Общее количество сбоев в работе информационных систем и оборудования российских предприятий в различных отраслях выросло в 2024 г. на 22% по сравнению с 2023-м. С инцидентами, затрагивающими критически важные сервисы и влияющими на ключевые бизнес-процессы, столкнулись 93% организаций.
Ключевая бизнес-проблема
Сбои в работе ИТ-систем стали одной из ключевых проблем российского бизнеса в прошлом году. Аналитики компании “Монк Диджитал Лаб”, специализирующейся на корпоративном ИТ-мониторинге, провели комплексное исследование сбоев в российских компаниях по итогам 2024 г.
Наиболее пострадавшими отраслями, где было выявлено наибольшее количество сбоев стали телеком-сфера (26% общего количества сбоев), ритейл (22%) и производственная отрасль (17%). Сбои в остальных отраслях занимают 35% от общего числа инцидентов.
Причина сбоев
Эксперты “Монк Диджитал Лаб” подчеркивают, что основная причина сбоев – использование устаревшего оборудования и ПО без должной поддержки и обновлений. Именно по этой причине произошло около 20% зарегистрированных инцидентов.
Уход зарубежных вендоров с российского рынка оставил российские компании без регулярных апдейтов и технической помощи, а попытки заменить иностранные продукты самописными инструментами или непроверенными системами создали много новых проблем.
Аналитики “Монк Диджитал Лаб” определили отрасли, в которых рост числа сбоев в 2024 г. был наиболее существенным. В исследовании указано, что количество сбоев в финансовой отрасли в 2024 г. увеличилось на 36% по сравнению с 2023-м, что является рекордным показателем на рынке. Количество сбоев в прошлом году в энергетической сфере выросло на 18%, а в логистической отрасли на 14%. Рост числа сбоев тесно связан с отсутствием технической поддержки зарубежных решений и недостаточным тестированием внедряемых продуктов.
Часы простоя
Средняя продолжительность простоя в российских компаниях в 2024 г. составила четыре часа. Эксперты также определили, что средняя длительность простоя увеличилась на 20% по сравнению с 2023-м.
Рост продолжительности сбоев связан с тем, что устранение проблем без внешней поддержки или при недостатке квалифицированного персонала требует больше времени.
В рамках исследования обозначены основные последствия, с которыми столкнулся российский бизнес в прошлом году. 65% организаций отметили потерю доверия со стороны потребителей, 57% сообщили об ущербе для репутации бренда, около 60% компаний зафиксировали прямые финансовые потери. В денежном выражении один значимый инцидент простоя обошелся российским организациям в среднем в 2 млн рублей.
Тяжелые сбои, приводящие к параличу всех ключевых систем, составили 12% всех случаев. Серьезными признаны 28% инцидентов, ощутимыми 36%, а незначительными порядка 24%. Таким образом, более половины сбоев (тяжелые, серьезные, ощутимые) в значительной мере повлияли на деятельность компаний, вынуждая их срочно принимать меры.