Компания «Деснол», разработчик и интегратор решений экосистемы 1С:ТОИР, подвела итоги 2024 года и выделила три главных эффекта, которые получили клиенты в результате реализации проектов по созданию единой цифровой среды управления производственными активами с помощью 1С:ТОИР КОРП. Они связаны с доступностью и ускорением получения нормативной и технической документации, сокращением длительности простоев оборудования, а также повышением эффективности оборачиваемости складских запасов.
Начиная с 2022 года, отмечается значительный рост интереса к решениям экосистемы 1С:ТОИР по всей партнерской сети фирмы «1С». Среднегодовой темп роста продаж за последние три года превысил 57%. По данным Центра экспертизы ТОиР Деснола, разработчика и интегратора экосистемы, наибольший интерес к проектам по автоматизации процессов управления активами наблюдается со стороны агропромышленного комплекса, нефтегазового сектора и пищевой промышленности. Основными предпосылками цифровой трансформации в 2024 году чаще всего становились потребность в качественных данных о состоянии производственных активов, а также желание предприятий проанализировать и улучшить свою производственную и операционную эффективность, которая охватывает вопросы оптимизации бизнес-процессов, управления персоналом, практики применения автоматизированных систем и технологий.
Цифровым фундаментом для таких изменений является «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП». Решение принадлежит к классу EAM (Enterprise Asset Management) и реализовано на одной из самых популярных в России платформ «1С:Предприятие» редакции 8.3. Его успешно применяют более 800 предприятий различных сфер и форм собственности. На волне импортозамещения EAM-система стала особенно популярна, так как позволяет не только автоматизировать весь цикл работы ремонтных служб и создать единую цифровую среду, но и имеет встроенные механизмы обмена данными с ключевыми программными продуктами единой системы решений «1С», отвечающими за управление персоналом и заработной платой, бухгалтерию, документооборот, торговлю, складскую логистику, мониторинг промышленного оборудования и безопасность.
По данным Деснола, российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР (технического обслуживания и ремонта оборудования), в 2024 году российские предприятия показали эффективность, связанную с качеством и доступностью данных о состоянии и составе активов, оптимизацией складских запасов и трудозатрат, скоростью получения необходимой для проведения ремонтных работ информации, сокращением длительности ремонтов и простоев оборудования. Такие тенденции подтверждаются знаковыми с точки зрения масштаба и сложности реализации совместными проектами Деснола с Иркутской нефтяной компанией (ИНК), АО «Энерго Сервис», ГК «Агропромкомплектация» и Кондопожским ЦБК (входит в ГК «Карелия Палп»).
Эффект 1. Ускорение получения технической документации и сокращение трудозатрат на поиск информации. До цифровизации ТОиР многие компании хранят основную информацию о нормативах, паспортах оборудования, технической документации, планово-предупредительных ремонтах, осмотрах и дефектах на бумажных носителях, что затрудняет доступ к оперативным данным о неисправностях и проведенных работах, лишает возможности объективно оценить степень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами для качественного планирования работ. EAM-решение по управлению процессом технического обслуживания и ремонта активов позволяет видеть историю обслуживания, создать прозрачную систему учета оборудования и обеспечить контроль над всеми ремонтными работами. Так, Кондопожский ЦБК в результате проекта автоматизации смог ускорить получение технической документации на 20%, поиск информации по проводимым ремонтам — на 10–15%, на 25% стал быстрее получать сведения о составе оборудования и паспортных данных.
Создание единой цифровой среды для управления процессами ТОиР имеет особую ценность для территориально-распределенных служб. Например, для компании «Энерго Сервис» самой важной задачей было сформировать единую информационную среду для центрального офиса и трех газотурбинных электростанций, которые располагаются на удаленном друг от друга и офиса расстоянии — между станциями и офисом 500 и 600 км. Благодаря автоматизации инженерный состав центрального офиса смог оперативно получать информацию о составе оборудования, истории его обслуживания и ремонтах, а связанные с этим трудозатраты сократились 25%.
Эффект 2. Сокращение длительности ремонтов и простоев оборудования. Значительное увеличение фонда оборудования, развитие новых продуктовых направлений и необходимость перехода от ручного управления к процессной модели стали предпосылками перехода в 2024 г. ИНК на новую версию 1С:ТОИР КОРП редакции 3.0. Проект трансформации системы управления активами повлек за собой внедрение лучших практик управления производственными активами, автоматизацию сквозных бизнес-процессов и интеграцию EAM-системы с 20 смежными ИТ-продуктами и сервисами. В результате проекта длительность ремонтов, а также связанных с ними простоев оборудования сократилась на 20–25%. По итогам 2024 года этот проект оказался не только самым масштабным для Деснола, но и знаковым для всего топливно-энергетического комплекса страны, поэтому номинирован на престижный конкурс «Проект года» профессионального сообщества лидеров цифровой трансформации Global CIO.