На конференции «Связь на Русском Севере», организованной Издательским домом Connect, рассматривались перспективы использования спутниковой связи в Дальневосточном регионе, анализировались варианты использования российских спутниковых систем в рамках развития арктических и северных территорий страны. Несмотря на достоинства систем спутниковой связи и навигации, профессиональное сообщество выражает обеспокоенность проблемой уязвимости государства, в котором развитие критически важных объектов базируется исключительно на возможностях спутниковых систем. Высокая стоимость, недостаточная помехозащищенность и невозможность приема сигнала вне прямой радиовидимости спутников – лишь некоторые аргументы в пользу мнения о том, что единая инфраструктура должна включать все виды телекоммуникаций на базе разных технологий, дополняющих одна другую. В то же время проекты, реализуемые на базе спутниковых технологий, стимулируют социально-экономическое развитие огромных северных территорий.
ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) уже несколько лет ведет проекты по организации VSAT-связи на морских судах, чьи маршруты пролегают по Северному морскому пути. Как показал опыт эксплуатации систем, развернутых на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов» (2012 г.), атомном ледоколе «Ямал» (2014 г.) и других судах, средний коэффициент доступности связи в ходе рейсов составлял 83–87%. Чтобы преодолеть проблемы малых углов места при наведении антенных устройств на космические аппараты серии «Экспресс» и затуханий сигнала на линии связи, ГПКС увеличила мощность сигнала в обоих направлениях (с объекта и на объект).
На основе полученного опыта в ГПКС пришли к выводу, что для удаленных труднодоступных объектов целесообразно использовать типовые решения на базе унифицированного оборудования – это упрощает задачи обучения персонала и дальнейшего обслуживания оборудования. Другой важный вывод касается модели предоставления услуг связи: необходимо разделять производственный и пользовательский трафик. Лишать персонал возможности использовать спутниковый канал для личных нужд нельзя, но свой трафик персонал должен оплачивать самостоятельно. Такая модель создается ГПКС совместно с партнерами, и на ряде объектов уже организованы платежные сервисы через спутниковый канал.
Интернет-доступ уже перешел в категорию насущных потребностей для людей, работающих в отдаленных точках нашей страны. По словам представителя компании «Газпром космические системы», наличие/отсутствие доступа в Интернет является вторым по значимости основанием для принятия решения о выезде на работу в тот или иной вахтовый поселок. Сейчас ГКС ведет работы по организации интернет-доступа в более чем 20 вахтовых поселках «Газпрома», оплачивают услугу сами вахтовики через платежные карточки. Аналогично предполагается организовывать услугу и в других населенных пунктах. Однако здесь оператор сталкивается с проблемой недостатка платежеспособного спроса. Поскольку организация связи в отдаленных населенных пунктах – задача социальная, в ее решении должны принимать участие местные администрации.
Что касается скоростей передачи данных, обеспечиваемых телекоммуникационными системами, которые создаются в интересах Группы «Газпром» в северных регионах, то они выглядят довольно внушительно: 10/2 Мбит/с для точки доступа в вахтовом поселке, 8 Мбит/с для перевозимого комплекса видеоконференцсвязи, от 2 до 155 Мбит/с для магистральных каналов. При этом с 2015 г. ГКС будет обеспечивать полное покрытие территории Дальнего Востока и прилегающих территорий – после того как спутник «Ямал-300К» будет переведен в позицию 183Е.
Несмотря на достижения спутниковых операторов, представитель Дальневосточного отделения РАН констатировал, что использование спутниковых каналов связи в ряде случаев ограничивает возможности применения современных информационных технологий. В корпоративной сети ДВО РАН спутниковые каналы используются на направлениях от Хабаровска до Магадана и Петропавловска-Камчатского, поскольку наземных каналов там нет. При их использовании возникает задержка при передаче данных не менее 600 мс, скорость передачи данных ограничена (на 01.09.2014 это 6,5 Мбит/с на Петропавловск-Камчатский и 4,9 Мбит/с на Магадан), а ресурсы с необходимой пропускной способностью недоступны по цене. Для подсистемы видеонаблюдения за вулканами Камчатки используется VSAT-сеть РТРС, но для подсистемы сейсмологических и геодинамических наблюдений ДВО РАН была выбрана сотовая связь как более подходящая по соотношению цена/качество.
