Тематика выставки-форума CSTB, изначально преимущественно телевизионная и мультимедийная, с каждым годом приобретает все более весомую телекоммуникационную составляющую. Это естественно, поскольку рынки телекоммуникаций и мультимедиа все сильнее сближаются, роли игроков начинают пересекаться, появляется все больше конвергентных предложений, сочетающих в себе услуги связи и вещания/доставки контента.
Телеком и ОТТ
Технологии, бизнес-роли и модели отношений игроков телеком/мультимедиарынка обсуждались в рамках деловой программы выставки-форума на секциях «Telecom & Media» и «Рынок ОТТ-сервисов в России и в мире».
Портфолио современного телеком-оператора включает в себя услуги, которые в прежние времена предоставляли разные игроки, – телефонную связь, ШПД, телевидение, дополнительные сервисы, включая доставку контента. Среди дополнительных сервисов наилучшим генератором ARPU являются видеосервисы. Сети связи, построенные на современных технологиях, позволяют пользователям получать видеоконтент высокой четкости, причем в любом месте. Сотовые сети становятся все более широкополосными. В мире начинается развертывание первых сетей LTE Broadcast, способных успешно конкурировать с сетями эфирного вещания. По некоторым данным, тестирование LTE Broadcast уже проводилось и в московском регионе. На достаточный для загрузки видеоконтента уровень емкости вышли российские сети HSPA/HSPA+, развиваются сети LTE, на подходе сети LTE-A СА, обещающие скорости до 450 Мбит/с на абонента.
Однако если возможности действующих проводных сетей могут даже превышать требования контент-провайдеров, то для мобильных сетей вопрос нельзя считать решенным. Как указал Виталий Шуб («ТрансТелеКом»), требования к ресурсу растут быстрее, чем пропускные способности мобильных сетей. В последние пять лет ежегодно происходит скачкообразное увеличение разрешения дисплеев мобильных устройств – в 2013 г. стандартом стало разрешение FHD, в 2014 – 2K (больше 2 мегапикселей по горизонтали), в 2015 г. ожидается появление первых дисплеев 4K. Одновременно «утяжеляется» контент и повышаются требования к скоростям передачи данных. Для сессий unicast и VoD сети LTE(А) уже сейчас являются ресурсодефицитными.
Распространение контента 4K, скорее всего, окажется вызовом не только для операторов сетей связи, но и для провайдеров контента ОТТ. Сегодня эти игроки пользуются инфраструктурой операторов безвозмездно. Но если ОТТ-контент начнет требовать ресурса, сопоставимого с пропускной способностью канала, оператору придется ограничивать присутствие ОТТ-провайдеров в своей сети, и сотрудничать он предпочтет с теми, кто будет делиться с ним прибылью.
Сегодня ОТТ-видеосервисы являются драйвером рынков телекома и ТВ – эта мысль звучала во многих докладах. J’son & Partners отмечает тенденцию конвергенции различных ОТТ-сервисов (видеоконтента от ТВ-каналов, видеосвязи от операторов, видеочатов от соцсетей и пр.) в рамках единых технологических платформ и единых пакетов.
В России основной моделью получения доходов от ОТТ-видеоконтента является рекламная – порядка 71%. Сервисы по подписке приносят всего 4% доходов. В мире доля рекламной модели – примерно 46%, и наблюдается тенденция к увеличению доли подписки. Аналитики ожидают, что в долгосрочной перспективе платная модель может стать главной и в России, люди готовы платить за качественный контент. Но для этого потребуются укрупнение игроков рынка, формирование больших библиотек контента и предложений премиум-класса. Пока что существующие предложения не могут конкурировать с эфирным ТВ.
Провайдеры, работающие поверх операторских сетей, по сути, оттягивают на себя потенциальные доходы инфраструктурных операторов. Алексей Бугай (CTI) советует операторам самим менять свои роли на рынке мультимедиа. Одна из новых ролей оператора – агрегатор контента. Взяв на себя эту функцию, оператор получит контроль над контентным предложением в своей сети и возможность снизить цену за счет объемов продаж. Другая новая роль – оператор CDN. Сейчас на рынке выступают в этом качестве особые компании, но инфраструктурный оператор вполне может самостоятельно реализовать функции балансировки нагрузки, доставки и хранении часто используемого контента, транскодирования контента и пр. Недостаток обоих путей в том, что они доступны только крупным операторам. Оператору придется постоянно увеличивать пропускную способность сети и обновлять сетевые технологии – здесь перспективной представляется концепция программно определяемых сетей (SDN), а также содержать штат соответствующих специалистов и поддерживать уровень компетенций.
Сегодня основные игроки на рынке ОТТ (в России и мире) – специализированные ОТТ-провайдеры и интернет-компании. Операторы связи на рынке ОТТ пока не слишком активны. Между тем, как считает Роман Лещенко («Нэт Бай Нэт»), у них есть веские причины для внедрения ОТТ-решений: рынок фиксированного ШПД замедляет темпы роста, ARPU от домашнего Интернета снижается, а цифровое ТВ имеет конечный уровень проникновения. К тому же у крупного оператора уже есть отлаженная система продаж и обслуживания. По мнению спикера, российским операторам стоит обратить внимание на решения Multiscreen и линейное ТВ с нелинейными функциями. Несмотря на разговоры о сокращении линейного телесмотрения, оно остается популярным в России. Да, процентная доля линейного телесмотрения снижается, но в абсолютом выражении (по количеству минут на человека) оно продолжает расти.
