для любого бизнеса экономическая эффективность?
Первое – сокращение расходов на закупку мобильных устройств для сотрудников компании. Это особенно весомый аргумент в пользу выбора концепции BYOD в компаниях с большим штатом, где многие сотрудники интенсивно работают с корпоративными данными, находясь при этом в разных офисах, разных городах и даже разных странах.
Второе – снижение расходов на замену украденных, потерянных и вышедших из строя устройств. Не секрет, что основным типом мобильных устройств, которыми будет управлять MDM-система, являются смартфоны, но их несложно потерять или сломать в спешке рабочих будней.
И наконец, третье – уменьшение затрат на персонал, поскольку появляется возможность использовать удаленных работников или фрилансеров в любой точке мира, следовательно, снизить расходы на аренду офиса и т. п.
Строго говоря, первый и второй пункты напрямую влияют на принятие решения, будучи самыми очевидными в первую очередь для крупных компаний и государственных структур и учреждений. Третий актуален для компаний среднего и малого бизнеса, для которых сокращение издержек за счет привлечения подрядчиков в лице фрилансеров или вывод проектных команд либо целых подразделений в регионы, где уровень оплаты труда специалистов ниже, – гораздо более важное конкурентное преимущество и способ выживания на рынке.
В таком случае работодатель может не заботиться о создании полноценного рабочего места для нового сотрудника, а, наняв его, почти сразу же включать в работу, где бы он ни находился. Это стоит учитывать еще и потому, что все ведущие разработчики MDM-решений, поддерживающие концепцию BYOD, позволяют работать не только с собственно мобильными устройствами (планшетом и смартфоном), но и загружать и/или предоставлять доступ к корпоративному контенту для полноценных лэптопов и стационарных компьютеров сотрудников.
Так или иначе, статьи экономии налицо. Но прежде чем подсчитывать экономию от использования вашими сотрудниками персональных мобильных устройств в корпоративных целях, необходимо вложить соответствующее количество ресурсов в реализацию MDM-системы, поддерживающей BYOD. Компания должна определиться, по какой модели реализации ей идти выгоднее: либо «в своем помещении» (On-Premise), либо сервисной (SaaS).
Модели внедрения MDM
Первая модель – это развертывание MDM на собственных или самостоятельно арендованных у сторонней организации мощностях, вторая – приобретение, точнее потребление, сервиса MDM у провайдера. Провайдером, предоставляющим компании MDM как сервис, может выступать либо телеком-оператор, либо MVNO – сотовый оператор, использующий для удовлетворения потребностей своих клиентов инфраструктуру, т. е. сети одного крупного или нескольких игроков. Провайдером может выступить сам производитель MDM либо системный интегратор, имеющий, как правило, значительный опыт в интеграции различных систем в целом спектре отраслевых заказчиков и собственный штат специалистов – от разработчиков до экспертов технической поддержки и администраторов.
Приняв решение о том, какую модель использовать, бизнес столкнется с необходимостью определенных затрат. Попробуем рассмотреть решения в зависимости от типа модели и предложить способы их оптимизации.
Модель On-Premise
Внедрение MDM-решения. Под внедрением подразумевается целый комплекс мероприятий: предпроектное обследование и, возможно, пилотная эксплуатация решения, инсталляция, интеграция с целым рядом корпоративных систем и сервисов, тестирование и передача в поддержку. Оптимизировать затраты можно в первую очередь за счет детальной проработки технических требований и исключения из их числа избыточных, приводящих к приобретению дорогостоящих и невостребованных функций MDM-системы, а также путем сокращения точек интеграции до необходимого минимума.
Если позволяет масштаб предприятия, то весь этот комплекс работ проще всего передать стороннему исполнителю. В российской практике в роли такого подрядчика выступает обычно системный интегратор.
Обучение/найм и содержание штата квалифицированных специалистов для поддержки MDM. Статья расходов – далеко не самая внушительная, особенно по сравнению с предыдущим пунктом, принимая во внимание то, что MDM-система сама по себе приведет к существенному снижению расходов на поддержку большого и разнообразного парка мобильных устройств, большей экономии в целом достичь сложно.
Возможный путь оптимизации – передача функций технической поддержки подрядчику, у которого есть соответствующие специалисты (как правило, это системный интегратор).
Расходы на лицензии. Оптимизировать расходы можно за счет правильного планирования эксплуатации MDM и четкого понимания того, как будет расти количество пользователей. Поставщики MDM зачастую предлагают несколько пакетов функционала, использование которого может быть разным для различных категорий сотрудников компании и/или ее клиентов. Кроме того, ввиду того что лицензии бывают как бессрочные, так и срочные, стоит заранее определиться с количеством пользователей.
Трендом последнего времени становится использование модели «pay as you grow» – механизма оплаты лицензий не по факту начала проекта или старта эксплуатации системы сразу большой партией, а по мере реального использования и увеличения количества пользователей.
В качестве общего направления по оптимизации расходов в рамках первой модели целесообразно избрать путь, когда система используется из облака, принадлежащего вендору MDM или другой компании (например, провайдеру различных облачных услуг или интернет-провайдеру).
Модель SAAS
В рамках сервисной модели компания платит ежемесячно (или с иной периодичностью) абонентскую плату за использование сервиса MDM. Этот способ сам по себе самый низкобюджетный и изначально был рассчитан на массового потребителя и предприятия среднего и малого бизнеса. Снизить затраты можно путем комбинации набора услуг в рамках сервиса MDM, исходя из потребностей предприятия.
Учитывая вышесказанное, отметим, что контролировать оборот незарегистрированных работодателем мобильных устройств и приложений на них чрезвычайно важно. Однако наличие штата соответствующих технических специалистов, взявших под контроль «всех и вся», может привести к потере доверия сотрудников, при этом не обеспечить существенного повышения корпоративной безопасности. Следовательно, возникает необходимость в инструменте, способном взять ситуацию под контроль ИТ-отдела, не раздувая его бюджет и штат, но сохранив лояльность людей, работающих в компании. Таким решением и может стать MDM-система. В свою очередь, внедряя MDM и стремясь не отпугнуть своих сотрудников, негативно реагирующих на любые попытки ограничить их в выборе инструментария для работы, работодатель склоняется в пользу BYOD. После подсчета экономии на закупке и содержании парка корпоративных мобильных устройств окончательный выбор концепции BYOD становится закономерным. Заключительный – выбор модели реализации концепции (On-Premise или SaaS), и тут, как было проиллюстрировано в ходе анализа затрат по каждой из моделей, предпочтение очевидно – это SaaS.
В заключение еще раз подчеркнем, что целесообразно учитывать не только прямую экономию от использования концепции BYOD, но и прибыль, которая может быть получена компанией за счет повышения производительности с точки зрения как итоговых результатов, так и эффективности взаимодействия внутри производственного коллектива. Это становится возможным, когда сотрудники используют на работе те же устройства, что и в личной жизни. Свобода выбора инструментов для выполнения поставленных задач повышает продуктивность работника и способствует росту удовлетворенности от того, чем он занимается.