
В Минцифры подвели промежуточные итоги общественного обсуждения проекта новых правил включения ПО в реестр. Для работы продуктов в единой программной среде вводится требование совместимости ПО с двумя ОС из реестра, а для ПАК – с одной. При этом Минцифры отберёт наиболее зрелые ОС с учётом проверки на дополнительные критерии, чтобы облегчить выбор разработчикам.
Переходный период
«Для адаптации к новым условиям предусмотрен переходный период. Требования будут вступать в силу поэтапно, начиная с 2026 года – для большинства классов прикладного ПО. К 2028 году – для промышленного ПО. Для софта, уже включённого в реестр, разработают свой план проверки. Сроки будут обсуждаться с отраслью», – пояснили в Минцифры.
Изменения ограничивают включение в реестр аналогов, созданных госкомпаниями только для внутреннего использования. Госкомпании смогут разрабатывать и включать такие продукты в реестр при условии коммерциализации, подтверждая её ежегодно. Первый раз – через год после попадания в реестр.
При этом такое требование затронет только узкий перечень классов софта (ОС, офисные пакеты, СУБД, антивирусы), где уже есть зрелые отечественные решения.
Проверка на соответствие
Разработчики смогут добровольно пройти проверку на соответствие дополнительным требованиям (поддержка российских микропроцессоров, сертификатов безопасности, отсутствие уязвимостей и т. д.).
Соответствие даст преференции при госзакупках, но не станет препятствием для включения ПО в реестр и не приведёт к исключению из него.
Включение софта в реестр важно для разработчиков, поскольку в этом случае они могут платить налог на прибыль по ставке 3%, а страховые взносы – 7,6%. Также софт из реестра может продаваться без НДС и претендовать на другие льготы.
Комментарий парламентария
«На мой взгляд, здесь должны быть правильно расставлены акценты. Реестры Минцифры и Минпромторга существуют для того, чтобы формировать рынок доверенных отечественных решений, которые могут использоваться, в первую очередь, в критической информационной инфраструктуре, как того требуют 166 и 250 Указы Президента. Льготы для ИТ-компаний здесь – это инструмент, помогающий им и стимулирующий их обеспечивать этот результат, а не некие формальности для получения доступа к льготам. Во главе угла должен быть результат. Убежден, что мы должны исходить именно из этого», – подчеркнул член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
Цель предложенных норм – повышение зрелости отечественных ИТ-решений, а не усиление нагрузки на российских вендоров. Намерения регулятора соответствуют рыночным трендам и направлены на повышение локализации отечественных ИТ-решений.