«Умные» устройства преобразуют все – появляются «умные» холодильники, «умные» автомобили, «умные» дома, но государство мыслит всегда масштабно, поэтому меньше чем на «умный город» оно замахнуться не может. В прошлом году 31 октября Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой) утвердило ведомственный проект по цифровизации городского хозяйства «Умный город» (приказ об утверждении № 695/пр), который должен быть реализован с 1 декабря 2018 г. по 31 декабря 2024 г. Фактически он является реализацией государственных программ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и «Цифровой экономики», хотя часто этот проект называют логическим продолжением программы «Безопасный город», которая сейчас работает и на муниципальном уровне.
Паспорт «Умного города»
Как и все государственные проекты, «Умный город» имеет свой паспорт, в котором названа основная цель проекта: повышение на 30% среднего значения индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах РФ («IQ городов»). Правда, сам индекс «IQ городов» еще предстоит разработать в рамках проекта, и было бы странно, если бы он до конца 2024 г. не повысился на 30%.Однако в паспорте есть и дополнительные цели: увеличение на 60% доли жителей городов, участвующих в принятии решений по вопросам городского развития; увеличение на 15% доли организаций, управляющих с помощью автоматизированных систем жилищным фондом и снабжением ресурсами; обеспечение 80% населения датчиками, автоматически контролирующими потребление ресурсов и передающими их показания в режиме онлайн; увеличение на 50% доли информации в машиночитаемом виде для сфер ЖКХ, архитектуры, градостроительства, благоустройства и принятия управленческих решений. Последний пункт – это про создание цифрового двойника города.
Проект состоит из трех частей: адаптация нормативно-правовой базы и проведение стимулирующих мероприятий для цифровой трансформации городского хозяйства; пилотирование предлагаемых решений в городах; тиражирование решений, доказавших свою эффективность. Первая часть предполагает финансирование в 2019 г. в размере 100 млн руб., которые планируется потратить на утверждение концепции «Умный город» и требований к ним; разработку методики и инструментария оценки «умности» городов (тот самый «IQ городов»); проведение индексации городов с помощью созданных методик; анализ нормативно-правовой базы и разработку перечня необходимых изменений; создание федерального центра компетенции «Умный город».
В 2019 г. также планируется начать апробацию предлагаемых решений в пилотных городах. В апреле прошлого года этот список был сформирован и состоял из 16 участников: Котовск (Тамбовская область), Воронеж, Великий Новгород, Уфа (Республика Башкортостан), Елабуга и Иннополис (Республика Татарстан), Тольятти (Самарская область), Ижевск, Глазов и Сарапул (Удмуртская Республика), Магас (Республика Ингушетия), Екатеринбург и ЗАТО Новоуральск (Свердловская область), Сатка (Челябинская область), Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород и ЗАТО Саров (Нижегородская область), Сосновый Бор (Ленинградская область), Евпатория (Республика Крым), Ростов-на-Дону, Томск, Дубна (Московская область), Владикавказ (Республика Северная Осетия – Алания) и Обнинск (Калужская область). На пилотирование планируется ежегодно выделять из федерального бюджета до 2 млрд руб., правда, часть средств может быть получена в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Далее планируется тиражировать отработанные в пилотных городах технологии на остальные города, для чего предполагается создание ресурса «Банк решений «умного города», а в субъектах РФ – собственных центров компетенции «Умный город». Для тиражирования планируется с 2020 по 2024 г. выделить до 900 млн руб. Дополнительные средства на цифровизацию городского хозяйства могут быть получены субъектом РФ или муниципальным образованием в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Всего же до 2024 г. на реализацию проекта «Умный город» предполагается затратить 13 млрд руб. Цели заявлены амбициозные, поэтому всем регионам уже сейчас стоит задуматься о создании центра компетенции «Умного города».
Банк данных
Еще до принятия паспорта «Умного города», в апреле 2018 г. на базе «Ростелекома» начал формироваться «Банк решений «умного города» (https://russiasmartcity.ru), где содержатся не только решения, но и различная дополнительная информация, которая позволяет обмениваться опытом реализации тех или иных проектов. В частности, на портале есть распорядительные документы, такие как приказы Минстроя России от 4 февраля 2019 г. № 80/пр «Об организации исполнения проекта «Умный город» и о порядке организации отбора муниципальных образований в целях реализации пилотных проектов в рамках проекта «Умный город», в рамках которого в дальнейшем и будут выбираться пилотные проекты для «Умного города». Также есть шаблон формы дорожной карты реализации пилотного проекта муниципального образования по цифровизации городского хозяйства и множество других документов, которые должны помочь оформить подключение муниципальных образований к проекту «Умный город».
Кроме того, на портале перечислены города, где уже начали внедрять те или иные решения, которые можно отнести к категории «умный город». На текущий момент в базе 405 городов. Наиболее активно участвуют в наполнении базы такие города, как Москва (61 зарегистрированный проект), Санкт-Петербург (41 проект) и Екатеринбург (30 проектов). Наиболее популярными направлениями для автоматизации являются «Информационный город и системы» (296 проектов), «Энергоэффективность» (185 проектов) и «Безопасность» (121 проект). Вполне возможно, что последняя категория – это результаты программы АПК «Безопасный город».
В разделе «Решения» всего десять категорий: «Интеллектуальные системы управления инфраструктурой, жилищным фондом и социальными объектами («Умное ЖКХ»)» (53 проекта), «Интеллектуальные системы управления городским транспортом («Умный городской транспорт»)» (25 проектов), «Цифровые платформы по управлению городскими процессами («Цифровой двойник города»)» – 24 проекта, «Интеллектуальный центр городского управления» – 14 проектов, «Инновационные технологии формирования городской среды» – 14 проектов, «Цифровые платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития» – 11 проектов, «Интеллектуальные системы обеспечения экологической безопасности» – 10 проектов, «Интеллектуальные системы обеспечения общественной безопасности» – 9 проектов, «Умный» туризм и сервис» – 8 проектов и «Инфраструктура сетей связи» – 6 проектов).
По этим категориям можно оценить приоритеты в цифровизации городской инфраструктуры. Наиболее интересными являются проекты по автоматизации учета ресурсов, которые перечислены в разделе «Умное ЖКХ». Примерно с одинаковыми приоритетами целей второго плана располагаются проекты категорий «Умный городской транспорт» и «Цифровой двойник города». На третьем по приоритетам располагаются проекты автоматизации городского управления и формирования инновационной городской среды. Меньше всего хотят заниматься развитием инфраструктуры связи, туризмом и общественной безопасностью. Аутсайдеры понятны – это же проект Минстроя, а не Минкомсвязи или МВД. Впрочем, и остальные приоритеты вполне можно объяснить отраслевой принадлежностью проекта.
В разделе «Проекты» перечислены все существующие проекты, зарегистрированные на портале. На текущий момент их 233, причем самыми популярными категориями проектов стали «Информационный город и системы» (116 проектов), «Транспорт» (29 проектов), «Энергоэффективность» (24 проекта) и «Безопасность» (24 проекта). Таким образом, можно отметить, что начинают реализацию «Умного города» с внедрения систем для информационного взаимодействия с населением и автоматизации важных городских инфраструктур: транспорта, электроэнергии и безопасности. Среди аутсайдеров можно обнаружить категории «Отходы» (четыре проекта), «Экология» (шесть проектов), «Теплоснабжение» (шесть проектов) и «Строительство» (шесть проектов). Это действительно проблемные области, в которые, видимо, уже сами разработчики не торопятся вкладывать деньги и предлагать инновационные решения. Хотя, возможно, наиболее эффективные инновационные решения могут быть именно в этих категориях, однако они требуют значительного времени на разработку.
В целом же можно констатировать, что проект «Умный город» достаточно интересный и один из наиболее перспективных. Минстрой организовал ресурс по обмену передовым опытом на основе открытого ресурса, кроме того, предлагает не самым успешным городам финансирование для отработки внедрения технологий и выработки типовых решений. Скорее всего, результат у этого проекта будет, во всяком случае, «IQ городов» России к 2024 г. точно повысится на 30%.