21–22 ноября в Москве прошел XVIII Международный BOSS Forum, который собрал на своей площадке ключевых игроков индустрии OSS/BSS. Доклады, прозвучавшие в рамках двухдневной программы форума, были посвящены всем направлениям развития телекоммуникационного рынка – от эволюции OSS/BSS-систем до внедрения облачных технологий и виртуализации сети. «Золотыми» спонсорами форума выступили COMARCH и Netcracker, партнером – компания ЗАО «Стек Софт» (торговая марка Onyma). На выставке представили продукты НТЦ «Аргус» и ЗАО «ОС Груп». Информационный спонсор форума – Издательский дом «Коннект».
BOSS Forum-2017 открыл Ринат Хуснуллин, продюсер форума – он приветствовал участников конференции и представил первого докладчика, которым в этом году стал Виктор Рудь, директор по консалтингу компании «Марк Аврелий». Выступающий предложил вниманию аудитории доклад на тему «Архитектурное мышление: слои и строительные блоки архитектуры бизнеса», в котором продемонстрировал, каким образом при проектировании систем класса OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System – система поддержки операций/система поддержки бизнеса) могут применяться современные архитектурные методы.
Виктор Рудь описал основы аналитического расслоения бизнеса, проанализировал строительные блоки архитектуры, а также строительные блоки уровня стратегии и внешней среды предприятия. Докладчик отметил, что только максимально полная совокупность различных точек зрения и порождаемых ими каталогов, включая связи между каталогами, порождает современное представление архитектуры предприятия.
В заключительной части доклада выступающий уделил внимание методике моделирования ArchiMate 3.0, разработанной консорциумом The Open Group в качестве языка архитектурного моделирования.
Сергей Васильев, руководитель департамента развития OSS компании «ВымпелКом», выступил с докладом «Перезагрузка OSS в период цифровизации компании». Прежде всего, представитель «Билайна» указал на смену всей парадигмы компании: уход от классических телекоммуникационных сервисов к цифровым, перевод традиционных технических функций в аутсорсинг и цифровизацию процессов поддержки бизнеса. Говоря о проблемах в сегменте ИТ OSS, он отметил неклиентоориентированный подход к работе с бизнес-заказчиками, недостаточность функциональности OSS-систем для контроля и развития сети, развитие OSS-систем вне контура ИТ, отсутствие открытых API для интеграции с партнерами.
В качестве плана действий в компании «ВымпелКом» были утверждены следующие направления работы: оптимизация процессов развития/поддержки, увеличение полноты данных в ИТ-системах, переработка внутренней архитектуры, слияние однотипных систем и создание Isolation Layer API.
Рассказав о ключевых проектах, осуществляемых в настоящее время компанией, Сергей Васильев в завершение своего выступления остановился на главных достижениях, к числу которых он отнес следующие моменты: проведена оптимизация внутренних процессов в ИТ для поддержки новой парадигмы; запущены все запланированные проекты (три из них находятся на стадии завершения); пересмотрена и изменена архитектура ряда систем, в том числе с использованием Big Data; проведена интеграция с системами партнеров при переводе технических функций в аутсорсинг.
Шимон Учивек (Szymon Uczciwek), директор продуктового маркетинга Comarch FSM, и Андрей Мотовилов, директор программы OSS компании «МегаФон», рассказали о внедрении проекта Work Force Management в компании «МегаФон» на базе решения Comarch FSM.
Анализируя основные особенности проекта и главные извлеченные уроки, Андрей Мотовилов отметил, что целью было проведение всех полевых работ через систему WorkForce Management (WFM) – интеграция со всеми системами управления процессами; создание общего информационного пространства. Мобильное приложение и доступ к услугам обеспечили соответствие требованиям безопасности и удобство работы; взвешенный подход к выбору корпоративных устройств. Что касается работы с пользователями, то система, направленная на повышение эффективности, требует усиления внимания к удобству. Докладчик также отметил увеличение количества дефектов от пользователей.
Владимир Акишин, старший системный аналитик НТЦ «Аргус», рассказал о клиентском опыте в когнитивной модели управления сетью оператора связи. Говоря о предпосылках перехода к управлению клиентским опытом (CEM – Customer Experience Management), докладчик в качестве очевидных тенденций современного рынка обозначил высокий уровень проникновения сервисов и тот факт, что сегодня стоимость удержания клиента в пять-семь раз ниже, чем привлечения нового. Изменился и сам клиент: он хочет персонализации и предвосхищения своих потребностей; ценит возможность влиять на компанию; не хочет совершать лишних действий; становится «цифровым» и уходит в Digital-каналы.
Анализируя важнейшие аспекты клиентского обслуживания, Владимир Акишин поставил следующие акценты: прозрачность; простота; проактивность; персонализация (означает взаимодействие с клиентом только через призму пониманию того, кто есть клиент); интерактивность с точки зрения Feedback (клиент должен понимать, как его мнение влияет на компанию); OMNI-канальность (взаимодействие через Digital-каналы без потери контекста общения с клиентом).
Тема «BSS нового поколения в цифровом мире» была раскрыта в совместном докладе Олега Ивлева, главного архитектора BSS компании «МегаФон», и Андрея Князева, руководителя BSS компании «МегаФон». Они рассказали о реализации большого проекта «Единый биллинг», ключевыми целями которого были: сокращение в разы времени запуска как новых продуктов самого «МегаФона», так и совместных продуктов оператора с партнерами; оптимизация на 20–30% совокупных затрат на биллинг; повышение качества обслуживания и клиентского опыта.
