
5−6 декабря в Москве в корпусах Московского технологического университета (МИРЭА) прошла VIII Международная конференция «Стандартизация, сертификация, обеспечение эффективности, качества и безопасности информационных технологий» (ИТ-Стандарт 2017). Участники этого форума рассмотрели проблемы создания единого цифрового пространства, стандартизации технологий в области Интернета вещей (IoT), безопасности, технологий искусственного интеллекта, системной и программной инженерии, архитектуры и технологии интеграции распределенных информационных систем, вопросы интероперабельости, а также стандартизацию ИТ в образовании и роль компетенций в цифровой трансформации.
VIII международная конференция открылась приветственным словом Станислава Куджа, ректора МИРЭА. Он подчеркнул особую актуальность форума, связанную с тем, что в стране начался процесс импортозамещения и была принята программа по развитию цифровой экономики РФ. Станислав Кудж отметил ежегодное увеличение количества участников конференции: в 2013 г. было 100 участников, в 2017 г. – более 300. И что особенно важно, каждый год растет число руководителей организаций, принимающих участие в Международной конференции. Все это свидетельствует о повышении интереса к вопросам ИТ-стандартизации. Кроме того, возрастает количество вузов − участников данного мероприятия: если в 2013 г. на форуме было представлено всего три организации высшего образования, то в 2017 г. − 38. В составе участников Станислав Кудж особо выделил школу №2101 «Филевский образовательный центр».
Ректор рассказал, что прием на первый курс в этом году составил более 8000 человек, при этом в Институт информационных технологий было принято почти 1200 человек. По количеству студентов Московский технологический университет среди московских вузов находится на четвертом месте – после МГУ, Высшей школы экономики и Бауманского университета (с учетом Лесотехнической академии). Консолидированный объем финансовых средств Московского технологического университета в 2017 г. достиг 7 млрд руб.
В завершение своего выступления Станислав Кудж пожелал участникам удачной работы, отметив, что благодаря работе конференции идут положительные сдвиги, и руководством соответствующих органов государственной власти принимаются необходимые решения для развития отрасли.
Александр Петров, помощник министра по внутренним рынкам и информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), выступил с докладом на тему «Перспективы реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».
Докладчик раскрыл свое видение реализации цифровой повестки ЕАЭС. В числе приоритетов для цифровых инициатив он выделил: интероперабельность, цифровую прослеживаемость, оборот данных, цифровую торговлю, «регулятивные песочницы», цифровые транспортные коридоры, трансфер цифровых технологий и цифровую промышленную кооперацию.
Большое внимание в своем выступлении Александр Петров уделил кооперации при запуске технологических мега-проектов. В заключительной части доклада он описал интегрированную информационную систему Союза как цифровую платформу.
Говоря о политике импортозамещения, докладчик особо подчеркнул необходимость своевременного вхождения российских чиновников и экспертов отрасли в различные группы по разработке новых международных стандартов, чтобы отстаивать интересы России. В связи с этим Александр Петров обратился к экспертному научному сообществу, представленному на форуме, с просьбой помочь государственным ведомствам определить приоритетные направления работы.

Антон Шаламов, заместитель руководителя ФА «Росстандарт», ознакомил участников конференции с мероприятиями, проводимыми «Росстандартом» в области цифровой экономики.
Анализируя нормативную базу для осуществления работ по стандартизации, докладчик отметил тот факт, что Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ стал первым документом в данной области за последние 20 лет. Этим федеральным законом определены стратегические цели развития национальной системы стандартизации; введено новое правило по преимущественному осуществлению закупок продукции по требованиям, установленным в национальных стандартах; предусмотрена возможность применения в отдельных случаях зарубежных стандартов и установлены правила подобного применения; введено правило консенсуса при разработке документов по стандартизации и был создан инструмент комиссии по апелляциям; предусмотрена возможность проведения экспертизы стандартов организаций и технических условий в профильных технических комитетах по стандартизации; создан инструмент использования ссылок на документы по стандартизации в нормативных правовых актах.
Анализируя первые результаты создания национальной системы стандартизации, Антон Шаламов подчеркнул, что при разработке документов нужно понимать, что качество принимаемых стандартов важнее их количества. В настоящее время Фонд стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ) насчитывает 32 696 документов. Уровень гармонизации с зарубежными стандартами достигает 50%. Интересно отметить, что доля советских стандартов в Фонде сейчас составляет 44,6%, к концу года она уменьшится до 42%. Средний «возраст» ИТ-стандартов − пять-семь лет. Вместе с тем Антон Шаламов указал на наличие негативных моментов. В частности, самыми старыми стандартами (31 год) в России являются документы по электронике и электротехнике (ГОСТ серии 34).
Докладчик отметил, что ключевую роль при разработке стандартов играют технические комитеты (ТК) по стандартизации. Общее количество технических комитетов сейчас – 264, среднее число участников в ТК – 35. Комитеты, разрабатывавшие стандарты в области информационных технологий, включают следующие комитеты:
- ТК 026 «Криптографическая защита информации»;
- ТК 459 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий»;
- ТК 700 «Математическое моделирование и высокопроизводительные вычисления»;
- ТК 098 «Биометрия и биомониторинг»;
- ТК 194 «Кибер-физические системы»;
- ТК 022 «Информационные технологии».
Антон Шаламов указал на отсутствие эффективных механизмов стимулирования применения стандартов, а также объективной информации о востребованности и использовании вводимых в действие документов по стандартизации. Говоря о сроках разработки, он отметил, что даже относительно короткий срок разработки (16,5 месяца) не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в отдельных отраслях промышленности и в экономике в целом, так что сроки нужно сократить до 12 месяцев.
Перечисляя ключевые мероприятия для построения стандартизации будущего, Антон Шаламов отметил следующие задачи:
- формирование библиотеки национальных стандартов в машиночитаемом формате (с осени 2017 г. стандарты в России разрабатываются только в электронном виде);
- создание экспертной экосистемы с отраслевыми (корпоративными) и зарубежными системами стандартизации;
- усиление влияния в международных организациях по стандартизации.
В заключительной части доклада Антон Шаламов рассказал об особенностях работы информационной системы «Береста».

Виктор Дравица, директор Центра систем идентификации НАН Беларуси, поделился с коллегами ключевыми особенностями технического и нормативно-правового регулирования процессов создания и функционирования интероперабельных систем мониторинга товарных потоков.
Говоря о принятых на уровне ЕАЭС решениях по созданию единого рынка товаров и прослеживаемости в цепях поставок, выступающий в первую очередь отметил решения Высшего Евразийского экономического совета по маркировке товаров. Система функционирует в России и Беларуси с 2016 г., планируется расширение товарной номенклатуры. Далее он представил решения по прослеживаемости продукции: разработка проекта Межгосударственного соглашения о вводе с 2018 г.; прослеживаемость поставок грузов по территории РФ (санкционные товары).
Также приняты решения по обращению лекарственных средств, медицинских изделий:
в декабре 2016 г. принята нормативная база ЕАЭС; в 2017 г. в России начат проект, в РБ (Беларуси?) и РК (что это за сокращение?) – ведется подготовка к разработке.
Что касается решений по идентификации и прослеживаемости продукции животного происхождения, то в настоящее время осуществляется выработка согласованных подходов.
Вместе с тем, докладчик отметил, что переход на единую систему в рамках ЕАЭС оказался достаточно сложным, поскольку в странах уже имеются большие наработки в области собственных систем, от которых не так-то просто отказаться.
Как и Антон Шаламов, представитель Беларуси большое внимание уделил вопросам взаимодействия с международными организациями по стандартизации, подчеркнув необходимость гармонизации стандартов ЕАЭС с общемировыми.
Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя комитета РСПП п техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, представил итоги работы комитета в области развития цифровой экономики.
В частности, он уделил внимание BIM-технологиям, проанализировав информационную модель здания – некоторую базу данных, управляемую с помощью соответствующей компьютерной программы. Информация, содержащаяся в этой базе, предназначена и может использоваться для:
- принятия конкретных проектных решений;
- расчета узлов и компонентов здания;
- создания проектной и иной документации;
- составления смет и строительных планов;
- заказа и изготовления материалов и оборудования;
- управления возведением здания и его эксплуатацией в течение всего жизненного цикла.
