CSTB. Telecom&Media: телеком в поисках путей развития

С 7 по 9 февраля в выставочном центре «Крокус Экспо» (Москва) прошла очередная, 19-я по счету международная выставка-форум CSTB. Telecom&Media’2017, которая, как и в прошлые годы, собрала под свои знамена всех, кто так или иначе связан с отраслью телевидения и телекоммуникаций. На выставочных стендах и в конференц-залах этого представительного форума можно было пообщаться с представителями российских министерств и ведомств, главами администраций регионов, руководителями телекоммуникационных компаний,  экспертами операторов связи,  производителями оборудования, дистрибьюторами, дилерами, системными интеграторами,  вещателями и контент-провайдерами, работниками телерадиокомпаний, интернет-провайдеров и финансовых компаний.

Китай нам поможет?

Первый день работы CSTB. Telecom&Media открылся круглым столом «Медиа без границ», который начался с обсуждения взаимодействия России и Китая в сфере медиа и возможностей продвижения российского медиаконтента на рынок КНР. Честно говоря, эта тематика изначально была обречена на «официальное исполнение» – так и вышло. Выступавшие произносили длинные монологи, вся суть которых сводилась к одной тривиальной мысли: «Было бы просто замечательно, если бы российским мультимедиа нашлось место на бездонном китайском рынке». Найти весомые аргументы в пользу такой экспансии было трудно. В частности, когда Яна Чурикова, руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM, заявила о том, что наши «трансляции из Большого театра будут иметь в Китае высокие рейтинги», невольно закрался вопрос, а насколько адекватно руководители медийных компаний представляют себе реальную телевизионную аудиторию современного Китая?

В завершение «китайской» эпопеи модератор круглого стола Юрий Припачкин, президент АКТР, предложил выступить господину Лю Либо (Lu Libo), вице-президенту по операторскому рынку компании Huawei в России, который, следуя этикету, начал свою речь на китайском. Российская переводчица добросовестно пыталась сделать синхронный перевод, но вскоре сбилась, и тогда господин Лю Либо вежливо перешел на английский. Однако выяснилось, что с английского делать синхронный перевод некому, так что вице-президент Huawei в России снова вернулся на китайский. В результате единственное, что удалось понять аудитории форума, это то, что «китайцы любят русскую культуру».

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, отвечает на вопрос о недискриминационном доступе

Российский контент вытесняет зарубежные продукты

Гораздо живее пошло обсуждение, когда участники круглого стола обратились к российской тематике. Юрий Припачкин попросил Алексея Волина, заместителя министра  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, объяснить, когда же будет решен вопрос о недискриминационном доступе к инфраструктуре многоквартирных домов.

Алексей Волин подтвердил, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации всегда поддерживало идею недискриминационного доступа операторов к инфраструктуре многоквартирных домов для размещения сетей связи. Более того, Алексей Волин заявил, что даже рассматривался вариант с запретом на сдачу многоквартирных жилых домов, пока они не подключены к сетям связи, поскольку средства массовых коммуникаций давно уже стали точно такой же необходимой услугой, как электричество, центральное отопление, вода или газ. Однако, как откровенно признал Алексей Волин, у противников недискриминационного доступа имеется достаточно мощное строительное лобби, которое блокирует все законодательные инициативы. Строители утверждают, например, что  обязательное подключение домов к сетям связи удорожает строительство, и хотя тут речь идет о смехотворных суммах (0,2%), уступать они не хотят.

Как отметил Андрей Черников, директор департамента стратегии развития и технической политики РТРС, сейчас доходит до того, что управляющие компании начинают брать с операторов плату за вход в подъезд, которая сопоставима с тарифами, так что теряется всякая экономическая выгода от доступа к клиентам. В результате дело решается простым средством: «Тот оператор, который сумел договориться с руководством ТСЖ, получает право на вход в многоквартирный дом».

Подводя итоги дискуссии о недискриминационном доступе, Яна Чурикова совершенно справедливо отметила, что «необходимо политическое решение», иначе разговоры будут продолжаться по кругу, а проблема так и останется в подвешенном состоянии.

Анализируя состояние российских операторов и тенденции развития рынка, Андрей Черников отметил, что сегодня классический рынок платного телевидения начинает подрываться новыми технологиями, которые привлекают к себе клиентов. Возникает вопрос, что же делать традиционным операторам? Представитель РТРС считает, что расширять абонентскую базу сейчас невозможно, необходимо находить способы увеличения ARPU, которая в России составляет 2,49 долл. – смехотворная сумма. С Андреем Черниковым вступил в дискуссию Юрий Припачкин, заявивший, что рынок России еще не насыщен услугами платного телевидения, поэтому вполне разумной стратегией является борьба за увеличение абонентской базы. Однако он согласился с представителем РТРС, что в перспективе выиграют те операторы, которые перейдут на новые технологии. В связи с этим Яна Чурикова сказала, что «операторы с аналоговым вещанием обречены на вымирание».

