Группировка «ГЛОНАСС» развернута в полном объеме, с начала года запущена в промышленную эксплуатацию государственная система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», впечатляющими темпами идет внедрение навигационных приборов ГЛОНАСС. При этом одним из центральных пунктов Международного навигационного форума, состоявшегося в рамках выставки «Навитех-2015», стала панельная дискуссия с неожиданным названием «Есть ли будущее у спутниковой навигации?».
Несмотря на провокационность формулировки темы, главный аналитик НП «ГЛОНАСС» Андрей Ионин считает ее правомерной: спутниковая навигация не удовлетворяет полностью ни одного из потребителей. Военных не устраивает слабая помехозащищенность системы. Гражданские пользователи ждут от системы навигации больше, чем она может дать: водителям автотранспорта существующий бесплатный сервис не дает должных гарантий точности определения местоположения, пользователи смартфонов лишаются доступа к услуге, оказавшись внутри помещения. Возможно, система ГЛОНАСС могла бы развиваться за счет коммерческих сервисов, но моделей коммерциализации системы пока никто не придумал.
Продолжая тему, президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко напомнил, что большинство разрабатываемых сегодня навигационных устройств ориентированы на систему GPS как основную, прочие системы используются как дополнительные. В чем ГЛОНАСС превосходит GPS, так это покрытие в северных широтах.
GPS еще как-то монетизируется через различные приложения. Для систем Galileo и ГЛОНАСС модель возврата инвестиций пока не ясна. Впрочем, и системе GPS необходим дополнительный бюджет на модернизацию, чтобы избежать деградации сервиса. В наиболее выгодном положении находится китайская BeiDou: при ее создании учитываются ошибки разработчиков других систем, используются новейшие технологии, а кроме того, для нее существует большой рынок, созданный в том числе за счет обязательности использования на территории Китая.
Эд Бастиансен, председатель правления iLOC-Group, считает, что система спутникового позиционирования – часть базовой национальной инфраструктуры, такая же как система связи. Ее развитие и поддержка – вопрос политический, поэтому полностью переводить систему на коммерческую основу было бы неправильно. Рыночное будущее у спутниковой навигации есть скорее не как у независимого приложения, а как у части интегрированных решений. На первом этапе зарабатывать на спутниковой навигации будут поставщики платформ и сервис-провайдеры, на следующем – разработчики приложений. Наконец, должен появиться интерес потребителей к коммерческим сервисам, которые помогают более эффективно и быстро решать бизнес-задачи.
По пути создания интегрированных приложений с использованием навигации идет Яндекс, считая, что потребителям нужны именно комплексные сервисы, причем в режиме онлайн.
Некоторые участники дискуссии считают, что говорить нужно о рынке не спутниковой навигации, а локационных технологий. Люди хотят получать «бесшовный» сервис, и находясь в автомобиле, и выйдя из него, и зайдя в помещение. Быстрыми темпами развивается сфера indoor-навигации – об этом говорят данные, приводившиеся и в ходе дискуссии, и на специальной секции форума. Федеральная комиссия по связи США (FCC) приняла норматив, обязывающий сотовых операторов к 2018 г. обеспечить поддержку indoor-позиционирования, в том числе в интересах службы «911». Глобальный рынок indoor-навигации в 2014 г. оценивался в 935 млн долл., в 2019 г. он должен достигнуть 4,4 млрд долл. Ключевые сферы применения этих технологий – навигация в общественных зданиях (торговых и развлекательных центрах, аэропортах, гостиничных комплексах) и корпоративных помещениях (производственных комплексах, шахтах, логистических центрах, крупных больницах, бизнес-центрах). Для построения системы indoor-навигации могут использоваться разные технологии: UWB-системы, маяки Wi-Fi/Bluetooth Low Energy/LTE, инфракрасные и ультразвуковые системы. Что было неясно аудитории, так это технологии картографирования помещений и модели окупаемости карт. Компания 2ГИС, которая на данный момент «отрисовала» 28 торговых центров в Москве, решает эти вопросы следующим образом: запрашивает у администрации план ТЦ, на его основе прорисовывает и корректирует схему, собирает данные о расположенных в здании организациях и привязывает их карточки (информацию об организациях) к местоположению на схеме. Для сбора данных о местоположении используется Android-устройство со специально разработанной программой. Компания рисует схему за свой счет, пользователям она предоставляется бесплатно (на данный момент – только в мобильной версии), а монетизация производится за счет заказчиков, которые хотят прорекламировать свой объект в ТЦ.
Очевидный тренд – взаимодополнение технологий спутниковой и indoor-навигации. Например, компания Navigen сейчас разрабатывает интегрированный приемник сигналов GPS/ГЛОНАСС и локально установленных маяков либо датчиков внутри помещений. Предполагается, что точность определения местоположения будет достигать 1 м.
Один из анонсов форума – конкурс «Навитерра», объявленный НП «ГЛОНАСС» и фондом «Сколково» при участии венчурных фондов. Конкурс организован для компаний СМБ – разработчиков навигационных технологий. Как сообщил исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Алексей Беляков, сейчас таких компаний под крылом фонда около 40, на их поддержку фонд выделил около 400 млн рублей (не считая частных инвестиций). Но для поддержки перспективного направления этого недостаточно. Поэтому в 2016 г. на территории «Сколково» будет построен технопарк ГЛОНАСС в целях развития национальных дизайн-центров навигационных приемников и оборудования