Предновогоднюю пресс-конференцию, в ходе которой Dassault Systèmes подвела итоги уходящего года, провел Алексей Рыжов, генеральный директор Dassault Systemès по России, СНГ и Средней Азии.
Прежде всего, Алексей Рыжов напомнил присутствующим, что Dassault Systèmes является научной компанией – она объединяет в себе научные разработки, передовые технологии и искусство создания «надежного социального сообщества». Dassault Systèmes располагает единым отделом НИОКР, который включает в себя 56 лабораторий.
На сегодня штат компании составляет около 14 тыс. инициативных сотрудников 123 национальностей, работающих в 172 городах мира. Как особо подчеркнул Алексей Рыжов, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, Dassault Systèmes в 2016 г. увеличила штат сотрудников на 1000 человек, причем увеличение штатов коснулось и российского отделения французской компании.
Количество заказчиков Dassault Systèmes уже перевалило за отметку в 200 тыс. – сейчас компания работает в 12 отраслях промышленности в 140 странах мира и насчитывает приблизительно 25 млн пользователей.
Рассказывая о партнерских каналах, Алексей Рыжов с гордостью отметил, что за прошедший год количество партнеров Dassault Systèmes выросло на 30%: «Это говорит о том, что компании, с которыми мы сотрудничаем на рынке, видят пользу наших продуктов и легко находят клиентов, которым они могут предложить наши решения». В числе партнеров есть также исследовательские институты и организации сферы образования, разработчики программного обеспечения, партнеры по продажам и предоставлению услуг.
Dassault Systèmes является стабильной структурой, доход которой исчисляется сегодня цифрой в 3,2 млрд долл. Компания продолжает покупать привлекательные бизнес-активы. Так, сравнительно недавно была приобретена CST, которая занимается моделированием электромагнитных волн в рамках радиоэлектронных устройств. Еще один интересный бизнес-актив, приобретенный Dassault Systèmes, – компания Ortems, занимающаяся моделированием логистики на предприятии.
Алексей Рыжов представил несколько интересных примеров использования технологий Dassault Systèmes в сфере ритейла. В частности, когда известная американская компания New Balance начала процесс вывода своих заводов по производству спортивной обуви с территории Китая, она обратилась к Dassault Systèmes за помощью и смогла создать совершенно новую бизнес-модель для работы в США. Теперь покупатели могут сами с помощью простого и понятного 3D-интерфейса создать собственную модель из имеющихся у New Balance компонентов, заказать обувь и получить ее через два-три дня. Эта новая бизнес-модель была построена с помощью платформы 3DEXPERIENCE – она позволяет смоделировать 3D-объект, связать в единый комплекс склады (компоненты обуви производятся по-прежнему в Китае), производителей (в США) и службу доставки.
Еще один классический пример применения 3D-технологий дает компания Renault Groupe, где количество пользователей платформы 3DEXPERIENCE превысило 10 тыс.
Наконец, третий пример использования новой платформы – скандинавская компания Ericsson, которая создала с помощью Dassault Systèmes единую платформу с глобальным охватом (обеспечивается бесшовная работа огромного коллектива по всему миру).
Не секрет, что французская компания в последнее время активно проповедует внедрение так называемых аддитивных технологий. Алексей Рыжов выделил в них пять основных пластов. Во-первых, речь идет о разработке материалов – Dassault Systèmes обладает решениями, позволяющими моделировать качественные материалы на молекулярном уровне, закладывая в них параметры, необходимые для нового изделия. Во-вторых, это так называемое функциональное порождающее проектирование, когда компьютерные алгоритмы дают инженерам возможность создавать «идеальные» детали, – человек просто не в состоянии придумать такие технологичные конструкции, которые может разработать и рассчитать лишь система 3D-проектирования компании Dassault Systèmes. В-третьих, следующий пласт работ относится уже к подготовке производства – в зависимости от установки, материалов и используемой программы на выходе может получиться деталь совсем не того качества, на которое рассчитывали. Чтобы избежать этой ситуации, необходимо правильно оценить параметры имеющегося оборудования, характеристики используемых в производстве материалов, 3D-модель. Далее, на четвертом этапе решаются вопросы оптимизации поставок материалов, автоматизации и управления станками и оборудованием на фабрике – весь этот процесс связывается воедино на все той же платформе 3DEXPERIENCE.
Наконец, на последнем, пятом этапе осуществляется переход к хабу аддитивного производства. Речь идет об инновационном сервисе, позволяющем соединить на одном портале каталог 3D-моделей, из которых пользователи могут выбрать необходимое им изделие, и каталог производителей, предлагающих свои услуги по 3D-печати. Это решение представляет интерес для компаний малого и среднего уровня, которые просто не могут позволить себе покупку дорогостоящих 3D-принтеров промышленного масштаба. А сегодня уже можно печатать не только металлические изделия – Алексей Рыжов продемонстрировал ролик с «печатью» бетона, которая позволяет возводить строительные конструкции (целый дом).
Интересно отметить, что многие из перечисленных технологий появились уже и в России. В качестве знакового примера Алексей Рыжов привел проект создания системы управления информацией (СУИ) для акционерного общества «Атомстройэкспорт», которая сегодня применяется при строительстве российских атомных электростанций. В частности, такая система сейчас работает на Ростовской АЭС. Как подчеркнул Алексей Рыжов, проект СУИ, разработанный для АО АСЭ, отвечает требованиям BIM Level 3 (Building Information Modelling – информационное моделирование зданий), так что в этом плане Россия даже опережает западных конкурентов, например, Англия только планирует переходить на BIM Level 3 в ближайшем будущем.
Dassault Systèmes с оптимизмом смотрит в будущее своего российского бизнеса, однако отмечает и имеющиеся сложности. Так, Алексей Рыжов сказал, что компании пришлось с апреля 2016 г. перевести весь свой российский прайс-лист на рубли, чтобы заказчики могли спокойно выстраивать свои бизнес-планы на несколько лет вперед.
Однако главной трудностью генеральный директор Dassault Systemès по России назвал менталитет людей, принимающих решения: «Очень сложно менять у людей устоявшиеся стереотипы – многие руководители российских компаний с опаской относятся к любым нововведениям, предпочитая сидеть на старых, проверенных временем решениях».
Дмитрий Шульгин