21–22 ноября в Москве прошел XVIII Международный BOSS Forum, который собрал на своей площадке ключевых игроков индустрии OSS/BSS. Доклады, прозвучавшие в рамках двухдневной программы форума, были посвящены всем направлениям развития телекоммуникационного рынка – от эволюции OSS/BSS-систем до внедрения облачных технологий и виртуализации сети. «Золотыми» спонсорами форума выступили COMARCH и Netcracker, партнером – компания ЗАО «Стек Софт» (торговая марка Onyma). На выставке представили продукты НТЦ «Аргус» и ЗАО «ОС Груп». Информационный спонсор форума – Издательский дом «КОННЕКТ».
BOSS Forum-2017 открыл Ринат Хуснуллин, продюсер форума, – он приветствовал участников конференции и представил первого докладчика, которым в этом году стал Виктор Рудь, директор по консалтингу компании «Марк Аврелий». Выступающий предложил вниманию аудитории доклад на тему «Архитектурное мышление: слои и строительные блоки архитектуры бизнеса», в котором продемонстрировал, каким образом при проектировании систем класса OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System – система поддержки операций/система поддержки бизнеса) могут применяться современные архитектурные методы.
В заключительной части доклада выступающий уделил внимание методике моделирования ArchiMate 3.0, разработанной консорциумом The Open Group в качестве языка архитектурного моделирования.
Сергей Васильев, руководитель департамента развития OSS компании «ВымпелКом», выступил с докладом «Перезагрузка OSS в период цифровизации компании». Прежде всего представитель «Билайна» указал на смену всей парадигмы компании: уход от классических телекоммуникационных сервисов к цифровым, перевод традиционных технических функций в аутсорсинг и цифровизацию процессов поддержки бизнеса. Говоря о проблемах в сегменте ИТ OSS, он отметил неклиентоориентированный подход к работе с бизнес-заказчиками, недостаточность функциональности OSS-систем для контроля и развития сети, развитие OSS-систем вне контура ИТ, отсутствие открытых API для интеграции с партнерами.
В качестве плана действий в компании «ВымпелКом» были утверждены следующие направления работы: оптимизация процессов развития/поддержки, увеличение полноты данных в ИТ-системах, переработка внутренней архитектуры, слияние однотипных систем и создание Isolation Layer API.
Шимон Учивек (Szymon Uczciwek), директор продуктового маркетинга Comarch FSM, и Андрей Мотовилов, директор программы OSS компании «МегаФон», рассказали о внедрении проекта Work Force Management в компании «МегаФон» на базе решения Comarch FSM.
Анализируя основные особенности проекта и главные извлеченные уроки, Андрей Мотовилов отметил, что целью было проведение всех полевых работ через систему WorkForce Management (WFM) – интеграция со всеми системами управления процессами; создание общего информационного пространства. Мобильное приложение и доступ к услугам обеспечили соответствие требованиям безопасности и удобство работы; взвешенный подход к выбору корпоративных устройств. Что касается работы с пользователями, то система, направленная на повышение эффективности, требует усиления внимания к удобству. Докладчик также отметил увеличение количества дефектов от пользователей. Докладчик также отметил увеличение количества сообщений о дефектах от пользователей.
Владимир Акишин, старший системный аналитик НТЦ «Аргус», рассказал о клиентском опыте в когнитивной модели управления сетью оператора связи. Говоря о предпосылках перехода к управлению клиентским опытом (CEM – Customer Experience Management), докладчик в качестве очевидных тенденций современного рынка обозначил высокий уровень проникновения сервисов и тот факт, что сегодня стоимость удержания клиента в пять-семь раз ниже, чем привлечения нового. Изменился и сам клиент: он хочет персонализации и предвосхищения своих потребностей; ценит возможность влиять на компанию; не хочет совершать лишних действий; становится «цифровым» и уходит в Digital-каналы.
Тема «BSS нового поколения в цифровом мире» была раскрыта в совместном докладе Олега Ивлева, главного архитектора BSS компании «МегаФон», и Андрея Князева, руководителя BSS компании «МегаФон». Они рассказали о реализации большого проекта «Единый биллинг», ключевыми целями которого были: сокращение в разы времени запуска как новых продуктов самого «МегаФона», так и совместных продуктов оператора с партнерами; оптимизация на 20–30% совокупных затрат на биллинг; повышение качества обслуживания и клиентского опыта.
Для достижения целевых показателей использовались два основных рычага. Первый – унификация процессов и продуктов: перевод филиалов на унифицированные бизнес-процессы и портфель продуктов с сохранением гибкой ценовой политики; переход от локальных подразделений к федеральным структурам. Второй – модернизация архитектуры и технологии: повышение доступности и снижение затрат за счет создания современной, открытой, модульной архитектуры; модернизация технического решения в филиалах, отказ от пользовательского кода в пользу решения от вендора.
Сергей Размахнин, главный архитектор IoT и телекоммуникационных решений компании «ТрансТелеКом» (ТТК), рассказал участникам форума об опыте создания и применения IoT-сетей в транспортной отрасли.
Екатерина Наконечная, консультант по технологиям OSS компании Comarch, представила доклад на тему «На пути к «умному» мониторингу: как совместить мониторинг традиционных и виртуальных сетей», в котором был дал основательный анализ мировых тенденций развития технологий SDN и NFV.
Денис Новожилов, руководитель практики цифровой трансформации клиентского опыта компании Netсracker, рассказал о партнерской экосистеме как инструменте Digital-трансформации. Он, в частности, отметил, что ожидания конечных клиентов в отношении качества и опыта использования телекоммуникационных услуг за последние годы сильно возросли. Сегодня на рынке (как на мировом, так и на российском) успешными могут оставаться только Digital-операторы, способные адаптироваться к этим ожиданиям.
Первый день работы форума завершился круглым столом на тему «Будущее телеком-индустрии глазами экспертов». Модератором обсуждения выступил Виктор Рудь, директор по консалтингу компании Марк Аврелий. Участниками дискуссии стали: Сергей Шермаков, начальник отдела развития ИС и архитектуры компании «Ростелеком», МРФ Центр; Константин Лаврентьев, начальник отдела мониторинга IP-услуг; Сергей Размахнин, главный архитектор IoT и телекоммуникационных решений компании «ТрансТелеКом» (ТТК); Александр Гольдштейн, к. т. н., доцент кафедры, генеральный директор НТЦ «Аргус», и Светлана Мартьянова, руководитель Группы анализа рынка компании Netсracker.
Участники Форума высоко оценили насыщенность программы мероприятия и актуальность представленных докладов. Так, Александр Севастьянов, директор по продажам в России и СНГ Comarch, отметил: «В первый день было большое взаимодействие между гостями от «большой тройки»: гостей интересовал опыт коллег по рынку и внедрению различных систем OSS/BSS – для всех вопросов не хватало регламента, общение продолжалось в перерывах и после окончания выступлений».