«Четвертый» оператор сотовой связи Tele2 известен своим девизом, звучащим со всех его постеров и рекламных клипов: «Другие правила». Однако у ФАС оказалось иное мнение по поводу правил – Федеральная антимонопольная служба решила, что для всех наших операторов существуют единые правила, нарушать которые нельзя.
Как стало известно из публичных источников, ФАС признала оператора Tele2 нарушителем в деле о национальном роуминге.
Поскольку это вопрос юридический, нам следует быть предельно корректными, поэтому приведем здесь точную выдержку из официального сообщения ведомства:
«Комиссия признала факт установления монопольно высокой цены на услуги связи в национальном роуминге и в связи с отсутствием у компании желания добровольного устранения нарушения, как это сделали ранее операторы «большой тройки», приняла решение выдать соответствующее предписание.
Напомним, что летом прошлого года ФАС России возбудила в отношении операторов связи дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Признаки нарушения выразились в установлении и поддержании монопольно высоких абонентских цен на услуги связи в национальном роуминге и при заключении межоператорских роуминговых соглашений в национальном роуминге на территории Российской Федерации.
Комиссия ФАС России в части абонентских роуминговых тарифов признала компанию нарушившей антимонопольное законодательство (пункт 1 части 1 статьи 10). За это нарушение предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа будет известен по итогам завершения административного производства.
Отметим, что в действиях ООО «Т2 Мобайл» отсутствуют нарушения при заключении межоператорских роуминговых соглашений на территории Российской Федерации. Дело в этой части прекращено».
Для полной ясности приведем также выписку из закона, на который ссылается ФАС. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции», Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением:
«1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара».
В России, как известно, действует несколько видов роуминга: национальный роуминг, внутрисетевой роуминг и некий специальный роуминг, предусмотренный для территории Крыма (его изобрели операторы связи, чтобы вывести из-под возможных санкций США и Евросоюза свои активы).
Внутрисетевой роуминг позволяет общаться за пределами домашнего региона за отдельную плату. Национальный роуминг нужен в том случае, когда сотовая сеть определенного оператора отсутствует в каком-либо регионе.
В сообщении ФАС первое, что бросается в глаза, – прямое сравнение ситуации, в которой оказался Tele2, с другими операторами: «отсутствием у компании желания добровольного устранения нарушения, как это сделали ранее операторы ”большой тройки”». Здесь четко указано, что именно Tele2 не выполняет нормы закона, хотя еще сравнительно недавно, в декабре 2017 г., СМИ пестрели заголовками, типа «Отмена внутрисетевого роуминга: пока лидирует только Tele2» («Московский комсомолец, от 27.12.2017). В сообщениях утверждалось, что реализация отмены внутрисетевого роуминга у Tele2 идет планомерно.
Видимо, за прошедшие месяцы 2018 г. оценка работы оператора со стороны ФАС изменилась, что и привело к появлению настоящего предписания.
Отметим еще одно крайне важное обстоятельство: данное нарушение является всего лишь административным, т. е. максимум, что может грозить Tele2, – это штраф, который вряд ли будет для компании неподъемным.
В чем же конкретно провинился оператор? Если разбираться по сути вопроса, то в числе главных претензий ФАС значится роуминг в Крыму. Как мы уже отметили, эта зона является особой для российских операторов из-за западных санкций, под которые они не хотят подставляться. Так вот, год назад замглавы ФАС Анатолий Голомолзин пообещал, что наценка на национальный роуминг в Крыму исчезнет уже в I квартале 2017 г., а внутрисетевой роуминг «испарится» до конца первой половины того же года. Тем не менее, ни того, ни другого так и не произошло.
Одна минута входящего вызова для абонента оператора Tele2 при его нахождении на полуострове стоит 1 руб., одна минута исходящего звонка на территорию России – 3 руб. Отправка одного SMS и передача 1 МБ данных также обойдутся в 3 руб. Как видим, тарифы здесь оформлены оператором таким образом, словно полуостров Крым не является неотъемлемой частью России. В самом деле, ни в каком другом регионе в тарифах нигде не указывается «территория России», на которую совершаются звонки, поскольку странновато писать о том, что абонент звонит из России в Россию.
ФАС предписывала компаниям устранить нарушения до конца 2017 г., позднее срок был перенесен на 31 января 2018 г. В феврале регулятор сообщил, что операторы МТС и «ВымпелКом» добровольно устранили нарушения, а уже в марте то же самое сделал «МегаФон». В результате ФАС решила не выдавать компаниям «большой тройки» предписание, которое заслужил Tele2. Тем не менее, штрафы, размеры которых будут определены по итогам завершения административного производства по делам, грозят всем операторам.
Справедливости ради отметим, что у конкурентов Tele2 тарифы на роуминг в Крыму также включают в себя этот «специальный роуминг».
Что касается финансовой стороны вопроса. Группа ВТБ 4 апреля 2013 г. приобрела 100% акций компании «Tele2 Россия», сумма сделки составила 2,4 млрд долл. 17 октября 2013 г. Группа ВТБ перепродала половину своей доли (50% акций) «Tele2 Россия» консорциуму частных инвесторов, владеющих банком «Россия», среди которых Юрий Ковальчук (председатель совета директоров банка «Россия») и Алексей Мордашов (совладелец «Северстали»). В 2014 г. они перепродали свою долю в «Теле2» «Ростелекому». Как видим, собственниками Tele2 являются российские граждане.
Санкционные опасения операторов можно понять, но не менее ясна в этой ситуации и позиция ФАС: российский регулятор не может и дальше спокойно смотреть на эту странноватую картину, когда российские сотовые операторы делают вид, словно территория Крыма какая-то особенная, чем-то отличающаяся от других регионов.
Строго говоря, никто в США и Европе никогда не высказывался относительно введения возможных санкций на российских сотовых операторов связи, так что они, по большей части, обжегшись на молоке, дуют на воду. Кроме того, операторский бизнес отличается, к примеру, от простой продажи полезных ископаемых за границу («Русал»). Даже если бы санкции ввели, что маловероятно, они не могли бы оказать большого негативного влияния на операторов связи.
По-видимому, все эти «крымские роуминги» закончатся уже в текущем году, и абоненты быстро забудут о тех временах, когда им приходилось дополнительно платить за «звонки на территорию России».