Безусловно, центральным событием первого дня форума стал большой круглый стол «Стратегия развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения», модераторами которого выступили Яна Чурикова, руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM, и Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России.
Яна Чурикова сразу обозначила предстоящую дискуссию как жизнеопределяющую для российской отрасли, подчеркнув, что в ней принимают участие ведущие игроки рынка, а также те, кто решает вопросы на законодательном уровне. Она отметила, что на прежних форумах такие аббревиатуры и понятия, как OTT, Catch Up, Time Shift, Start Over и им подобные термины, были для многих в новинку, а сегодня они стали той реальностью, в которой мы все уже живем.
Отвечая на вопрос модератора о потребностях абонента, Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ «МТС», подчеркнула, что сегодня качество операторских услуг в значительной степени сравнялось, так что теперь выигрывать будет тот, кто сможет предложить клиенту интересную (в плане контента) комплексную услугу, причем большую часть этой услуги будет составлять видео.
Юрий Припачкин, говоря о главной проблеме, стоящей перед российскими операторами, отметил в качестве главных угроз два фактора. С одной стороны, им приходится иметь дело с наличием 20 бесплатных телевизионных каналов, которых для многих абонентов оказывается вполне достаточно, с другой стороны, им нужно выдерживать конкуренцию с пиратами, которые поставляют достаточно качественный контент через Интернет.
Вступив в дискуссию, Алексей Волин, заместитель министра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, указал на то, что пиратские сайты, занимавшиеся у нас распространением нелегального видеоконтента, были заблокированы по обращениям правообладателей. В последние месяцы Министерство наконец-то получило возможность блокировать «зеркала» пиратских сайтов. На сегодняшний день уже 500 «зеркальных» сайтов подверглось блокировке – подсчитано, что общая городская аудитория заблокированных сайтов составляет около 200 млн человек. Так что результаты борьбы с пиратством за последние четыре месяца можно признать достаточно обнадеживающими.
Алексей Волин отметил, что сегодня большинство российских каналов уже понимают, что без платформы ОТТ они развиваться просто не могут. Статистика последнего года показывает, что у кабельщиков и спутниковых операторов рост составляет меньше 1%, в то время OTT показывает скачок потребления в 70−80%! Тем не менее, как подчеркнул заместитель министра, из этого вовсе не следует делать выводов о смерти эфирного ТВ. В отрасли будет происходить четкая сегментация: конечно, сохранится определенная часть аудитории, которая будет брать контент традиционным способом – из эфира, но в то же время непрерывно будет увеличиваться доля новой, молодежной аудитории, которая скачивает контент из мобильных приложений. Эта тенденция открывает большие перспективы перед российскими каналами, создающими контент.
Анализируя перспективы развития отрасли на несколько десятилетий вперед, Валентина Удалова, директор сетей распространения программ «Первого канала», обратила внимание на тот факт, что, если проанализировать контент, который люди берут при нелинейном смотрении, то можно увидеть, что он представляет собой обычный телевизионный продукт, созданный для линейного смотрения. Так что пока нелинейное смотрение – это лишь производное от линейного. Люди просто смотрят обычные передачи, но в удобное для них время – речь о каком-то принципиально новом, интерактивном контенте не идет.
Валентина Удалова также указала на отсутствие достаточной нормативной базы по ОТТ, что не дает этим сервисам быстро развиваться в легальном пространстве. Но важнее то, что отсутствует и необходимая техническая составляющая: в России проживают 147 млн человек, из них 63 млн − в сельской местности. В стране насчитывается всего 324 крупных города, а всего городов в России 160 тыс. Итак, огромная доля населенных пунктов у нас находится в сельской местности, а платежеспособность их жителей не позволяет им воспользоваться современными сервисами, даже при условии появления в этих местностях технической возможности (кабельного Интернета). Так что нелинейное смотрение пока характерно для больших городов, в которых есть трудоспособное население.
Валентина Удалова обратила внимание и на такой фактор, как физиология человека: сегодня 30-летние молодые люди часто пользуются для просмотра экранами планшетов и смартфонов, но через 20 лет они станут пожилыми людьми, и у них появятся другие запросы и желания – они снова вернутся к средствам линейного ТВ. Поэтому эфирное вещание совершенно точно доживет до 2038 г. Валентина Удалова считает, что нелинейное смотрение будет развиваться, возможно, у нас оно даже станет значительным сегментом, однако оно никогда не станет основным смотрением. Чтобы нелинейное смотрение быстрее развивалось, должны наличествовать три главных компонента успеха: простота, дешевизна и доступность. Пока мы этого не наблюдаем.
Затем в обсуждение вступил Дмитрий Медников, заместитель генерального директора «ВГТРК»: он выявил в своем выступлении главный «нерв» дискуссии – взаимоотношения телеком-операторов и производителей видеоконтента (каналов). Телеком, по мнению Дмитрия Медникова, является у нас единственной индустрией, в которой не существует статистики, абсолютно необходимой для нормальной работы производителей контента: «Мы (российские каналы) не знаем статистику просмотров и статистику распределения платежей абонентов в телеком-среде, которая представляет для нас закрытый «черный ящик». Такое положение вещей ухудшает сервис, качество телевизионных программ. Нет прозрачных правил игры, что приводит к сдерживанию роста ARPU.