Говоря о первоочередных проблемах, докладчик особо выделил следующие вопросы:
- какие стандарты войдут в «библиотеки»;
- какие строительные материалы, кабель, трубы, стальные конструкции и т. д. будут заложены в BIM-проект;
- не будут ли для здания в Салехарде использованы нормативы для Валенсии или Калифорнии;
- будет ли у российских специалистов возможность вносить изменения в программы, «библиотеки» и стандарты;
- не будет ли программа отключена после введения очередных санкций.
В качестве примера, на который можно ориентироваться, Андрей Лоцманов привел цифровую платформу промышленности Германии – Reference Architectural Model Industrie 4.0 (RAMI 4.0).

Сергей Головин, председатель ТК-МТК-22, объяснил необходимость создания Центра компетенций в области ИТ-стандартизации.
Большое место в докладе он уделил детальному анализу Индустриальной платформы 4.0. (Цифровое преобразование производства в Германии): «Сейчас у всех на слуху программа «Цифровая экономика», но есть и другая, не менее известная, – «Индустрия 4.0». К сожалению, последняя не всегда правильно трактуется. Часто приходится слышать, что «Индустрия 4.0» – это внедрение цифровых технологий на отдельных предприятиях или отраслях. Однако суть здесь в ориентации разных отраслей в рамках единой цели. Иначе говоря, реализация единой цели с преодолением межведомственных барьеров. Исходя из этого и устанавливаются приоритеты: эталонные архитектуры и стандарты. А как иначе можно состыковать разнородное отраслевое цифровое пространство, чтобы идти к единой цели?»
В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» значатся три цели:
- создание экосистемы цифровой экономики;
- создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера;
- повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей РФ, так и экономики в целом.
На самом деле, речь идет не столько о стратегических целях, сколько о том, что делать: создать экосистему, создать условия, повысить конкурентоспособность. А вот в немецкой «Индустрии 4.0» сформулировано главное – к какой цели двигаться: все отрасли к единой цели. Проще говоря, на место свободного рынка вводится определенное регулирование.
Очевидно, что в рассматриваемой области мы отстаем. Программа цифровой экономики должна устранить это отставание, но догонять можно двумя способами: просто бежать быстрее или «спрямлять» углы. Бежать быстрее не получится: пока мы реализуем 4.0, они перейдут уже к 5.0, а то и к 6.0. Значит, нужно «спрямлять» дистанцию и корректировать цели своей программы.
Реализация этой задачи должна идти по двум направлениям:
- изменения в нормативной и законодательной базе;
- расширение единого информационного пространства за счет применения единых стандартов.
Анализируя причины и следствия возникновения проблем в ИТ-стандартизации, Сергей Головин отметил следующие моменты: когда нет своих разработок, не нужны и соответствующие стандарты; в ИТ у нас в основном все закупалось, и все стандарты были заложены в самих продуктах; в России, к сожалению, потерян опыт в ИТ-стандартизации.
Докладчик также перечислил основные проблемы в развитии национальной ИТ-стандартизации:
- у предприятий и заказчиков нет понимания необходимости разработки и применения государственных ИТ-стандартов;
- организации не имеют текстов большинства принятых международных ИТ-стандартов;
- организации не знают, как правильно разработать и изложить стандарт и как его согласовать и утвердить;
- руководители и специалисты компаний не знают и не понимают действующего законодательства в области стандартизации;
- в стране отсутствуют организации, разъясняющие тексты ИТ-стандартов;
- отсутствует система научных исследований в области ИТ-стандартизации;
- при формировании государственных программ ИТ-стандартизация не относится к числу приоритетных задач;
- большинство ИТ-стандартов должно носить межведомственный характер – необходима соответствующая система координации и финансирования.
В заключительной части доклада Сергей Головин внес следующие предложения.