Для организаций, финансируемых из бюджета, вопросы стоимости связи особенно актуальны. Объемы данных, предаваемых с труднодоступных метеостанций Росгидромета, по современным меркам совсем невелики – в пределах 1 Мбайта в месяц, но значимость этих данных трудно переоценить. Как сообщил представитель Арктического и антарктического научно-исследовательского института, приемлемые затраты на связь для одной метеостанции составляют примерно 1 тыс. руб. в месяц. Но существующие системы связи не всегда позволяют в него уложиться. Так, для сбора данных от автоматических метеостанций Росгидромет использует систему связи «Иридиум», при передаче восьми сводок в день затраты на станцию составляют не менее 6 тыс. руб. в месяц.
Тарифы на услуги отечественных спутниковых систем гораздо более приемлемы, однако их возможности ограничены – они не решают вопросов удаленной технической и методической поддержки и обеспечения безопасности персонала. Спутник «Электро-Л» № 1, входящий в состав метеорологической системы «Электро» и предназначенный для многоспектральной съемки Земли, имеет на борту также оборудование ретрансляции, но оно может использоваться только для односторонней передачи информации. Сервис спутниковой системы «Гонец-Д1М» ограничен передачей информации в режиме электронной почты, при этом количества спутников в существующей группировке недостаточно. Технология VSAT принципиально решает вопрос связи с труднодоступными станциями, однако здесь имеется проблема экономически обоснованного применения с учетом лимита: канал 64 кбит/с на группу из десяти станций. Решением этой проблемы ААНИИ занимается совместно с ГПКС.
Отдельная проблема для труднодоступных станций – электропитание, поэтому здесь сложно обойтись без возобновляемых источников энергии (солнечных батарей и ветрогенераторов). Использовать их для электроснабжения земных станций пытаются и Росгидромет, и ФГБУ «Кроноцкий заповедник» (Камчатка).
Для организации информационной системы «Кроноцкого заповедника» поначалу использовалась КВ-связь, но она не покрывала потребностей учреждения. Для связи с ключевыми объектами заповедника началось строительство системы спутниковой связи, однако каналы в выбранном для этого Ku-диапазоне оказались перегружены. Сейчас для развития сети используются системы связи, работающие в более свободном диапазоне С (технология iDirect). Сеть спутниковых станций охватывает девять удаленных объектов, на всю группировку выделен фиксированный канал 1024/1024 Кбит/с с оперативным изменением распределения полосы между станциями. Особенности выбранного оборудования – возможность быстрой расконсервации станций спутниковой связи (не более 20 минут) и низкое энергопотребление. Система позволяет осуществлять круглосуточный контроль оборудования на удаленных объектах.
Профессиональное сообщество активно обсуждает варианты развития многофункциональной спутниковой системы «Гонец», речь идет прежде всего об ускорении реализации данного проекта. Систему персональной спутниковой связи «Гонец» планируется развивать на базе спутников «Гонец-М» и «Гонец-М1». В 2015 г. спутниковая группировка, состоящая сегодня из десяти космических аппаратов, должна насчитывать 14, а в 2020 г. – 19 аппаратов. Актуальность развития системы обусловлена, в частности, тем, что в северных регионах остро стоит вопрос о наличии спутниковых каналов между транспортными средствами и диспетчерским центром, осуществляющим мониторинг транспорта и обеспечивающим передачу телематической информации. Малочисленность населения в этих районах, большие расстояния между населенными пунктами не позволяют использовать для мониторинга сети сотовой связи GSM из-за малого охвата ими территории. Зона GSM-покрытия федеральной трассы на юге Якутии составляет 70–75%, а от центра республики в направлении Магадана – менее 10%. В этих условиях приходится применять навигационно-связное оборудование с использованием средств спутниковой связи.