По сложившейся традиции, большое внимание на выставке CSTB. Telecom&Media было уделено тематике спутниковых технологий связи. В частности, во второй день работы форума будущее спутниковых сетей и VSAT обсуждалось на специальной секции, в качестве модератора которой выступил редактор журнала «Теле-Спутник» Всеволод Колюбакин.
Первый доклад был представлен Юлией Бабкиной, руководителем дирекции по работе с конечными клиентами ОАО «Газпром космические системы». Она проанализировала крайне интересный социологический срез спутниковых технологий, проникающих в среду вахтовиков, работающих на удаленных месторождениях. Во-первых, выяснилось, что для молодежи ценность Интернета неизмеримо высока – молодые специалисты сейчас наотрез отказываются работать в удаленных точках, в которых нет доступа в Интернет, причем они требуют хорошего подключения, уровня ШПД. Средний вахтовик сегодня потребляет 2–4 Гбайт в месяц и платит ГКС за услуги 1100–1200 руб.
Вахтовики способны выдерживать без Интернета две недели или даже месяц, максимум, но потом все равно подключаются. Поэтому на тех месторождениях, где вахта длится по две недели, особой нужды в Интернете нет. Естественно, потребность в Интернете в большей степени характерна для молодого поколения, но и старые кадры постепенно становятся «интернет-зависимыми». Так, если в составе вахты появляются несколько молодых специалистов, подключенных к ШПД-интернету, они постепенно заражают интернет-зависимостью и «старичков».
Юлия Бабкина отметила, что с наступлением экономического кризиса в 2015 г. физические лица стали меньше тратить на VSAT, а вот корпоративный сектор, наоборот, начал расти, и эта тенденция продолжается до сих пор. Сегодня граждане, проживающие в отдаленных регионах России, не могут позволить себе спутниковое подключение, поэтому Юлия Бабкина в завершение своего выступления указала на необходимость увеличения государственной поддержки спутниковых технологий.
Следующим докладчиком был Юрий Фомин, директор по продажам Hughes Network Communications, – компании, которая сегодня контролирует 50% мирового рынка. Он отметил, что в прошлом году Hughes отгрузила свой 5-милионный пользовательский терминал. Сегодня сеть Hughes в США насчитывает 1,2 млн абонентов, а выручка компании составляет 3 млрд долл. Юрий Фомин оценил общий объем рынка спутникового ШПД в США в 2 млн абонентов.
Представитель Hughes заявил о том, что сейчас происходит значительное изменение всей VSAT-экосистемы. Если до последнего времени центральное место в этой экосистеме занимали классические спутниковые операторы, то теперь на первое место выходят уже виртуальные операторы. Анализируя возможности создания низкоорбитальных спутниковых группировок, Юрий Фомин отметил, что единственным реальным проектом здесь остается OneWeb.
Представитель Hughes считает, что в России необходимо перенаправить деньги из универсального фонда с поддержки кабельной связи на поддержку спутникового доступа в удаленных районах. В качестве примера для подражания он привел Бразилию, которая смогла за короткий срок нарастить абонентскую базу спутниковых операторов до 32 тыс. При этом Юрий Фомин упрекнул российских спутниковых операторов связи в погоне за высокой маржой и нежелании даже рассматривать проекты инвестиций, предполагающие возврат средств в срок больше одного года, – никто в мире так не работает.
Выступление Мартина Джерральда, руководителя проектами программ международного развития Ассоциации Global VSAT Forum, было посвящено общим тенденциям развития спутниковой индустрии. Господин Джерральд также рассказал об основных итогах Всемирной конференции радиосвязи МСЭ (World Radiocommunication Conference 2015, WRC-15), прошедшей в Женеве, и перечислил основные проблемы, которые будут решаться на следующей Всемирной конференции радиосвязи, проведение которой запланировано на 2019 г.
Джо Де Лоор (Loor), директор по рынкам мультисервисных, HTS и корпоративных сетей компании Newtec, рассказал о росте рынка услуг в сфере Ka-диапазона, который можно было наблюдать на протяжении 2010–2015 гг. Де Лоор также отметил, что в следующей пятилетке (2015–2020 гг.) мы столкнемся с быстрым ростом сферы мобильного HTS, а уже после 2020 г. настанет черед технологии VHTS (Very High Throughput Satellite).
Юлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение», подчеркнула, что сегодня, благодаря серьезной работе, проделанной за последние годы ГП КС, которое нарастило орбитальную группировку спутников связи, больше нет дефицита спутниковой емкости. Рассуждая о перспективах компаний, работающих в Росси на рынке платного телевидения, Юлия Шахманова заметила, что сейчас 80% рынка абонентов уже подключены, поэтому большой количественный рост далее невозможен.
Андрей Труфанов, руководитель отдела телеком-услуг Группы компаний «Орион», свой доклад посвятил в основном анализу целесообразности выхода на российский рынок новых иностранных операторов спутниковой связи. Он объяснил, что потребность всего российского ТВ-рынка в спутниковой емкости на 2017–2018 гг. для доставки сигнала (порядка 400 телеканалов) – не более 4500 МГц. Если добавить сюда емкость DTH-проектов, то в сумме получим цифру 7500 МГц. Приблизительная оценка спутникового ресурса в Ku-диапазоне в российских лучах дает нам цифру в 12 000 МГц. Таким образом, предложение на рынке превышает спрос почти в два раза, так что, по мнению Андрея Труфанова, дальнейшее наращивание емкости уже нецелесообразно.
Руководитель отдела телеком-услуг Группы компаний «Орион» также привел очень интересную статистику, показывающую падение интереса абонентов к центральным телеканалам: за год они теряют больше 2% зрителей, которые постепенно уходят и переключаются на платные тематические каналы с качественным контентом.
Андрей Шестаков, генеральный директор ООО «Телеком-Проект-5», проанализировал развитие спутникового ШПД в США. В частности, он отметил, что там сегодня более 2 млн индивидуальных абонентов подключено к HTS-спутникам, при этом ARPU у них составляет примерно 55–65 долл. в месяц. В США наблюдается заметное снижение тарифов операторов, работающих с HTS-спутниками, по сравнению с теми, кто продолжает работать с традиционными аппаратами. Общий доход у двух крупнейших операторов на рынке США – 1,5 млрд долл. в год (10% мирового рынка).
В России сложилась иная ситуация. Повсеместное развитие сетей 3G/4G и реализация проекта «250-500» АО «Ростелеком» (215 тыс. км ВОЛС, 13,8 тыс. населенных пунктов с Wi-Fi) делают услуги спутниковых операторов неконкурентоспособными на рынке. VSAT развивается только там, где ему нет альтернативы.
Андрей Шестаков скептически отозвался о перспективах низкоорбитальных спутников, но отметил, что в проект OneWeb вложено уже столько денег, что он, скорее всего, состоится. При этом OneWeb сможет предложить абонентам 1 Гбайт интернет-трафика по цене 90 центов в месяц! Более интересным и перспективным проектом Андрей Шестаков считает ViaSat-3, предусматривающий запуск на ГСО в 2019–2020 гг. двух сверхмощных спутников с пропускной способностью по 1 Тбит/с на каждый аппарат.
В завершение работы секции Кирилл Янченко, генеральный директор ООО «Евтелсат Нетворкс», рассказал о начале предоставления услуг в диапазоне Ka на территории европейской части России и Западной Сибири. Он отметил, что 18 лучей спутника «Экспресс-АМУ1» (теперь он официально именуется Eutelsat 36C) покрывают территорию, на которой проживает 120 млн россиян, здесь формируется 81% дохода всего трудоспособного населения.
Вступив в заочную дискуссию со своими коллегами, Кирилл Янченко заметил, что расхожее мнение о неудобстве Ka-диапазона для корпоративных клиентов является мифом, который не подтверждается практикой. Ka-диапазон вполне приемлем для бизнеса, особенно если речь идет о малых предприятиях. Говоря об интересных особенностях ШПД-доступа в России, генеральный директор ООО «Евтелсат Нетворкс» отметил быстрое развитие коллективного доступа, который стал очень популярен в эпоху экономического кризиса.
Кирилл Янченко также постарался опровергнуть устоявшееся убеждение, что в Москве и области создано 100%-ное покрытие сетями 3G/4G и кабельным Интернетом. На практике же именно Московская область дала оператору «Евтелсат Нетворкс» самое большое количество абонентов к настоящему времени.
