Российский офис компания IBM на очередном форуме BusinessConnect 2016 в Москве представил результаты опроса руководителей высшего звена. В ходе интервью 818 генеральных директоров из 70 стран отвечали на вопросы, связанные с расстановкой сил на рынке, факторах, способных ее изменить, и технологиях, которые они рассматривают в качестве перспективных.
В центре внимания IBM Institute for Business Value, проводившего исследование, оказались мнения руководителей компаний, которым удается сочетать финансовый успех и опыт инновационного развития. По данным организаторов опроса, 30% респондентов причислили свои компании к лидерам инноваций, 44% полагают, что находятся в золотой середине, 26% признали, что отстают в части инноваций. При этом всего 13% из 30% лидеров сообщили о том, что темпы роста дохода их бизнеса выше среднерыночных. Генеральных директоров компаний, которые умеют извлекать коммерческую выгоду из своих инновационных инициатив, авторы исследования назвали факелоносцами, а их менее успешных коллег отнесли к категории рыночных последователей. Точки зрения факелоносцев на происходящие в индустриях и на рынке в целом процессы по понятным причинам представляют наибольший интерес для анализа.
По мере изменения внешней среды для ведения бизнеса все очевиднее становится тенденция конвергенции индустрий. В последние годы конкурентам, которые буквально врываются на рынок с неизвестными ранее бизнес-моделями, удается произвести перестановку сил. Это стало возможным благодаря преобладающей роли технологий. Как показал опрос, генеральные директора, а вместе с ними и руководители структурных подразделений осознали, что технологические, а не макроэкономические или рыночные факторы, как прежде, диктуют условия стратегического развития компаний. Благодаря применению ИТ-инструментов новые рыночные игроки быстро встают на крыло и теснят, а то и выталкивают, низвергая с пьедестала, признанных лидеров. Ставшие классическими показательные примеры компаний в сфере перевозок, розничной торговли, гостиничного бизнеса, которые не владеют собственными автомобилями, магазинами и отелями (соответственно), диктуют правила игры на рынке. Сделав ставку на использование технологий при организации бизнеса, эти компании сумели предложить сервисы, которые пользуются спросом. При помощи ИТ-инструментов они смогут свои услуги изменить, как только в этом возникнет необходимость. Главное – определить, что будет пользоваться спросом на рынке.
В перечень технологий так называемой новой волны, способных оказывать позитивное влияние на развитие бизнеса, по мнению участников опроса, входят мобильные решения, когнитивные технологии, Интернет вещей и облачные вычисления. Примечательно, что при ответе на вопрос, какие из этих технологий помогут совершить революцию в бизнесе в ближайшие три-пять лет, мнения факелоносцев и рыночных последователей разделились. Капитаны бизнеса, составляющие первую группу, отдали предпочтение мобильным решениям (83% против 69) и когнитивным технологиям (50 и 42%), а их менее успешные коллеги склонны сделать ставку на Интернет вещей (соответственно 48 и 57%) и облачные вычисления (64 и 66%).
Интрига в том, кто окажется прав. Не станем строить прогнозы, приведем рассуждения представителей IBM и других участников конференции BusinessConnect 2016 относительно перспектив Интернета вещей и когнитивных технологий. Основная проблема Интернета вещей сегодня в том, что 98% данных не покидают того устройства, на котором возникли, и в течение долей секунды они утрачивают свое значение. Большие данные, представленные в виде постов в социальных сетях, фото, видео, текстовых сообщений, данных сенсоров в различных устройствах, действительно представляют ценность для ведения бизнеса, но в весьма ограниченный промежуток времени – пока отражают настроение потребителей либо состояние систем. Основной вопрос Интернета вещей – обработка информации. Будущее этого технологического сегмента напрямую связано с наделением этих вещей интеллектом, достаточным для того, чтобы они в пределах своего функционала были способны осуществлять транзакции, в частности между собой.
Большое значение для любой современной компании имеет принадлежность к определенной экосистеме, представляющей собой сложную сеть взаимозависимых предприятий и отношений, определяющих создание и распределение стоимости. Две трети генеральных директоров находятся в поисках возможности изменить или полностью обновить свою роль в экосистеме. Партнерская сеть представляет ценность как необходимое условие для сотрудничества в экосистеме. Неумение встроиться в экосистему, привлечь достаточное количество агентов, умеющих взаимодействовать с потребителями, чревато потерей даже лояльных клиентов.
Чтобы этого не произошло, новые продукты были востребованы, а бизнес-модели – оптимальны, эксперты рекомендуют использовать когнитивную аналитику для понимания новых тенденций, извлечения знаний из неструктурированной информации. Смысловые иерархии, доминирующие понятия, которыми оперируют люди по ходу общения, позволяют понять настроения потребителя. Системы на основе когнитивных технологий помогают выяснить не только, как человек мыслит, но и что он при этом чувствует. Сочетание рационального и эмоционального и позволяет реализовать индивидуальный подход, находить нетрадиционные пути развития бизнеса. Именно это находится в центре внимания генеральных директоров успешных в инновационном отношении компаний. Когнитивные технологии под брендом IBM представлены возможностями сервисов Watson, которыми уже пользуются почти 11% участвовавших в опросе руководителей.
Различный подход к использованию технологий обусловлен тем, что компании-лидеры, возглавляемые факелоносцами, в отличие от рыночных последователей готовы к экспериментам и инвестициям в инновации на долгосрочной основе. В этом, пожалуй, и заключается главный вывод, к которому пришли авторы исследования и участники дискуссий, состоявшихся в рамках конференции. При этом интрига, кто окажется дальновиднее в выборе приоритетных технологий, сохраняется. Дилемма, перед которой оказались руководители бизнесов, лишь усложняется, поскольку инновации непредсказуемо меняют соотношение ценностей на рынке.