Монополия вредит развитию, поскольку ограничивает конкуренцию. Поэтому с классическими монополиями на ресурсы, на доступ к пользователям и финансовым источникам развитые рынки уже научились справляться. Однако сейчас экономика цифровая, управляемая данными, а с монополией на форматы данных пока не совсем понятно, что делать. С одной стороны, она защищена авторским правом, которое гарантирует доходы производителя программных инструментов и используемых в них форматов, с другой – возникает новая возможность для монополизации целый отраслей промышленности.

Пример такой «цифровой монополизации» продемонстрировала недавно авиационная отрасль. В частности, было объявлено, что корпорация Boeing подписала соглашение с французской фирмой Dassault Systemes на модернизацию системы производства как авиационной продукции, так и аэрокосмической, и даже оборонной. Контракт заключен на 30 лет, причем корпорация Boeing будет использовать продукты Dassault и для внутреннего обмена информацией, и при взаимодействии с партнерами, которые с большой вероятностью также вынуждены будут приобретать соответствующие продукты компании, чтобы не выпасть из цепочек кооперации.

Зачем такой контакт Boeing – понятно. Жизненный цикл авиационного, аэрокосмического и оборонного оборудования достаточно длительный, причем форматы электронного предоставления инженерных моделей используются не только при проектировании изделий, но и при сборке, ремонте и сервисном обслуживании оборудования. Поэтому производитель должен быть уверен, что компания, которая разработала форматы представления информации, будет все это время существовать и развивать свое детище. Естественно, и Dassault не будет возражать против такого длительного многомиллиардного контракта. Коммерческая составляющая вроде прозрачна и понятна. Однако в результате этой сделки возникает та самая монополия на инженерную разработку в гражданской авиации. Дело в том, что продукты Dassault уже использует концерн Airbus для проектирования и производства своих лайнеров и даже владеет частью акций данного производителя ПО. Однако и другие разработчики авиационной техники также вынуждены использовать продукцию именно этой компании, поскольку производители комплектующих уже находятся в экосистеме Dassault.

Так, российское ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» тоже применяла решения компании Dassault при проектировании своего самолета SuperJet 100, где продукты этой компании используются не только при разработке, но и при инновационной сборке самолетов, т. е. фактически являются составной частью производственного процесса. В результате у Dassault складывается своеобразная монополия на формат представления данных, который тянет за собой выбор поставщиков комплектующих, сервисных компаний и других партнеров, которые также должны стать частью информационной экосистемы Dassault.

Пока не совсем понятно, как именно скажется эта монополия на развитии конкретно гражданской авиации, но уже ясно, что склонность к появлению подобных монополий в ИТ есть. Можно отметить аналогичные монополии компаний Intel на процессоры или Microsoft – на настольные операционные системы и офисные продукты. Возможно, действительно ИТ имеют предрасположенность к формированию подобных экосистем, однако со временем они, возможно, становятся тормозом инновационного развития соответствующей индустрии. Если посмотреть на процессоры, то уже нет того многообразия продукции и новых технологических решений, которые были на заре развития электроники, и с монополией Intel сейчас может соперничать только сообщество производителей процессоров ARM, и то только благодаря активному развитию мобильных устройств. Аналогичная ситуация складывается и на рынке операционных систем, где достойную конкуренцию Windows и Microsoft Office создают открытые продукты семейства Linux с целой экосистемой приложений. Возможно, и в инженерном проектировании будут выработаны аналогичные открытые форматы, которые позволят сплотиться вокруг них целому сообществу производителей, каждый из которых сможет влиять на развитие формата, но не будет монополистом на рынке.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку