Дэвид Холден: «Магистральные направления развития IoT-решений – интеграция и безопасность»

О стратегии развития в сфере Интернета вещей, создании экосистемы компании Orange, приоритетных направлениях применения технологии и проектах, к которым присматриваются на российском рынке, журналу Connect рассказал коммерческий директор Orange Business Services в России и СНГ Дэвид Холден. 

Что представляет собой стратегия компания Orange в области развития Интернета вещей?

– Интернет вещей (Internet of Things – IoT) является одним из столпов развития инновационных продуктов компании. Поскольку это очень широкая область, Orange сосредоточилась на разработке решений для определенных вертикалей – транспорта, здравоохранения, ритейла, промышленности, страховых организаций, «умных» зданий и «умных» городских территорий. Среди перечисленных направлений мы выделили четыре основных – «умные» города, промышленность (все, что связано с производством), транспорт и здравоохранение. В этих сферах деятельности, на которых специалисты Orange в области IoT сфокусировали внимание, мы наблюдаем наибольший интерес и пользу для наших клиентов.

Существуют разные подходы к реализации IoT-проектов. Каким из них отдает предпочтение Orange?

– Прежде всего стоит заметить, что элементы решений в сфере IoT не являются чем-то уникальным. Наибольший рыночный интерес представляет то, как обеспечена их интеграция, какие сервисы предлагаются на их основе. Подход нашей компании предусматривает консультирование потенциальных заказчиков, развитие экспертизы в сфере создания концепций развития «умных» территорий. При этом речь идет не о решениях Orange, а о решениях наших заказчиков – ведь от этого зависит продуктивность взаимодействия наших клиентов со своими заказчиками. В данном случае я имею в виду создание новых бизнес-моделей, формирование пользовательского опыта, новых рынков или продуктовых слоев. Бизнес-консалтинг в сфере IoT мы рассматриваем в качестве гида для наших клиентов.

Как только мы вместе с клиентом определим, что ему нужно, зададим, условно говоря, вектор движения, становится очевидной польза от IoT, которая выражается в оптимизации производства, снижении расходов на эксплуатацию и т. п. И тогда мы переходим к разработке решений, архитектуры, выбору инструментов для конкретных проектов.

Неотъемлемой частью нашего подхода к развитию IoT является платформа Datavenue – модульное решение для создания проектов в этой сфере и аналитики больших данных (Big Data) как обязательного условия создания таких решений. Платформа позволяет развернуть, зарегистрировать объекты и управлять ими, собирая и визуализируя данные по определенным алгоритмам. На основе Datavenue наша компания предоставляет решения, посредством которых анализируются потребительские потоки в ритейле, пассажиропотоки на транспорте и т. д. Операционные процессы можно адаптировать с учетом динамики использования ресурсов – воды, электричества, газа, бумаги и т. д.

Проиллюстрируйте, пожалуйста, возможности платформы на конкретных примерах.

– Один из реализованных во Франции проектов для компании, занятой строительством дорожной инфраструктуры, предусматривал установку IoT-датчиков парковки, температуры поверхности покрытия, заполнения мусорных баков, использования мыла и туалетной бумаги, счетчиков автомобилей, света, воды и газа. Это позволило компании пересмотреть график обслуживания инфраструктуры, по мере надобности закупать расходные материалы, а также строить планы развития с учетом того, как часто и какие автомобили пользуются услугами парковки, какие товары приобретаются в магазине на заправке и в ближайшем кафе.

Хорошим примером «умного» здания является кампус Orange из шести объектов в пригороде Парижа. Пропуском в здание служит карточка или телефон. Посредством мобильного приложения можно сообщить о своем присутствии, проложить путь по зданию, быстро найти ближайшие незанятые принтер или копир, свободную переговорную, оплатить кофе, узнать о визите гостя и т. д.

Какие преимущества IoT-решений для промышленных предприятий вы могли бы отметить?

– Прежде всего оптимизацию операционных процессов, что актуально для промышленных, транспортных, добывающих и перерабатывающих предприятий, а также логистических и рыболовных компаний. Предприятиям нужно понимать, как используются ресурсы, насколько эффективно осуществляется управление активами. На балансе таких компаний немало дорогостоящей техники, простой которой обходится недешево, широкая номенклатура инструментов и материалов для производства. Им важно знать, где находятся, например, аппаратура, трубы или буры, насколько интенсивно они используются, – от этого зависит превентивное обслуживание техники и оборудования. Решить эти задачи можно за счет применения IoT-сервисов. Датчики помогут проследить за тем, где находятся и как используются устройства, вовремя сигнализировать об уровне их износа и необходимости техобслуживания. Недоиспользование, например, бура для добывающей компаний – это потерянные деньги, а эксплуатация его сверх нормы – еще большие расходы, в частности, на непредвиденные ремонтные работы.

В промышленности часто используются кейсы «умных» зданий, чтобы снизить расходы на использование электричества, газа, воды и других ресурсов.

В чем уникальность подхода вашей компании к развитию IoT, чем отличаются решения Orange?

– Многие компании выпускают датчики, разрабатывают платформы, системы визуализации и приложения. Orange занимается одновременно всем, может объединить предложения и разработки разных производителей, обеспечив надежность решения. К слову, наша платформа является вендоронезависимой, позволяет собирать данные с любых устройств и обеспечивать интеграцию с другими платформами. Orange – член совета альянса по стандартизации новых IoT-решений.

Что касается уникальности нашего подхода, то я бы отметил его открытость и универсальность. Компания создает решения, которые не ограничены условиями. В частности, заказчик может консолидировать данные с любых систем или устройств: от принтеров до датчиков туалетной бумаги. Кроме того, вокруг Интернета вещей есть решения по хранению данных и обеспечению к ним доступа. У компании Orange большой опыт внедрения и обслуживания таких решений, в том числе нестандартных.

Наша компания много инвестирует в развитие IoT. Территориально распределенное бизнес-подразделение в сфере Интернета вещей насчитывает около 700 сотрудников, которые заняты только IoT-решениями.

С какими отраслями вы связываете перспективы Интернета вещей на российском рынке?

– В России IoT-решениями интересуются компании, занятые эксплуатацией недвижимости, добывающие и ресурсоперерабатывающие предприятия. В этом же ряду компании, располагающие огромным количеством данных, которые таят в себе много возможностей для повышения эффективности ведения бизнеса и его трансформации. Как известно, в силу инерции невозможно сразу перевести все процессы в компании на инновационные рельсы: сложно, рискованно, связано с непредвиденными расходами. И как раз IoT-решения могут стать оптимальным вариантом для реализации таких проектов. Применяемые в них технологии позволяют использовать нелицензируемый диапазон, сравнительно недорого разворачивать инфраструктуру и обеспечивать управление данными, извлекая из них пользу для бизнеса. В настоящее время крупнейшие российские компании рассматривают кейсы, с которыми мы связываем развитие Интернета вещей на российском рынке.

В России уже есть примеры «умных» зданий, офисов, бизнес-центров, парковок, систем освещения. Интеграция этих разрозненных элементов позволяет формировать городские «умные» пространства. На таких территориях можно эффективно использовать ресурсы, например, освещение в зданиях и парках в зависимости от времени суток, внедрять динамическое ценообразование на услуги, увеличивая доходы в бюджет. IoT-потенциал развития подобных пространств огромен, несмотря на то что его непросто обнаружить среди множества зависимостей.

Как вы оцениваете потенциал российского сегмента IoT-рынка?

– Потенциал, без преувеличения, огромен. Особенно в промышленности, ритейле, на транспорте. Кстати, многие ритейлеры уже пользуются разнличыми аналитическими системами, позволяющими формировать ассортимент на основе собранных данных.

В каких направлениях ведутся сегодня разработки в области Интернета вещей?

– Магистральные направления – интеграция и безопасность. Много исследований проводится в целях безопасности. К индустрии 4.0, ко всему, что связано с применением радиотехнологий Интернета вещей, многие компании относятся настороженно. Они хотят быть уверены в том, что автоматизация не обернется против них. Как известно, труднее всего защитить конечные устройства, которые не только передают, но и принимают данные.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку