Человек и государственная система

Еще летом председатель Правительства РФ Михаил Мишустин определил вице-премьеров – кураторов деятельности по достижению национальных целей развития. Им предстоит обеспечить технологическую независимость в своих сферах компетенции. В частности, вице-премьеру – руководителю аппарата Правительства Дмитрию Григоренко поручено курировать работу по цифровой трансформации и развитию искусственного интеллекта. Кроме того, он отвечает за достижение к 2030 г. цифровой зрелости государственного и муниципального управления.

Также в ведении вице-премьера работа по увеличению доли домохозяйств, подключенных к широкополосному Интернету. К указанному сроку она должна составить 97%, а к 2036-му – все 99%. Достижение таких показателей – часть задач Национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Их решение входит в обязанности Минцифры и других министерств.

Единый план по достижению национальных целей развития разрабатывают сейчас Минэкономразвития и Минфин. Документ, составляемый с учетом уже готовых паспортов национальных проектов, должен быть представлен до 1 ноября 2024 г.

Обновление властной ИТ-верхушки и смена куратора на данном направлении (об этом, в частности, говорилось в предыдущей колонке) напомнили о себе в очередной раз, когда речь зашла о «маленькой революции» в сфере госуслуг. Одноименный портал стремительно развивался, а сравнительно недавно появились сообщения о новом подходе к оказанию государственных услуг – по принципу жизненных ситуаций. Суть его в том, что сервисы теперь формируются исходя из потребностей человека, а не функций государственного органа.

Жизненные ситуации – это модель наиболее распространенных событий, с которыми сталкивается человек. Каждая из таких ситуаций предполагает обращение за целым рядом смежных услуг. Поэтому разумно предоставлять их комплексно – в пакете, что облегчает работу соответствующих служб и упрощает получение государственных сервисов.

В ходе одной из сессий на недавно прошедшем Восточном экономическом форуме Дмитрий Григоренко говорил, что «жизненные ситуации – это маленькая революция в сфере госуслуг. Через обратную связь мы понимаем, какие запросы есть у граждан и бизнеса и в каком формате им было бы удобнее всего взаимодействовать с государством».

Новый подход к оказанию госуслуг реализуется на региональном уровне. Субъекты утвердили соответствующие дорожные карты и обязуются к концу текущего года внедрить хотя бы по одному набору смежных услуг, отражающему конкретную жизненную ситуацию. Например, в Камчатском крае отобрали наиболее востребованные услуги для реализации их согласно новому принципу. В этот перечень вошли зачисление в школу, установление инвалидности, опеки, открытие собственного дела и услуги, за которыми обращаются при рождении третьего ребенка (когда семья получает статус многодетной). К слову, выяснилось, что в такой жизненной ситуации государство предоставляет 32 услуги. Получить их сразу – без повторных обращений – непростая задача, о решении которой и обязаны позаботиться чиновники.

Первые полтора десятка сервисов в новом формате появились на портале госуслуг и сайте цифровой платформы «МСП.РФ», созданной для поддержки предпринимателей, самозанятых и тех, кто планирует открыть свой бизнес. В этом списке сервисы «попадание в чрезвычайную ситуацию», «организация логистики грузов», «открытие частной школы», «открытие аптеки», «открытие туристического объекта» и др.

Благодаря объединению госуслуг в наборы их получение действительно значительно упростилось. Подсчитано, что более чем вдвое сократилось количество визитов граждан в ведомства и МФЦ, в десять раз – число документов, которые нужно заполнять. До перехода к формату жизненных ситуаций насчитывалось 716 сервисов, теперь 72. До конца текущего года планируется реализовать еще 34 подобных сервиса.

Близким к идеальному формату взаимодействия государства с гражданами эксперты называют вариант проактивного обслуживания, когда цифровой ресурс предлагает необходимые сервисы, и самостоятельно искать их не нужно. Хотелось бы надеяться, что достижению этой цели будет способствовать Федеральный проект «Государство для людей», который реализуется на всех уровнях власти.

Личный опыт пользования госуслугами позволяет согласиться с утверждением, что в стране сделана ставка не на совершенствование отдельных госсервисов, а на перезагрузку всей системы оказания федеральных и региональных услуг.

Власти заинтересованы в получении обратной связи. В частности, продолжает развиваться сеть лабораторий пользовательского тестирования государственных сервисов. Недавно были открыты еще две – в Ставрополе и Владивостоке. Теперь их 11, сколько и было предусмотрено планом упомянутого Федерального проекта до 2030 г. На базе этих лабораторий специалисты анализируют потребности и привычки потенциальных потребителей услуг, тестируют госсервисы на соответствие стандартам, проверяют, насколько просто и удобно ими пользоваться. Соответствующие рекомендации направляются в органы власти.

К отечественной бюрократии как малоповоротливой системе и допускающей ошибки (человек на госслужбе несовершенен) по-прежнему немало претензий. Но в данном случае есть желание отметить очевидные перемены к лучшему. Обновление кураторства помогло или технологии заставляют двигаться в правильном направлении? Остается лишь догадываться.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку