Александр Герасимов, независимый эксперт
За последние пару лет было опубликовано довольно много подробной аналитики по рынку виртуальных АТС. Эксперты проанализировали конкурентную ситуацию, составили портрет пользователя услуги. Особое внимание уделялось анализу причин оттока абонентов и несостоявшихся продаж. Сегодня речь пойдет о не менее важных аспектах, о которых обычно забывают, когда рассматривают тенденции в этом сегменте рынка и прогнозируют перспективы виртуальных АТС в России.
Первый аспект и, пожалуй, самый главный: рынок виртуальных АТС, как и рынок любой другой облачной услуги, – это замещающий рынок. Ежегодные темпы падения традиционной телефонии в корпоративном сегменте составляют примерно 10% в денежном выражении. Сегмент виртуальных АТС растет темпами, которые превышают 25%. Но в абсолютном выражении это означает, что коэффициент замещения существенно меньше единицы, поскольку минус 10% на рынке традиционной телефонии в B2B – это минус более 10 млрд руб., а плюс 25% на рынке виртуальных АТС – чуть более 1 млрд руб. прироста доходов. Таким образом, коэффициент замещения составляет почти десять к одному (рис. 1). Собственно, это и есть причина, по которой рынок ВАТС растет, а рынок традиционной телефонии падает.
Бизнес не стал реже использовать голосовую связь – интенсивность голосовых и унифицированных коммуникаций повышается. Однако бизнес стал платить за это существенно меньше, получив альтернативу в виде виртуальных АТС и корпоративных мессенджеров. Повышение эффективности потребления означает уменьшение объема потребления в деньгах. Такая вот суровая правда для операторов связи. И не только для них.
Как тут не вспомнить аббревиатуру FCB (не буду ее расшифровывать), описывающую в трех словах перспективы цифровой трансформации рынков для тех компаний, которые трансформироваться не собираются.
Рис. 1. Трансформация российских рынков B2B-телефонии и УПАТС в рынки ВАТС и B2B-мессенджеров
Второй аспект. Исследования рынка виртуальных АТС показывают, что более половины предприятий-абонентов используют пока лишь базовую функциональность виртуальных АТС, т. е. фактически фиксированную IP-телефонию. Поэтому рынок виртуальных АТС надо либо рассматривать вместе с рынком VoIP, либо выделять из указываемых в исследованиях объемов потребления виртуальных АТС потребление базовой функциональности виртуальных АТС. В таком случае его объем окажется почти вдвое меньше опубликованных оценок. Это важно для понимания направления развития рынка – оно не столько экстенсивное (рост проникновения сервиса), сколько интенсивное – расширение потребляемого существующими абонентами виртуальных АТС функционала. Иными словами, речь идет о переходе от модели продажи емкости к модели продажи функционала, что отражено на рис. 2.
Третий аспект. Потребление виртуальных АТС в России крайне неравномерно распределено по клиентским сегментам и территориально. Так, свыше половины корпоративных пользователей виртуальных АТС находятся в Москве и Санкт-Петербурге, где расположены наиболее продвинутые компании-потребители. Что касается клиентских сегментов, то почти 90% потребления приходится на средний и малый бизнес. Сегменты SOHO и крупных предприятий сервисы виртуальных АТС практически не потребляют. Для SOHO это пока слишком дорогостоящий сервис. А крупные предприятия не испытывают в нем необходимости, поскольку подавляющая их часть использует физические мини-АТС и УПАТС. Видимо, такая тенденция сохранится до момента вывода станций из эксплуатации, постепенно физические АТС замещаются устанавливаемыми on-premise программными (см. рис. 1, слева).
Четвертый аспект. Поскольку виртуальная АТС – это облачный сервис, потребляемый «по требованию» (on demand), то для него, как и для любого облачного сервиса, неприменим привычный операторам связи подход к расчету оттока. При исследовании мы столкнулись с любопытным феноменом: формально высокий отток (выше 3% в месяц и более 30% в год) при чрезвычайно высокой удовлетворенности сервисом и лояльности провайдеру. Объяснение этому простое: в отличие от классических телеком-услуг значительная часть пользователей приобретает сервис виртуальных АТС только на то время, которое необходимо абоненту для решения каких-либо бизнес-задач. Следовательно, надо измерять сопоставимое, т. е. определять отток только по тем абонентам, которые пользуются услугой постоянно в течение как минимум года. Этот крайне важный момент указывает на то, что новичкам на рынке не стоит рассчитывать на переток существующих пользователей виртуальных АТС от конкурентов. Лучше делать ставку на привлечение тех предприятий, которые данной услугой еще не пользуются. И здесь основной потенциал, как уже отмечалось, находится в сегменте SOHO в двух российских столицах и в сегменте среднего и малого бизнеса в регионах.
Подробную аналитику по рынку виртуальных АТС можно найти по ссылке http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/otsenka—i—prognoz—rossiyskogo—rynka—virtualnyh—ats—konkurentnaya—situatsiya—vostrebovannost—uslugi-20150716114607