- Целесообразно доработать программу «Цифровая экономика Российской Федерации» в части формулировки ее целей. Необходимо добавить пункт об ориентации предприятий разных отраслей в рамках единой цели.
- Необходимо срочно принять меры по ликвидации отставания Российской Федерации в области ИТ-стандартизации. Один из путей решения этой задачи − создание отдельного центра компетенций в области ИТ-стандартизации.
- Рекомендовать ФА «Росстандарт» придать стандартам в области информационных технологий статус приоритетных.
- Обратиться в ФА «Росстандарт» с предложением об организации санкционированного доступа заинтересованных организаций к информационной базе национальных и международных стандартов на базе ведущих технических вузов России.
Владимир Куделькин, президент Консорциума «Интегра-С», проанализировал программно-аппаратную технологическую платформу интеграции распределенных автоматизированных систем.
В первую очередь он отметил, что интегрированная система безопасности (ИСБ-4Д) объединяет в «Интегре-С» все подсистемы безопасности и мониторинга в единую 4D-геоинформационную систему, предоставляя ситуационный анализ территорий и объектов с отображением инцидентов и просмотром изменения обстановки по времени на многослойных 3D-картах.
Базовый принцип построения системы − использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов. Это позволяет интегрировать ПО и оборудование от разных производителей в единый аппаратно-программный комплекс (АПК). Другого пути объединить разрозненные устройства и подсистемы в единый АПК нет.
Неотъемлемой частью интегрированной интеллектуальной системы мониторинга и обеспечения безопасности предприятия (ИИСМ и ОБП) является подсистема защиты информации (ПЗИ), разрабатываемая ООО «ТехАргос СпецТелеком». Она обеспечивает защиту информационных ресурсов ограниченного доступа на всех этапах жизненного цикла ИИСМ и ОБП, разрабатывается в соответствии с требованиями модели иностранных технический разведок на период до 2025 г. (утверждена ФСТЭК России) и рекомендациями стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 1220, ГОСТ Р 56875-2016.
Подсистема защиты информации включает в себя совокупность организационных и технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности и разрабатывается для конкретного объекта защиты.
Докладчик отметил, что российский Консорциум «Интегра-С» впервые в мире привязал видеоизображение к координатам пространства и времени (Изобретение№ 2602389), тем самым ввел понятие «видеоизображение в данных координатах пространства и времени» вместо «видеоизображение с камеры». Это позволяет создать систему комплексной идентификации объектов, предназначенную для совместного использования глобальной системы видеонаблюдения и источников идентификации целей.

Сергей Майоров, председатель Правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан, выступил с докладом на тему «Развитие кооперации в промышленном сотрудничестве. Цифровая индустрия 4.0. Автоматизация привлечения заказов на разработку и изготовление технической продукции».
Выступающий отметил, что целями и задачами Национального портала субконтрактации innokam.pro являются: дозагрузка собственных мощностей; подбор поставщиков из состава компаний, получивших рекомендации правительств субъектов, муниципалитетов или общественных организаций; продвижение продукции.
Принципы работы портала очень простые: заказчик размещает заказ – осуществляется автоматическая рассылка – участник портала получает уведомление. Таким образом обеспечивается прямой контакт между заказчиком и поставщиком. Участником портала может стать только проверенный производитель товаров или услуг. Регистрация на портале производится после получения рекомендации от органов власти или структур поддержки бизнеса.
Статистика Национального портала субконтрактации inokam.pro (на 4 декабря 2017 г.) действительно впечатляет:
- количество компаний – 611, из них:
- количество заказов – 483 всего/89 актуальных;
- количество объявлений о кооперации – 20;
- подписано соглашений о конфиденциальности – 18;
- подписано договоров поставки – 3;
- осуществлена первая поставка – 2.
В завершение своего доклада представитель Татарстана пригласил к сотрудничеству и предложил:
- зарегистрироваться на Национальном портале субконтрактации innokam.pro;
- разместить баннер Национального портала субконтрактации innokam.pro на своих ресурсах;
- размещать заказы по изготовлению сложно-технической продукции;
- участвовать в разработке и изготовлении заказов, размещаемых на Национальном портале субконтрактации innokam.pro;
- предоставить реестр рекомендованных предприятий для регистрации на Национальном портале субконтрактации innokam.pro.

Наталья Иванова, директор компании «Ай Пи Эр Медиа», проанализировала вопросы обеспечения учебных заведений для людей с ограниченными возможностями зрения (ОВЗ) электронными образовательными ресурсами в форме, адаптированной к ограничениям их здоровья. Она особо подчеркнула, что учебные заведения России должны быть ориентированы не на наличие инвалидов в образовательном учреждении, а на создание доступной среды в каждом учебном заведении, а также на то, чтобы граждане РФ, имеющие ОВЗ, имели равные права и могли их реализовывать, поскольку основная миссия учебного заведения – предоставить возможность получения качественного образования в доступном режиме с учетом особенностей здоровья.
Электронные образовательные ресурсы и электронные информационные ресурсы, составляющие основу контента электронно-библиотечных систем (ЭБС), должны быть систематизированы в соответствии со спецификой реализуемых в образовательной организации образовательных программ и обеспечивать требования к качеству и доступности образования, в том числе с учетом индивидуальных предпочтений и использования обучаемыми с ограниченными возможностями.
Докладчик перечислила основные проблемы использования ЭБС людьми с ограниченными возможностями зрения. Так, выяснилось, что основная масса электронно-образовательных ресурсов, используемых в учебных заведениях не имеет никаких технологий, с помощью которых люди с ОВЗ по зрению могли бы получить доступ к лицензионной литературе. Адаптивные технологии, которые внедряются в отдельных электронно-образовательных ресурсах России, предоставляющих обучающимся доступ к изданиям в электронном виде, требуют доработки и стандартизации. Далее, инвалиды по зрению не имеют доступа к изданиям ЭБС через знакомые им технологии, которыми они владеют и активно пользуются: программы экранного доступа, специальное ПО для мобильных приложений, например, встроенный в операционную систему Android сервис TalkBack, VoiceOver (для iOS), Mobile Speak (для Windows) и т. п. Связано это прежде всего с дополнительным шифрованием и кодированием изданий в ЭБС, что необходимо для защиты лицензионного контента от незаконного использования, а также со сложным интерфейсом электронно-библиотечных систем, не адаптированным для лиц с ОВЗ.
Эксперты компании «Ай Пи Эр Медиа» представили на обсуждение профессионального сообщества ряд поправок в ГОСТ для дальнейшего их рассмотрения, обсуждения и корректировки.
Михаил Киселев, заслуженный работник ВШ РФ, д. ф.-м. н., профессор, представил содержание учебного процесса и научных исследований на кафедре «Метрология и взаимозаменяемость» МГТУ им. Н. Э. Баумана. В частности, кафедрой регулярно проводятся: Всероссийская научно-техническая конференция «Состояние и проблемы измерений» (с 1994 г.), Всероссийское совещание-семинар «Инженерно-физические проблемы новой техники» (с 1990 г.). Постоянно работает научно-методический семинар «Информационно-метрологическое обеспечение жизненного цикла машин и механизмов».

В качестве конкретных примеров работы Михаил Киселев привел анализ причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также внедрение экспериментальной системы измерений и обработки информации на ГРЭС-1 города Сургут.
На этом работа первого дня Конференции была завершена. Во второй день заседания продолжились в секциях:
- секция № 1 – Проблемные вопросы создания единого цифрового пространства;
- секция № 2 – Стандартизация технологий в области Интернета вещей (IoT);
- секция № 3 – Стандартизация в области безопасности информационных технологий;
- секция № 4 – Проблемные вопросы стандартизации технологий искусственного интеллекта (AI);
- секция № 5 – Системная и программная инженерия;
- секция № 6 – Стандартизация информационных технологий в образовании;
- секция № 7 – Круглый стол по интероперабельности;
- секция № 8 – Роль компетенций в цифровой трансформации;
- секция № 9 – Архитектура и технологии интеграции распределенных информационных систем;
- секция № 10 – Молодежная секция.