Дела космические
В этом году сегмент спутниковой связи был представлен на выставке значительно скромнее, чем в предыдущем. Меньше стало как экспонентов, так и посетителей – многие компании из числа тех и других вошли в режим экономии. Однако при всей сложности рыночной обстановки сегодня существуют хорошие технологические условия для развития сегмента. Прежде всего потому, что исчез дефицит спутникового ресурса. Основные игроки рынка отрабатывают и выпускают новые продукты и услуги.
ФГУП «Космическая связь» подготовила новую услугу передачи видеорепортажей через широкополосные спутниковые сети – NewsSpotter. На данный момент услуга предоставляется через спутник Ka-Sat на всей российской территории, находящейся в зоне покрытия. Адресована она федеральным, региональным и местным телеканалам, а также интернет-вещателям; невысокая цена делает услугу доступной для небольших компаний.
В рамках услуги заказчикам предоставляется репортажный терминал – либо переносной, либо предназначенный для установки на автомобиле. По прибытии на место съемочной группе достаточно установить терминал на горизонтальную поверхность, включить питание и нажать кнопку на пульте, роль которого может выполнять смартфон. Станция наводится на спутник автоматически и входит в режим сеанса связи. Передаваемый трафик попадает в сеть ГПКС, а оттуда (через центр коммутации) – в телестудию заказчика. Поначалу заказчики могли резервировать сеанс только предварительным звонком оператору. Теперь это можно сделать на месте через портал путем использования для доступа той же репортажной станции. Не позже чем за 15 минут до окончания сеанса его можно продлить. Расчет потребленного трафика осуществляется автоматически.
Услуга передачи видеорепортажа в Ka-диапазоне показывает себя более удобной и практичной, чем в диапазоне Ku: терминал более компактный, а стоимость часа трансляции почти вдвое ниже при сопоставимых характеристиках канала. Сейчас ГПКС отрабатывает аналогичное решение, которое будет предоставляться на базе КА «Экспресс АМ-5/АМ-6». Поскольку в зоне покрытия новых КА находится значительно большая территория, ожидается повышение интерес к данной услуге. Тестовую эксплуатацию услуги планируется начать на Дальнем Востоке после сдачи хаба в ЦКС «Хабаровск».
Среди достижений компании «Газпром космические системы» – успешный запуск в декабре спутника «Ямал-401» (88 эквивалентных транспондеров), который заменил КА «Ямал-201». Впрочем, даже несмотря на утрату в июне спутника «Ямал-201» годовой рост выручки оператора составил 23%, достигнув 4,1 млрд руб.
В области услуг у ГКС во второй половине 2014 г. появилась новинка – услуга индивидуального и коллективного доступа в Интернет. Индивидуальный интернет-доступ предоставляется с помощью технологий Newteс, коллективный – Hughes. Услуга отрабатывалась на вахтовых поселках «Газпрома», сейчас вариант «спутник плюс Wi-Fi» имеют около 3 тыс. подписчиков.
Сложившаяся политическая и экономическая ситуация подталкивает ГКС к активизации усилий по созданию собственного сборочного производства. Не исключено, что перспективный «Ямал-500», запланированный на 2020 г., ГКС соберет самостоятельно.
Какими темпами будет развиваться в России рынок VSAT, сегодня предсказать сложно. Например, для услуги ИндиVSAT оператора AltegroSky ситуация в первой половине 2014 г. складывалась очень хорошо: количество установленных станций увеличилось на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Но общий итог 2014 г. – всего 10% прироста. С запуском «Экспресс АМ-5» акцент работы в сегменте интернет-доступа смещается на дальневосточный регион. Пока тарифные планы предлагаются только в Ku-диапазоне, однако на подходе диапазон Ka. Используя новый диапазон и возможности новой платформы Hughes, оператор рассчитывает предложить пользователям более привлекательную тарифную сетку.
В минувшем году новым игроком рынка VSAT-услуг стал «Орион Экспресс». Как показал опыт оператора, спрос на VSAT уверенно растет несмотря на подорожание оборудования. При этом основными «донорами» проекта являются корпоративные заказчики. Доля «частных лиц» (в число которых входят и предприятия малого бизнеса) в абонентской базе VSAT-услуг «Орион Экспресс» сейчас составляет примерно 30%, в 2015 г. оператор планирует снизить ее до 15%. Одновременно оператор пытается найти решение по оптимизации стоимости абонентского комплекта. Эта задача затрудняется тем, что ведущие производители не идут на стандартизацию VSAT-систем, как результат, выполнить хотя бы частичную замену компонентов более дешевыми невозможно.
Что касается предполагаемых направлений развития VSAT-услуг, то у «Орион Экспресс» их несколько. Сейчас оператор ждет от Hughes пилотных образцов абонентского оборудования с интеграцией VSAT и ТВ в одном комплекте. Планируется также сформировать ТВ-пакеты, которые можно предложить корпоративным пользователям. Определенные надежды «Орион Экспресс» связывает с развитием при помощи VSAT проекта интерактивного ТВ, доставшегося оператору «в наследство» от «Рикор ТВ». Еще одну потенциальную возможность для бизнеса оператор видит в партнерстве с сетями автоматизированного контроля и мониторинга.
Никто из игроков отрасли не ожидает, что наступивший год будет простым. Но, как заметил заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов, трудности, которые приходится переживать российским операторам, сделали их лучшими в мире специалистами по решению проблем.