Михаил Демин, генеральный директор «НТВ-Плюс», поднял очень серьезную проблему «хаотичной системы ценообразования за контент». Вообще наши операторы зачастую недооценивают влияние некачественного контента на поведение абонента, а клиенты стали гораздо требовательнее. Когда абонента перестает устраивать качество платного контента, он не старается найти другого платного ТВ-провайдера, а просто начинает пользоваться исключительно бесплатным телевидением. В результате этот неудовлетворенный клиент оказывается потерян не только для одного конкретного провайдера, но и для всей отрасли.

Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ оператора МТС, заметила, что сегодня хоть какое-то увеличение абонентской базы обеспечивает только спутниковый доступ. В больших городах рынок уже настолько насыщен, что получить здесь нового клиента проблематично, рост возможен только в плане повышения ARPU, что не так просто осуществить на практике.

Алексей Холодов, генеральный директор «Триколор ТВ», призвал своих коллег мерить объем рынка не по количеству домохозяйств, а по количеству телевизионных приемников, поскольку в одной семье может быть (и уже имеется) по нескольку устройств, способных принимать платный контент. При этом он заметил, что простое увеличение количества пакетов не приводит автоматически к повышению ARPU. Алексей Холодов поддержал идею Михаила Демина о том, что сегодня рост ARPU могут обеспечивать увеличение количества сервисов и улучшение качества работы оператора.

Продолжая тему новых методов работы с абонентами, Алексей Журавлев, директор департамента по развитию бизнеса оператора «Билайн», поделился с коллегами по отрасли удачным опытом перехода на конвергентный продукт, когда оператор связи начинает предоставлять абоненту весь комплекс услуг в одном пакете, в котором объединены и телевидение, и мобильная связь, и интернет-доступ.

Сергей Назаров, президент ГК «Акадо», отметил настораживающую тенденцию быстрого роста цен на ТВ-контент. Он заявил, что правообладатели сегодня делают телевизионный контент все более дорогим для оператора, срезая его доходы. Что же остается оператору в этой ситуации? Приходится идти на такие решения, как, например, запуск телемагазинов. Просто повысить абонентскую плату, чтобы хоть как-то компенсировать рост цен на контент, оператор в сложившейся ситуации не может. В Москве сейчас сформировался настолько высококонкурентный рынок, что любая попытка повышения тарифа приводит к оттоку абонентов к конкурентам.

Однако Сергей Назаров говорил не только о проблемах, но и о достижениях. В частности, он отметил, что в последние годы наметилась тенденция вытеснения с российского рынка зарубежного телевизионного контента, поскольку российский больше привлекает абонентов – здесь можно говорить об успешном примере импортозамещения.

Что же касается новых технологий, которые грозят традиционным операторам, то Сергей Назаров очень точно подметил, что сегодня имеет смысл обратить внимание на пиратов, поскольку именно они обладают чутьем и стремятся предлагать своим клиентам нелинейный контент, популярность которого набирает обороты. Необходимо понять, что новые сервисы для абонента гораздо интереснее традиционных. Не стоит бороться с этой тенденцией – надо ей следовать по мере возможности.

Завершило работу круглого стола выступление Елены Бальмонт, генерального директора компании Viacom International Media Networks в России, СНГ, Украине и странах Балтии. Она согласилась с Сергеем Назаровым, что одной из главных тенденций последних лет следует считать импортозамещение в сфере контента. И это замечательно, что российские производители контента научились выпускать конкурентоспособный продукт.

Возвращаясь к теме борьбы за повышение ARPU, Елена Бальмонт отметила, что сейчас Россия занимает последнее место в двадцатке крупнейших стран мира по величине ARPU. Однако просто так поднять тарифы нельзя, российский зритель избалован хорошими продуктами и покупать плохой контент не станет. Viacom International Media Networks тратит ежегодно по 4 млрд долл. на создание контента. Елена Бальмонт заявила, что интерес людей к платным сервисам не исчез, и если клиент не находит нужный ему контент у классических операторов, он идет к тем, кто предлагает ему новые технологии, например, такие, как ОТТ.

(продолжение следует)

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку