Под девизом «От сложного к простому» (в английском варианте слоган звучит немного короче – Simplicity) 3–4 апреля в Москве проходит один из крупнейших ИКТ-форумов на территории СНГ – 18-я конференция Cisco Connect – 2018. Разумеется, речь не идет об упрощении ИТ-инфраструктуры – все с точностью до наоборот: сетевые ИТ-инструменты с каждым годом становятся более сложными и изощренными, однако именно их сложность упрощает жизнь ИТ-персонала, поскольку новые продукты, решения и платформы Cisco позволяют автоматизировать процесс построения, настройки и поддержки работы корпоративной сети.
Следуя веяниям времени, на открытии форума Cisco акцентировала внимание аудитории на предстоящем Чемпионате мира по футболу, который пройдет в России. Приглашенная звезда – Александр Мостовой – выступил с кратким приветственным словом и сделал пас реальным мячом в сторону Джонатана Спарроу, который принял его уже в виртуальном пространстве, поскольку находился в этот момент в солнечной Флориде, откуда он и обратился к участникам и гостям Cisco onnect – 2018.
Джонатан Спарроу представил аудитории форума, как он специально подчеркнул, «самый сильный состав спикеров, который Cisco когда-либо собирала в России», и объявил, что в этом году Cisco Connect проходит под лозунгом «Simplicity». Он обратил внимание на то, что ИТ-инструменты, созданные 10–15 лет тому назад, сегодня не готовы к тем вызовам, которые несет с собой эпоха «цифровизации» – они слишком сложные в использовании, требуют от ИТ-сотрудников много ручной работы, что приводит к большому количеству ошибок. Одним словом, ИТ-инфраструктура нуждается в оптимизации.
Завершил свое приветствие Джонатан Спарроу словами благодарности «золотому» спонсору форума Cisco Connect – компании Softline. Руководитель Cisco также поздравил с 20-летним юбилеем АМТ-ГРУП – «золотого» партнера Cisco в России.
Старший вице-президент Cisco Венди Бар в своем докладе выделила основные бизнес-приоритеты компании, к которым она отнесла: 1) развитие и новые источники дохода; 2) «цифровую трансформацию», в сердце которой всегда находится сеть; 3) безопасность – защиту от угроз, что лежит в основании любой современной ИТ-платформы. Венди Бар подчеркнула, что Cisco исповедует особый подход, при котором средства безопасности встраиваются в сетевую платформу на начальных этапах разработки новых продуктов и решений. Четвертым в списке приоритетов Венди Бар обозначила проблему раскрытия потенциала данных, которыми располагает компания или организация.
Но все перечисленные задачи решаются усилиями работников компаний, которым необходимо облегчить жизнь – сделать сложные ИТ-инструменты простыми в повседневном использовании. Отсюда естественным образом и рождается сегодняшний главный девиз Cisco – «От сложного к простому».
Большое внимание в своем выступлении Венди Бар также уделила концепции Cisco «интуитивной сети», основанной на аналитике данных и машинном обучении, а также особенностям работы в мультиоблачом окружении.
Непрерывно развивающиеся бизнес-модели требуют от ИТ постоянных инноваций, гибкости и простоты использования. Всем этим требованиям соответствуют такие новые инструменты Cisco, как Tetration, AppDynamics и Talos.
Управляющий директор компании Cisco по развитию цифровизации в регионе EMEAR Гордон Томсон начал свое выступление с рассуждения о фундаментальном изменении в подходах к самой концепции сети. Современная сеть предприятия или организации – это не просто «подключение». Если раньше главными ценностями сети считались такие ее характеристики, как высокая степень безопасности, высокая доступность и высокая производительность, то сегодня на первые позиции начинают выходить другие факторы: автоматизация, аналитика, политика безопасности и поведение.
Современная сеть – это защищенная интеллектуальная платформа для цифрового бизнеса, готовая к поддержке множества облачных провайдеров и сервисов, способная раскрыть весь потенциал собранных компанией данных.
Новый подход к организации работы корпоративной сети подразумевает открытость и программное управление, интуитивный подход, превентивную защиту, контекстное информирование. Применение машинного обучения и AI означает, что чем больше вы используете сеть, тем умнее она становится. И ключевую роль в этом играет Cisco DNA Center, обеспечивающий политику и сегментацию на основе идентификации, поддерживающий работу автоматизированной сетевой фабрики, которая адаптируется под новые условия автоматически. Cisco DNA Center управляет сетью как единой сущностью, а DNA Assurance, преобразующий данные в аналитическую информацию о бизнесе и ИТ, позволяет прогнозировать проблемы еще до их появления. Таким образом, уже сегодня компания Cisco предлагает заказчикам первую в отрасли платформу анализа работы сетей с автоматическим прогнозированием.
Говоря о перспективе, к которой идет автоматизация, докладчик обозначил ее как «сеть, которая функционирует полностью без вмешательства человека».
В завершение своего выступления Гордон Томсон отметил, что DNA Center обеспечивает 67% экономии времени на развертывание сети, на 80% усовершенствование процесса поиска и устранения проблем, 48% сокращение ущерба от инцидентов в сфере ИБ и 61% снижения эксплуатационных расходов.
Директор департамента по продвижению решений для информационной безопасности Мунавар Хоссейн указал на объективные факторы, изменяющие баланс сил в области информационной безопасности: нарастание многовекторных, многоэтапных угроз; увеличение и без того огромного количества ИТ-продуктов; нехватка специалистов. Мунавар Хоссейн очень точно подметил, что хакеру, располагающему безграничными запасами времени и ресурсов, достаточно выиграть в схватке всего один раз, и он уже оказывается победителем – вскрывает корпоративную сеть, тогда как защищающаяся сторона, постоянно испытывающая нехватку ресурсов и бюджетных ассигнований, вынуждена каждый день побеждать в каждом бою.
Мунавар Хоссейн поделился с участниками форума статистической информацией, полученной компанией Cisco от своих заказчиков, согласно которой любая крупная корпорация работает сегодня с 50–70 различными ИТ-вендорами, что усложняет управление корпоративной сетью и упрощает задачу хакерам.
Несмотря на перечисленные угрозы, ИТ-отрасль в сфере ИБ движется в правильном направлении, постоянно сокращая время TDD (Time to Detection). Так, если в ноябре 2015 г. показатель TDD составлял 39,16 часа, то в мае 2016 г. он сократился до 15,19 часа, в октябре 2016 г. – до 6 часов, а в апреле 2017 г. – до 3,24 часа.
Для ответа на вызовы времени Cisco предлагает своим заказчикам комплексное решение – архитектуру информационной безопасности на основе системы анализа угроз Cisco Talos, которая, распознав угрозу один раз, блокирует ее во всей корпоративной сети.
Эффективность Cisco Talos объясняется прежде всего масштабами деятельности Cisco: американская корпорация анализирует колоссальные массивы данных по всему миру – ежедневно блокируется 19,7 млрд угроз. У компании сегодня сотни тысяч заказчиков, десятки миллионов пользователей, сотни движков для анализа угроз. Более подробные данные и более глубокий контекст означают лучшую защищенность.
Подводя итоги, Мунавар Хоссейн подчеркнул три слагаемых успеха Cisco в сфере ИБ: наличие уникального в отрасли портфеля решений (многие из которых были приобретены в последние годы), интегрированная архитектура, облачная аналитика.
Ведущий эксперт подразделения AppDynamics (Cisco) Джон Раковски представил аудитории сравнительно недавнее приобретение Cisco – платформу анализа данных приложений AppDynamics.
Как и все предыдущие выступающие, Джон Раковски привел весьма интересные статистические данные. В частности, он отметил, что около 65% опрошенных EMA компаний заявили, что у них имеется более десятка разных коммерческих продуктов мониторинга. Но эти разрозненные продукты обусловливают возникновение разрозненных проблем – выход здесь видится в унифицированном мониторинге производительности и приложений, что и обеспечивает платформа AppDynamics. Она предлагает заказчикам наиболее широкий сквозной обзор (на уровне бизнеса, пользователей, приложений, инфраструктуры) в режиме реального времени, что позволяет улучшить восстановление и автоматизацию (ЦОД, сети, систем ИБ), а также принимать более взвешенные бизнес-решения.
Как всегда ярким и ироничным было выступление президента компании DT-Global Business Consulting GmbH Даниэля Торнили. Отметив некоторое охлаждение отношений России с Западом в последнее время, он вместе с тем указал на то обстоятельство, что и сегодня в России работают крупнейшие западные корпорации, причем их представители не жалуются на условия для бизнеса: «Конечно, вести бизнес в раю было бы удобнее, чем в России, но никто из моих знакомых не ведет бизнес в раю».
Даниэль Торнили в качестве одного из главных стабилизирующих бизнес в России факторов указал на крепкий рубль: «В сравнении с Латинской Америкой, Африкой и Средним Востоком бизнес в России вести сегодня гораздо спокойнее».
Конечно, российские заказчики становятся все более требовательными, и получать прибыль все труднее, но это относится к общемировым тенденциям, а не только к внутрироссийской специфике бизнеса.
Говоря о санкциях, Даниэль Торнили согласился с тем, что в ближайшие годы (три-пять лет) они не будут отменены, однако он подчеркнул, что в реальности никакие западные санкции не оказывают существенного влияния на ведение бизнеса в России.
Крупные западные корпорации сталкиваются в России с теми же проблемами, которые встают перед ними в США и Европе, – новые интернет-сервисы меняют облик современного бизнеса, особенно в сфере продаж, так что компании обращаются к Big Data и средствам анализа данных, чтобы сохранить своих клиентов и выжить на рынке: «Десять лет назад обычный российский покупатель выглядел «идиотом» в глазах западных компаний, поскольку он был готов покупать любой товар по любой цене, когда речь шла о крупных и раскрученных брендах. Сегодня покупатель в России стал умнее, так что работа с ним требует выходить на принципиально иной уровень». Если ранее любая компания просто продавала продукты клиентам, то сегодня она «предлагает решения» – бизнес теперь не кончается с завершением акта купли-продажи. Однако чтобы продолжать отношения с клиентом, компания должна знать о нем как можно больше, а этого невозможно достичь без Big Data и аналитики. Кроме того, если прежде любая сегментация клиентов подразумевала всего три уровня – богатые, средние и малообеспеченные, затем число категорий было увеличено до 10, то сегодня приходится говорить уже о 1000 категорий покупателей.
Председатель совета директоров компании Softline Игорь Боровиков отметил, что его компания, «золотой» партнер Cisco, обладает высшим уровнем компетенций по многим направлениям работы с продуктами и решениями американской корпорации. Softline начала свой путь 25 лет назад в качестве обычного реселлера ПО, а сегодня это крупный сервис-провайдер, который предлагает своим заказчикам полный спектр ИТ-услуг – от поставки ПО до комплексных проектов.
По словам Игоря Боровикова, именно фокус на сервисы является визитной карточкой компании Softline: «Мы располагаем полным спектром ИТ-решений, которые покрывают потребности фактически любого среднестатистического заказчика с точки зрения ИТ-инфраструктуры».
Еще одна важная составляющая успеха – экспансия на внешние рынки. Softline начала свой бизнес в Москве, достаточно быстро распространилась по регионам России, затем двинулась в страны СНГ, после чего начала работать в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Сейчас Softline присутствует более чем в 30 странах по всему миру. Компания фокусируется на больших развивающихся рынках, которые требуют инноваций и готовы поглощать новые технологии.
Важность глобального подхода к бизнесу Игорь Боровиков объяснил достаточно просто: «Современный ИТ-мир – это мир глобальных компаний. Сегодня нельзя быть успешной компанией, работая лишь на одном большом рынке, пусть даже таком, как Россия». Уже в этом году выручка компании вне России составит 50%.
Как подчеркнул Игорь Боровиков, опыт работы на зарубежных рынках показывает, что сейчас клиентов особенно волнует «цифровая трансформация»: «Если компания не сможет перевести свой бизнес на «цифровые рельсы», у нее просто нет шансов сохранить бизнес в будущем. Нас ждут не менее радикальные перемены, чем при переходе с паровой тяги на электрическую. Далеко не все из успешных сегодня компаний сумеют провести трансформацию и остаться в новом цифровом мире. А цифровая трансформация, как и любая другая, не делается бесплатно. Но требуются не только инвестиции – компаниям необходимо изменение бизнес-модели».
Руководитель Softline высказал достаточно смелую и парадоксальную гипотезу: «Чем успешнее вы себя чувствуете в нынешней экономической модели, тем сложнее вам будет остаться успешным в новом цифровом мире. Очень трудно заставить себя как-то трансформироваться, когда у вас все и так отлично функционирует в данный момент». По прогнозам, лишь 20% компаний сумеют пройти процесс цифровой трансформации.
Вторая по важности проблема, волнующая сегодня бизнесменов, – это безопасность: «Количество угроз в цифровом мире на порядки больше, чем в мире реальном».
Softline как ИТ-компания помогает своим клиентам трансформировать их бизнес в цифровую реальность и защитить его в новой формирующейся реальности.
Президент АМТ-ГРУП Андрэ Маньковский по просьбе организаторов конференции поведал о том, как начинался бизнес Cisco в России. Как известно, компания Cisco работает у нас с 1995 г. Рассказ о приглашении тогдашнего директора Cisco Джона Моргриджа (John Morgridge) в Петербург в 1993 г. был достаточно красочным и увлекательным, так что аудитория форума не раз отвечала на реплики Андрэ Маньковского смехом и аплодисментами. При этом докладчик не забыл упомянуть, что АМТ-ГРУП буквально через месяц после приезда Джона Моргриджа стала первым партнером Cisco в России, а уже в 1996 г. получила статус «золотого» партнера Cisco.
Первым крупным совместным проектом Cisco и АМТ-ГРУП в России стало создание сети Таможенного комитета РФ, за которым последовали большой проект с «Газпромом» и множество проектов с крупнейшими российскими банками.
**************************
После выступлений основных докладчиков аудитории были представлены ведущие эксперты компании Cisco в России: Наталья Мишина, Алексей Перевязкин, Андрей Кузьмич, Али Брундуков и Дмитрий Лещинский. Они ознакомили участников форума с основными темами Cisco Connect – 2018 и пригласили продолжить работу на выставке, круглых столах и сессиях конференции.