Руководитель «Евтелсат Нетворкс» отметил, что типичное восприятие Интернета как потребности исключительно молодых людей тоже начинает уходить в прошлое – сегодня во многих регионах России бабушки-пенсионерки из отдаленных поселений пишут слезные письма губернаторам с просьбами подключить их дома к Интернету.
Законодатели призывают экспертов рынка к совместной работе
Руководители крупнейших российских и мировых спутниковых операторов обсудили телекоммуникационные решения для государства, бизнеса и частных лиц. Модератором этого мероприятия выступил Сергей Пехтерев, руководитель ГК AltegroSky. Сразу же отметим, что именно данная сессия привлекла к себе самое пристальное внимание, поскольку на ней выступил с докладом Андрей Свинцов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи. Он обозначил позицию комитета Госдумы по самым болевым вопросам текущего дня.
Говоря о последних законодательных инициативах ГД, Андрей Свинцов заметил, что «многие наши предприниматели и зарубежные партнеры находятся в некоем “легком удивлении и недоумении” по поводу череды законопроектов, которые начинают сильно ужимать и сокращать пространство для маневра и по “железу”, и по ПО, и по мобильной сфере (хранение данных). В результате вся отрасль ощущает на себе некое давление со стороны законодателей. Сегодня многие операторы уже понимают, что для многих из них просто не по карману те нововведения, которые мы предлагаем. Надо признать, что не все законопроекты в ГД проходят должное обсуждение, поскольку у нас есть очень серьезный лоббист этих законопроектов – наши спецслужбы и правоохранительные органы, которые не всегда понимают реальный масштаб инвестиций, необходимых для осуществления предлагаемых изменений в законах. И после скоротечного принятия таких исправлений и дополнений возникает целый шлейф последующей корректировки и исправления этих изменений, для корректировки даты вступления их в силу и т. д.».
Андрей Свинцов также заявил, что «ситуация с выборами президента Трампа в США показала нам, что медиапространство модифицируется – телевидение перестает влиять на умы, и в нашей стране это смещение в сторону Интернета тоже идет. Поэтому надзор над телекоммуникационной отраслью будет и дальше усиливаться. В преддверии выборов уже нашего президента отрасль почувствует на себе еще большее давление со стороны правоохранительных органов, и в этой ситуации апеллировать к тому, что новые законы будут лишать компании большого дохода, бесполезно! Поймите, что речь сейчас идет о выборах президента такого государства, как наше, которое сейчас в мире поддерживает баланс миротворцев».
В завершение своего выступления Андрей Свинцов от себя лично и от Государственной Думы обратился ко всем работникам отрасли с настоятельной просьбой: «Не надо сразу паниковать по поводу новых законов. Надо приходить в Госдуму и говорить с нами, с законодателями. У вас настолько специфическая, тонкая и сложная отрасль, что сами депутаты своими силами, без помощи профессионального сообщества, разобраться в особенностях протекания процессов не в силах. Только тогда, с помощью экспертов отрасли, законопроекты смогут учитывать все нюансы российского бизнеса. Сейчас я сталкиваюсь с такой ситуацией, когда эксперты телекома обсуждают между собой на круглых столах и публикуют в журналах грозные статьи, но не идут в Госдуму в наш профильный комитет, а только здесь можно изложить все аргументы и решить все возникающие проблемы. Двери Государственной Думы для вас открыты – мы готовы принимать вас каждый день и что-то корректировать в законах. Но вы должны стать хорошими лоббистами своих интересов, всего отраслевого бизнеса! За шесть месяцев моей работы в Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи ко мне пришли представители четырех компаний, чтобы изложить свое понимание проблемы и внести предложения по улучшению законодательства. Да, я ото всех слышу сегодня о сложностях, но никто не хочет даже попытаться решить эти проблемы самым цивилизованным путем – работой с законодателями. Вместо этого наши операторы связи стараются просто перетерпеть – мне сложно понять эту странную позицию. Кроме того, некоторые сложные вопросы можно решить не в профильном комитете, а путем широкого обсуждения на заседаниях ГД – для этого необходимо формировать инициативные группы и вносить предложения на самых ранних стадиях работы над законами. Я всегда открыт к сотрудничеству, все мои контактные данные есть на сайте ГД, могу даже написать свой мобильный фломастером на доске. Только вместе мы решим проблемы отрасли».