Для достижения целевых показателей использовались два основных рычага. Первый – унификация процессов и продуктов: перевод филиалов на унифицированные бизнес-процессы и портфель продуктов с сохранением гибкой ценовой политики; переход от локальных подразделений к федеральным структурам. Второй – модернизация архитектуры и технологии: повышение доступности и снижение затрат за счет создания современной, открытой, модульной архитектуры; модернизация технического решения в филиалах, отказ от пользовательского кода в пользу решения от вендора.
В завершающей части доклада представители «МегаФона» обозначили основные уроки трансформации архитектуры. Трансформация – это прежде всего процессы и только потом технологии. Решение сложных проблем занимает время, в течение которого нужно постоянно держать бизнес в курсе происходящих изменений. Необходимо использовать технологии строго по их назначению. Недопустимо бездумное применение новых подходов – нужно учиться на ошибках, сделанных лидерами отрасли.
Сергей Размахнин, главный архитектор IoT и телекоммуникационных решений компании «ТрансТелеКом» (ТТК), рассказал участникам форума об опыте создания и применения IoT-сетей в транспортной отрасли.
После основательного вступления, в ходе которого докладчиком были проанализированы модели IoT-систем, существующие беспроводные технологии связи, эволюция стандартов 3GPP, а также проведено детальное сравнение технологий семейства LoRa и 3GPP, Сергей Размахнин обратился к описанию базовых сценариев развития IoT-сетей в России.
Первая модель NB-IoT предполагает дальнейшее снижение стоимости конечных модемов и обновления опорной LTE-сети; эволюционное обновление операторами «Big 4» базовых станций, создание областей покрытий сетью NB-IoT.
Вторая модель LPWAN – LoRa подразумевает эволюционное строительство LoRa-сетей в рамках проектов с корпоративными заказчиками и выход на рынок новых региональных операторов.
Третья модель – создание федерального оператора Интернета вещей – означает создание нормативной базы, обеспечивающей строительство LPWAN-сети на всей территории России, и выход нового игрока на рынок.
Сергей Размахнин привел примеры использования IoT-сетей для задач транспортной отрасли. Тяга: обслуживание тягового подвижного состава по реальному техническому состоянию; «оцифровка» старых локомотивов. Вагоны: удаленный онлайн-мониторинг состояния пассажирских вагонов. Грузовые перевозки: контроль состояния грузовых вагонов и перевозимых грузов; контроль состояния и маршрута контейнеров. Железнодорожная инфраструктура: удаленный контроль состояния стрелочных переводов, электроприводов; мониторинг состояния рельсового пути; интеллектуальное освещение путей, станций, тоннелей; мониторинг обледенений станций, рельсов, силы штормового ветра, уровня снежного покрова; энергоэффективность, приборы учета. Пассажирские перевозки: «оцифровка» характера движения пассажиров; анализ транспортных потоков.
Екатерина Наконечная, консультант по технологиям OSS компании Comarch, представила доклад на тему «На пути к «умному» мониторингу – как совместить мониторинг традиционных и виртуальных сетей», в котором был дал основательный анализ мировых тенденций развития технологий SDN и NFV.
Денис Новожилов, руководитель практики цифровой трансформации клиентского опыта компании Netсracker, рассказал о партнерской экосистеме как инструменте Digital трансформации. Он, в частности, отметил, что ожидания конечных клиентов в отношении к качеству и опыту использования телекоммуникационных услуг за последние годы сильно возросли. Сегодня на рынке (как на мировом, так и на российском) успешными могут оставаться только Digital-операторы, способные адаптироваться к этим ожиданиям.
Докладчик подчеркнул, что ключевую роль в данной сфере играет партнерская экосистема, позволяющая быстро масштабироваться и изменяться под требования рынка, а также значительно расширять спектр предоставляемых услуг. Основными преимуществами модели являются: единый интерфейс для покупки и управления сервисами; персонифицированные продукты, дополненные партнерскими предложениями; гибкие возможности по настройке сервисов под конкретные нужды.
Воплощение опыта экспертов инфраструктуры компании «МегаФон» в системах OSS получило свое отражение в докладе Максима Бугаевского, руководителя по архитектуре OSS компании «МегаФон».
Докладчик остановился на таких вопросах, как разработка Performance Management системы, развитие системы корреляции аварийных сообщений, новая функциональность системы учета ресурсов, разработка системы управления радиопараметрами, разработка системы SelfHealing.
Опытом внедрения системы управления цифровыми коммуникациями с абонентами «Онлайм» с участниками форума поделились Сергей Шермаков, начальник отдела развития ИС и архитектуры компании «Ростелеком», МРФ Центр, и Илья Величко, главный специалист компании «Ростелеком».
В результате выполнения проекта появилась возможность настройки маршрутов и установки приоритетов для отправки сообщений по каналам в едином инструменте. Обеспечено полноценное управление услугами в «Личном кабинете» абонента, при этом необходимость обращения в контакт-центр сведена к минимуму, также снижены затраты на отправку исходящих сообщений.
В планах развития компании объединение интерактивных каналов общения с абонентом в омниканальный сервис, дальнейшее развитие мобильного приложения, перевод большинства типов информационных сообщений на более дешевые каналы.
Первый день работы форума завершился круглым столом на тему «Будущее телеком индустрии глазами экспертов». Модератором обсуждения выступил Виктор Рудь, директор по консалтингу компании Марк Аврелий. Участниками дискуссии стали: Сергей Шермаков, начальник отдела развития ИС и архитектуры компании «Ростелеком», МРФ Центр; Константин Лаврентьев, начальник отдела мониторинга IP-услуг; Сергей Размахнин, главный архитектор IoT и телекоммуникационных решений компании «ТрансТелеКом» (ТТК); Александр Гольдштейн, к. т. н., доцент кафедры, генеральный директор НТЦ «Аргус», и Светлана Мартьянова, руководитель Группы анализа рынка компании Netсracker.