Для борьбы с мошенниками изменят десятки законов

По данным СМИ, речь идет о запрете использовать зарубежные мессенджеры для служебной коммуникации или общения с гражданами, клиентами или пользователями для сотрудников госорганов.

В ближайшее время комиссия правительства по законопроектной деятельности рассмотрит пакет поправок в несколько десятков законов и нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с кибермошенничеством. Об этом сообщает РБК со ссылкой на документ, который есть в распоряжении издания.

Разработку поправок подтвердил вице-премьер Дмитрий Григоренко: «Мы детально проанализировали наиболее распространенные мошеннические схемы, включая обман через звонки и сообщения, взломы личных кабинетов и оформление кредитов на чужие паспорта. На основе этого анализа мы разработали меры для защиты граждан от таких угроз. В результате гражданам станет доступен широкий набор инструментов, который поможет им обезопасить себя от телефонного и интернет-мошенничества».

Суть поправок

В документах речь идет о запрете использовать зарубежные мессенджеры для служебной коммуникации или общения с гражданами, клиентами или пользователями для сотрудников госорганов, кредитных организаций, ЦБ, операторов связи, владельцев социальных сетей, агрегаторов товаров и услуг, сервисов размещения объявлений.

Использовать российские мессенджеры для служебной коммуникации сотрудники этих организаций смогут только после того, как подтвердят свою личность через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Кроме того, предлагается обязать владельцев маркетплейсов и агрегаторов товаров и услуг с аудиторией более 200 тыс. пользователей из России проводить идентификацию через ЕСИА тех, кто намерен разместить объявление о продаже товаров или услуг.

Среди других мер – обязательная маркировка звонков от организаций, вызовов с международных номеров и звонков, инициируемых с виртуальных АТС: на экране телефона пользователя будет отображаться соответствующая информация, чтобы он мог понять, звонит ли сотрудник банка или мошенник; возможность установить через «Госуслуги» запрет на заключение договора на оказание услуг сотовой связи без личного присутствия онлайн; право отказаться от рекламных и спам-рассылок и звонков для абонентов; рассылка кодов в СМС только после завершения телефонного разговора, который ведет абонент; а также возможность для госорганов, занимающихся оперативно-разыскной деятельностью и отвечающих за безопасность, по запросу получать сведения из информационных систем операторов связи и другие.

Представитель Минцифры подтвердил, что совместно с заинтересованными ведомствами и отраслью прорабатывается комплекс мер по снижению случаев кибермошенничества.

«В ближайшее время планируется впервые вынести его на заседание комиссии правительства по законопроектной деятельности. Это станет одним из этапов рассмотрения и согласования инициативы. По итогам обсуждения в текст могут вноситься изменения и уточнения», – сообщил он, добавив, что указанные меры будут ориентировочно внедрены в 2025–2026 годах.

Точка зрения парламентария

Предложенные поправки в законодательство направлены на комплексное усиление защиты граждан от кибермошенничества.

По словам члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антона Немкина, «в последние годы количество преступлений в сфере информационных технологий значительно возросло, а схемы злоумышленников становятся все более изощренными. Использование поддельных звонков, взлом личных кабинетов, мошеннические кредиты на чужие документы – все это требует более строгого контроля со стороны государства. Инициированные изменения учитывают анализ наиболее распространенных схем мошенничества и предлагают реальные инструменты для их предотвращения».

Например, запрет на использование зарубежных мессенджеров для служебных коммуникаций позволит предотвратить утечки данных и в целом снизит риски, связанные с иностранными платформами. Дополнительные меры, такие как возможность устанавливать запрет на удаленное заключение договоров на оказание услуг связи и отказ от спам-рассылок, также являются важными шагами в борьбе с киберпреступностью.

Несмотря на значительный потенциал инициатив, их успешная реализация будет зависеть от эффективного внедрения технических решений и взаимодействия государства с бизнесом.

Важно, чтобы все участники рынка были готовы к изменениям, а у граждан была возможность легко адаптироваться к новым требованиям. При грамотной реализации данные меры способны значительно сократить масштабы кибермошенничества и повысить уровень цифровой безопасности в стране.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку