Последние годы спутниковые операторы России находятся в постоянном поиске новых точек роста. Процесс этот достаточно сложный, поскольку вся космическая отрасль – мы здесь говорим не только о России, а о мировом рынке – находится в состоянии стагнации, из которой не так просто выйти без каких-то прорывных направлений развития. На Западе возможным выходом из тупика многие считают создание крупных группировок спутников на низкой орбите. Однако российские эксперты с сомнением относятся к перспективам подобных проектов и ведут поиск других решений.
В прошлом году больше всего разговоров было вокруг перспективного диапазона Ka. На CSTB 2018 эта тема обсуждалась меньше. Нет, разумеется, привлекательность диапазона Ka никуда не исчезла, однако российские операторы, ринувшиеся в этот сегмент, вскоре достигли некоего потолка прироста абонентов, поскольку «наполеоновские планы» здесь уперлись в стоимость комплекта оборудования, выросшую вдвое из-за скачка доллара.
В докладах выступающих на нынешнем форуме гораздо чаще появлялась другая тема – спутниковая связь для подвижных объектов: морских судов, поездов, авиалайнеров, большегрузных трейлеров и даже легковых автомобилей. Особо стоит отметить, что эту тематику стало пропагандировать ФГУП «Космическая связь». Так, уже в первый день работы выставки CSTB 2018 на стенде ГП КС состоялась очень интересная презентация «Оказание услуг связи по технологии VSAT для морских судов», которую сделал Андрей Абрамов, менеджер отдела продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь».
ГП КС начало предоставлять услуги связи по технологии VSAT на морских объектах с 2009 г. Первой ласточкой стали суда на Дальнем Востоке, которые судовладелец оснастил стабилизированными антенными системами и заказал у ФГУП «Космическая связь» спутниковый канал по технологии VSAT. В 2012 г. ГП КС в партнерстве с компанией «Марин Сателлит» запустило в коммерческую эксплуатацию проект по предоставлению комплексных услуг связи на пассажирских паромах компании St.PeterLine «Принцесса Анастасия» и «Принцесса Мария».
Затем был запущен совместный с «Росгидрометом» проект по оснащению связью научно-исследовательских судов, которые работают сейчас на шельфе (в частности, знаменитый «Михаил Сомов»). Но самым знаковым проектом стало оснащение спутниковой связью судов атомного ледокольного флота России. Начали с ледокола «Ямал», который был оснащен отечественной системой «Центавр» диапазона C, затем был подключен ледокол «50 лет Победы» – на нем уже была установлена антенна для приема сигнала в диапазоне Ku, после чего оборудовали лихтеровоз «Севморпуть». В конце 2017 г. были оснащены современной спутниковой связью «Таймыр» и «Вайгач». Как отметил Андрей Абрамов, ледокол «50 лет Победы», который ходит на Северный полюс, может пользоваться связью ГП КС только до 80 градуса северной широты, а затем переходит на услуги Iridium.
В небольшом интервью, которое представитель ГП КС дал корреспонденту Connect, он подчеркнул, что сейчас гораздо активнее идет процесс подключения судов на Дальнем Востоке (речь идет в основном о рыболовных судах). К настоящему времени группировка судов, оснащенная спутниковой связью ГП КС, насчитывает более 180 судов. Капитаны и судовладельцы наконец-то осознали, что широкополосная связь на судах им действительно необходима, а ежемесячная эксплуатация системы связи обходится не так уж дорого. Можно даже говорить о том, что пошел вал подключений.
Если свои первые 100 судов ФГУП «Космическая связь» подключала в течение двух с половиной лет, то на вторую сотню уйдет менее 12 месяцев. Этому процессу весьма способствует «сарафанное радио».
А вот с государственными предприятиями процесс идет не так быстро, поскольку они связаны по рукам бюджетами, которые к тому же постоянно сокращаются. В отличие от коммерсантов, государственные чиновники зачастую даже не могут понять преимуществ современной спутниковой связи, зато сразу осознают, что им придется столкнуться с трудноразрешимой проблемой «выбивания» в министерствах и ведомствах дополнительных бюджетов. Для государственного сектора оборудование VSAT остается слишком дорогим.
ФГУП «Космическая связь» оказывает услуги связи не только в прибрежных водах России, но и в глобальной зоне по технологии закрепленных каналов (SCPC) для заказчиков, работающих в Северной и Южной Атлантике. Работа спутниковых каналов осуществляется через спутники «Экспресс АМ8» и «Экспресс АМ44» в С/Ku-диапазоне. Выделенная для НИС «Янтарь» скорость спутникового канала в Ku-диапазоне составляет 256/128 кбит/с. Среднемесячный объем потребляемого IP-трафика − 30 Гбайт.
Дмитрий Шульгин