OTT предлагает сегодня несколько иной сервис, чем традиционный телеком. Дело в том, что ОТТ изначально исходит из той посылки, что сервис создается для продажи контента. Это требует более тщательной работы с контентом, более строгого его отбора, требует работы со статистикой – в результате аудитория получает более качественную услугу. Традиционный российский телеком никогда не формулировал свой сервис как продажу контента – он продает мегабайты, устройства, ШПД, линии, но не контент! Неудивительно, что в России самые низкие отчисления со стороны телекома по адресу производителей контента. А это уже приводит к тому, что количество специально созданного, премьерного контента для тематических каналов, которые и создают ту самую добавленную стоимость, оказывается невелико. Если в США до 70% производства контента обеспечивается за счет разнообразных нелинейных сервисов и только 30% – за счет денег, поступающих от рекламы, то в России каналы вынуждены производить до 97% контента исключительно за рекламные деньги.
Продолжая анализ возможностей ОТТ, Алексей Волин отметил, что с помощью этой платформы мы постепенно переходим к тому, что формируется некий «глобальный телевизионный роуминг», поскольку аудитория ОТТ-каналов расширяется теперь за счет не только территорий, на которых имеется эфирное телевещание, но и всего пространства Интернета. Это значит, что наши производители контента могут теперь легко выходить на зарубежные рынки – предлагать свои услуги буквально в любой точке мира, в которой есть доступ онлайн.
Тему борьбы с пиратством в Интернете развил в своем выступлении Михаил Ковальчук, генеральный директор «Сигнал Медиа». Он отметил большие успехи «Роскомнадзора» в деле исполнения антипиратского закона, подчеркнув, что российскими чиновниками в короткие сроки были достигнуты колоссальные результаты. Вместе с тем, он обозначил свою особую позицию: не надо стремиться «победить» пиратов – мы просто должны создать неблагоприятные условия работы для нелегальных сервисов, для нелегальных провайдеров. Параллельно необходимо вести работу с конечным потребителем контента, который зачастую просто не видит, каким именно продуктом он пользуется – легальным или нелегальным, тем более что по качеству нелегальные сервисы иной раз даже превосходят легальный контент. Эта ситуация понижает ценность контента в глазах потребителя.
Оригинальный взгляд на проблему высказал Алексей Холодов, генеральный директор «Триколор ТВ». Он напомнил своим коллегам по дискуссии одну простую истину: наш абонент не смотрит линейное или нелинейное телевидение – он просто смотрит контент, причем тем способом, который для него в данный момент доступен и удобен. Неправильно понимать ситуацию так, что наши люди до сих пор предпочитают линейное смотрение – абоненты смотрят контент, который производится федеральными каналами, их вообще не интересует тот момент, что технически он является линейным контентом. Есть время для просмотра – люди смотрят эфирное телевидение. Если человек опоздал на просмотр, то при возможности он пользуется нелинейным просмотром. Однако и в том, и в другом случае абонент заинтересован не в какой-то технологии, а в качественном контенте. Постепенно мы приходим к пониманию того, что надо продавать не телеканалы (не пакеты телеканалов), а контент! Основная задача – доставить абоненту тот контент, который он любит, и тем способом, который ему удобен. Алексей Холодов также отметил, что сегодня линейные каналы, по сути дела, играют роль рекомендательного сервиса, помогая абоненту сделать выбор.
Кирилл Махновский, генеральный директор «Орион Экспресс», затронул еще одну очень интересную тему, которая ускользнула от внимания остальных участников дискуссии. Он обратил внимание на то, что в будущем мы будем наблюдать большую интеграцию телевидения с социальными сетями. В частности, та же сеть Facebook в скором времени, возможно, начнет производить свой собственный контент. На реплику Яны Чуриковой о том, что нечто подобное уже делает соцсеть «Одноклассники», Кирилл Махновский ответил, что в случае с «Одноклассниками» речь идет о другом – об интеграции телевидения в социальную сеть, тогда как в ситуации с сетью Facebook будет происходить обратное движение: интеграция социальной сети в телевидение, когда формирование телесмотрения будет осуществляться на основании соцсетей.
В завершение продолжительной дискуссии Михаил Силин, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России, высказал футуристический прогноз, согласно которому примерно к 2040 г. наши привычные телевизионные приемники с тюнерами исчезнут из употребления, а их место займут экраны с Ethernet-подключением к сети Интернет. Услышав этот прогноз, Яна Чурикова обратила внимание аудитории на тот факт, что корейская компания Samsung уже сегодня предлагает модели таких телевизоров, так что прогноз может сбыться гораздо раньше указанного срока.
Подводя итоги круглого стола, Юрий Припачкин заявил о том, что в рамках текущей парадигмы мы просто не в состоянии решить стоящие перед отраслью проблемы: «Мы рассматриваем цифровые технологии в аналоговой экономике. Но очень скоро этой аналоговой экономике придет конец. Мы все переместимся в иную цифровую экономику, где цифровые активы будут работать с цифровыми абонентами, используя цифровые технологии, криптовалюты, блокчейн и т. д.». Но, пожалуй, самым необычным в речи модератора была высказанная им уверенность в том, что все эти кардинальные перемены произойдут очень быстро – буквально за два-три года.