В Москве состоялась VII ежегодная Национальная конференция «MVNO Russia 2022. Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России». Эксперты обсудили динамику развития рынка, предпочтения в сфере бизнес-моделей, поделились прогнозами относительно развития индустрии, рассказали о возможностях интеграции в экосистемы цифровых сервисов.
В ходе пленарной сессии, посвященной развитию рынка, эксперты искали ответ на вопрос ‒ возможно ли «второе дыхание» сегмента в 2022 г. Преодоление сравнительно недавно одним из операторов MVNO порога безубыточности – факт, который вдохновил всех участников индустрии. При этом динамику текущего развития невозможно анализировать без учета тенденций, которые сформировались на рынке после начала известных февральских событий.
Под знаком непредсказуемости
Тон обсуждению задал директор департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилл Кучеров. По его мнению, только на основе цифр об эволюционном развитии и росте рынка невозможно сделать вывод о том, как этот сегмент будет развиваться. Все происходящее с 24 февраля изменило картину мира. Это тот самый черный лебедь, о котором обстоятельно и со вкусом рассказал американский эссеист (бывший трейдер) Нассим Талеб в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».
Интрига в том, как индустрия в целом и виртуальные мобильные операторы в частности будут справляться с новой ситуацией. Аналитики не торопятся с прогнозами, но при этом заостряют внимание на трех значимых факторах. Первый – доступность программно-аппаратного обеспечения, ресурсов для построения инфраструктуры, в том числе и мобильного оператора. Несмотря на существование компании «Tele2», которая может «штамповать» мобильных виртуальных операторов под ключ, индустрии требуются «железо», ПО. А если доступ к этим ресурсам ограничен, трудно строить планы.
Второй фактор – увеличение стоимости «железа», других ресурсов и предположительно использования сети для мобильных виртуальных операторов может сильно изменить их бизнес-модель и экономическую картину. Не все компании готовы продолжать работу, не исключено, что кому-то придется уйти с рынка.
Третий фактор (возможно, не столь очевидный, но не менее значимый) состоит в том, что наиболее динамично развиваются операторы MVNO, которые запущены розничными банками (как самостоятельный проект или дочерняя компания). Аналитик отметил, что розничным банкам придется несладко в силу санкционных ограничений: финансовая ситуация может сократить их денежные потоки, что отрицательно скажется на прибыли. Открытыми остаются вопросы – готовы ли материнские структуры докапитализировать операторов с учетом задач, ставить перед ними более амбициозные цели, выделяя ресурсы на их достижение.
Что касается поведения участников рынка, то, как и в период коронавирусных ограничений, охарактеризовать ситуацию можно будет через шесть–десять месяцев после наступления знакового события, заключил аналитик.
Все не так страшно
«Tele2 Россия» – основной инфраструктурный игрок на российском рынке MVNO. Директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств этой компании Сергей Волков обмолвился, что «Кирилл нагнал страху на аудиторию, однако все не так страшно». Эксперт сохраняет оптимизм в части развития бизнеса MVNO в России и в Tele2 в частности. В предыдущие два года компания (бизнес MVNO внутри большого оператора) чувствовала себя хорошо – зафиксирован рост выше рынка и с опережением собственных прогнозов. Двузначные темпы (и по объему выручки, и по абонентской базе) сохранялись от года к году.
Несмотря на появившиеся в начале весны сложности, настрой оптимистичный, поскольку на рынке достаточно неосвоенных компанией моделей. Кроме того, сохраняется большой потенциал для роста игроков, которых пока еще значительно меньше, чем в странах Европы. По мнению представителя Tele2, сегодня важно выбирать правильные ниши и предлагать клиентам новые интересные продукты. В России сегмент MVNO достаточно молодой.
Директор проектного офиса MVNO компании «Ростелеком» Алексей Чернецов напомнил о результативности кейсов, в частности, проект компании окупился в конце 2020 г. В минувшем году направление MVNO прогрессировало двузначными темпами по объему выручки и ряду других показателей. Продолжается рост абонентской базы. Большое количество спецпроектов было реализовано как с Tele2, так и с корпоративными клиентами. Один их самых крупных проектов – «Перепись населения».
Верно расставленные компанией бизнес-акценты позволили оптимизировать затраты на привлечение абонентов, снизился их отток. Операторы MVNO наращивают абонентскую базу год от года, и быстрее, чем это удается операторам «большой тройки». У многих игроков сегмента сформировались экосистемы, которые эксперт рекомендует поддерживать и, сжав кулаки, двигаться вперед.
Амбиции выше прошлогодних
По прогнозам генерального директора «Газпромбанк Мобайл» Нины Цирулик, мобильный оператор будет расти еще более высокими темпами, чем в 2021 г.: «Точно собираемся показать лучший рост, чем в прошлом году». С конца прошлого «Газпромбанк Мобайл» предоставляет услуги мобильной связи для юридических лиц. Много внимания уделяется дополнительным сервисам. Компания не ограничивается привлечением абонентской базы, ищет дополнительные источники дохода. В июле оператор намерен стать полноценным агрегатором для «Газпромбанка», в частности, будет рассылать сообщения. В ближайших планах – предложить эту же услугу другим компаниям экосистемы. Так что амбиции выше прошлогодних. Что касается рынка в целом, то многим операторам нужно будет пересматривать стратегии, но адаптироваться к новым условиям можно. «Кризис, как это ни банально, – определенная зона возможностей», ‒ заключила топ-менеджер.
Тектонический сдвиг
Компания «Сбербанк-Телеком» вышла на уровень безубыточности, что стало дополнительным позитивным аргументом для рынка MVNO. Любопытно, что в своем выступлении на пленарной сессии генеральный директор компании «Сбербанк-Телеком» Руслан Гурджиян вспомнил другую книгу Нассима Талеба – «Одураченные случайностью», в которой подчеркивается скрытая роль шанса в бизнесе и жизни. На рынке MVNO могут случаться тектонические сдвиги. В рамках бизнес-модели один оператор, используя базу подсистем другого оператора, оказывает свои услуги и сервисы. По мнению эксперта, в перспективе, с наступлением эры 5G, 6G, все операторы станут MVNO. Бизнес-модель приобретет статус commodity, поскольку каждая последующая инфраструктура обходится дороже предыдущей. Дефицит частот в 5G, терагерцовый диапазон в 6G указывают на то, что «четыре примерно одинаковые дороги, как построила наша страна, наверное, уже не осилить».
В «Сбербанк-Телеком» сейчас триумвират активности, где виртуальный оператор занимает основную долю, но уже не является доминирующим гомогенным бизнес-юнитом. Много сил и времени уделяется индустриальному Интернету вещей, где составляющая связи (connectivity) значительно меньше. Ценность (value) добавляется за счет других платформенных решений в кооперации с машинным обучением, искусственным интеллектом и т. д. Темпы роста «Сбербанк-Телеком» покажет такие же, как и в прошлом году, замедления не ожидается. Хорошей для всех «объединяющей» новостью эксперт назвал прекращение ценовой эрозии, что будет оздоравливать рынок и позволит правильно планировать инвестиционную программу.
Доверие консерваторов
Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса НТЦ «Протей» Владимир Фрейнкман оценил текущую ситуацию с точки зрения зависимости российского рынка MVNO от зарубежных программных и в известной степени аппаратных решений, доступность которых понижается.
В России отечественных вендоров долгие годы не подпускали к инфраструктуре на пушечный выстрел – операторы прослыли крайне консервативными. Виртуальные мобильные операторы были менее осторожны в этом смысле. «Когда бизнес заведомо рискованный и строишь его с нуля, почему бы не попробовать. Не секрет, что у виртуальных операторов доля отечественных решений в ядре сети (полных MVNO) большая», – отметил эксперт.
Для виртуальных операторов проблема импортозамещения неактуальна, если не принимать во внимание доступность вычислительных мощностей, а именно серверов х86. Все остальное можно даже не заместить, а просто использовать, утверждает представитель НТЦ «Протей».
После февраля изменилось отношение операторов к российским решениям, прежде всего доверие к отечественному ПО. Если раньше 90% клиентов интересовались альтернативными решениями за рубежом, то с марта, когда выбор по понятной причине сузился, они оценивают, на базе чего можно строить инфраструктуру, чтобы не нести риски, связанные с уходом вендора с рынка. Сегодня количество запросов операторов MVNO к российским поставщикам выше, чем они могут «переварить» (у каждого вендора есть ограничения, связанные с архитектурой, масштабируемостью и т. д.).
***
Как показало обсуждение поднятых в выступлениях вопросов, инфраструктурный риск (возможный «потолок» емкости, предоставляемой базовыми операторами) не стоит сбрасывать со счетов, но это не первый вызов, с которым столкнулась отрасль. Влияние данного риска эксперты оценивают как максимальное, но его вероятность – средняя.
Большая часть операторов не видят непреодолимых сложностей в текущей ситуации и планируют ускорить темпы развития, что является добрым знаком для рынка. Несмотря на позитивные тренды, новых операторов MVNO в России не появляется. Наша страна стоит особняком, если сравнивать с Европой и другими континентами, где операторы активно апробируют разнообразные бизнес-модели, выходят на новые целевые группы, сообщества.
Российские компании сосредоточились на развитии экосистем, интеграции бизнеса MVNO с якорным бизнесом предприятий, которые и запускают виртуальных мобильных операторов.