Черчение возвращается в школы вместе с ПО

В российских школах вновь появился предмет «Черчение» в классах инженерного профиля, а в основном общем образовании обязательным стал модуль «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)». Теперь школьники изучают не только теорию и «ручное» черчение, но и компьютерную графику и 3D-моделирование. В методических разработках предусмотрено использование отечественного программного обеспечения – системы автоматизированного проектирования КОМПАС-3D компании «Аскон».

Интерес к предмету

Внимание к черчению вернулось после того, как Президент России Владимир Путин летом 2023 года поручил Правительству «в целях укрепления кадрового потенциала промышленности обеспечить начиная с 2024/25 учебного года освоение основ черчения лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего образования, а также изучение учебного курса «Черчение» на уровне среднего общего образования лицами, обучающимися по технологическому (инженерному) профилю».

К началу учебного года в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (с октября 2024 года ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения» (ИСМО)) были разработаны методические рекомендации и рабочая программа по черчению и компьютерной графике:

Техническая грамотность и компетенции

Эксперты ИСМО предложили формировать у учащихся техническую грамотность и компетенции проектирования инженерных объектов на примере использования системы КОМПАС-3D. Она позволяет выполнять 3D-модели деталей и сборок, разрабатывать чертежи, в том числе ассоциативные на основе моделей, и изначально ориентирована на отечественные стандарты оформления конструкторской документации (ГОСТ ЕСКД). Для школ доступны учебные комплекты программного обеспечения КОМПАС-3D, а на домашних компьютерах можно установить бесплатную учебную версию.

В издательстве «Просвещение» вышли также учебники «Компьютерная графика. Черчение» для 8 и 9 классов и учебное пособие «Компьютерное проектирование. Черчение» для 10–11 классов, посвященные созданию трехмерных моделей, графических изображений и чертежей в системе КОМПАС-3D.

«Освоение универсальных технологий, к которым относятся проектирование, конструирование и моделирование, проходит сквозной линией через программу модуля «Компьютерная графика. Черчение». Сначала ребята знакомятся с основами графического языка и учатся применять чертежные инструменты, в 6 классе добавляется компьютерная графика, в 7 классе – системы автоматизированного проектирования, а к концу обучения в 9 классе нужно уметь создавать трехмерные модели, чертежи, эскизы и схемы в САПР, грамотно оформлять конструкторскую документацию», – пояснила Ольга Логвинова, кандидат педагогических наук, ведущий эксперт ФГБНУ ИСМО.

 Универсальный язык инженеров

«Черчение всегда считалось универсальным языком, на котором инженеры описывали свои идеи и изобретения. Сегодня к нему добавилось компьютерное 3D-моделирование – его широко применяют в конструкторских разработках, 3D-печати, при создании цифровых двойников изделий и производств. Система проектирования КОМПАС-3D поможет школьникам освоить азы профессии и продолжить образование по самым востребованным в промышленности направлениям, – отметила Ольга Чернядьева, руководитель образовательной программы АСКОН. – В поддержку преподавания черчения мы готовим онлайн-курс для учителей. Он будет разделен на несколько уровней с учетом отраслевой направленности инженерных классов: космические, судостроительные, авиационные, радиоэлектронные».

В 2008 году система трехмерного моделирования КОМПАС-3D LT была поставлена во все школы России в составе стандартного базового пакета программного обеспечения «Первая ПОмощь 1.0» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Иллюстрация предоставлена Группой компаний АСКОН

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку