Об ожиданиях предприятий малого и среднего бизнеса, потенциале новых коммуникационных технологий AVAYA и специфике запросов отечественных и зарубежных компаний рассказывает Георгий Санадзе, директор по развитию бизнеса Avaya в России и СНГ
– Какие требования предъявляет современный бизнес к решениям в области коммуникаций? В чем специфика запросов и потребностей в услугах связи, передачи данных российских малых и средних предприятий, если сравнивать с западными компаниями этих же сегментов экономики?
– Особых изменений в данной сфере не наблюдается – бизнес всегда требует простых ответов на сложные вопросы, быстрой отдачи вложений, экономного расходования средств и эффективности используемых решений. Опеределенная специфика сегодняшнего момента заключается в том, что, с одной стороны, инвестиционные бюджеты сокращаются, с другой, – необходимо что-то предпринимать, причем срочно. В подобной ситуации могут выручить облачные сервисы – запускаются быстро, не требуют больших вложений и немедленно могут дать эффект.
Что касается специфики запросов бизнеса в России по сравнению с иностранными компаниями, то прежде всего следует уточнить, что считается малым и средним предприятиями у нас и на Западе. Оценки отечественных и зарубежных маркетологов существенно различаются. По мнению европейских коллег, компании с пятью тысячами сотрудников относятся к средним по размеру. В российском понимании предприятия в сегменте малого и среднего бизнеса могут насчитывать от 12 до 250 работников.
– А если сравнивать запросы предприятий с примерно равным количеством сотрудников…
– Среди предприятий одинакового размера разница в запросах незначительная: и в нашей стране и за рубежом набирает обороты спрос на видео, системы присуствия, интеграцию с мобильными платформами.
Пожалуй, единственное существенное отличие запросов российских компаний продиктовано особыми требованиями к системам безопасности. Зачастую речь идет о соответствующих сертификатах соответствия, но это не имеет непосредственного отношения к технологии. В целом стоит заметить, что с уходом на второй план аналоговой телефонии больших различий в технологических запросах предприятий не отмечается.
– Что представляет собой решение компании Avaya для предприятий малого и среднего бизнеса Avaya IP Office? В какой степени данное решение локализовано для российских компаний, потребовалась ли доработка его функционала?
– По мере выхода нескольких последних релизов в Avaya IP Office вносились существенные изменения. Начиная с версии 9 это решение – мощнейшая виртуализируемая коммуникационная платформа с поддержкой мультимедийного центра обработки вызовов общей емкостью в 2 тыс. портов. Решение полностью локализовано. Необходимо подчеркнуть, что на русский язык переведены не только пользовательские интерфейсы, но и системы управления. В то же время это глобально доступный единый продукт. Компанией Avaya не предусматривается создание специальных версий для локальных рынков. На мой взгляд, очень важно, что функциональная полнота решения не зависит от места инсталляции системы.
– Насколько доступны решения компании Avaya для потенциальных заказчиков в российских регионах? Как решаются проблемы сервисного обслуживания за пределами центральных районов страны?
– Любые продукты компании Avaya доступны во всех регионах России, территориальных ограничений нет. Комплексная программа развития нашей региональной сети направлена на мотивацию и расширение перечня партнеров в различных субъектах страны. Компания инвестирует в поиск новых региональных представителей, для них проводятся специальные тренинги на основе видео- и веб-технологий. Обеспечивается фокусное развитие партнеров, занимающих лидирующие позиции на рынке.
При организации сервисного обслуживания мы делаем ставку на сертифицированных партнеров компании. Главное здесь – предоставить высококачественную удаленную поддержку, поскольку подавляющее большинство сервисных запросов относится к области программного обеспечения и решаются, как правило, дистанционно.
– Эксперты называют предприятия малого и среднего бизнеса драйвером развития сегмента облачных сервисов. Насколько востребованы облачные приложения на отечественном рынке?
– Аналитики прогнозируют, что в ближайшие три года потребление облачных приложений в мире увеличится вдвое. Для такой экспертной оценки есть основания: в настоящее время именно малый и средний бизнес является главным потребителем облачных сервисов в мире и действительно служит локомотивом развития данного сегмента. При этом в нашей стране темпы роста облачного рынка выше ИТ-рынка в целом. Но если в ряде развитых государств доля ВВП, создаваемая малыми и средними предприятиями, достигает 60%, то в России она едва превышает 20%. Этим объясняются различия в темпах распространения облачных услуг в нашей стране. Но я уверен, что в скором времени ситуация начнет меняться – даст результат реализация государственных программ развития малого и среднего бизнеса, поддержки конкуренции.
– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние и перспективы использования видеокоммуникаций в сфере малого и среднего бизнеса?
– Серьезные технологические изменения за последнее время привели к удешевлению видеоустройств при одновременном сохранении их качества и функциональности. Видеоуслуги перестали быть дорогостоящим сервисом для богатых, перешли в разряд массовых и типовых. Замечу, что речь идет не о перспективах, а о сегодняшнем состоянии дел. Видео стало неотъемлемым компонентом любого телекоммуникационного решения, причем независимо от размера предприятия, которое пользуется такого рода услугами и сервисами.
– Какие возможности, связанные с поддержкой мобильных устройств в локальных сетях, предоставляются сегодня небольшим предприятиям?
– Компания предлагает целый ряд замечательных решений, реализующих поддержку концепции BYOD, – это и программные клиенты для мобильных платформ, и элементы инфраструктуры Wi-Fi, и системы управления, обеспечения защиты сети для мобильных пользователей. Одно из преимуществ перечисленных решений – их доступность, они прекрасно вписываются в диапазон цен, приемлемых с точки зрения возможностей предприятий малого и среднего бизнеса.
– В какие сроки окупаются коммуникационные проекты, реализуемые российскими малыми и средними предприятиями, если судить по опыту клиентов вашей компании?
– Сегодня практически не рассматриваются проекты, срок окупаемости которых превышает три года. Более того, часто счет идет на месяцы. Без преувеличения можно сказать, что приемлемым периодом окупаемости считается срок, составляющий год-полтора. Более продолжительный период вызывает настороженность заказчиков, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
– Как оптимизировать расходы на корпоративную связь? Рекомендации компании AVAYA.
– При решении данной задачи только применением современных технологий не обойтись. У нас, например, есть специальное предложение для предприятий, позволяющее сократить расходы на связь. Но его использование предполагает определенную дисциплину сотрудников. В частности, начав разговор по мобильному телефону, можно продолжить его по стационарному офисному аппарату. Правда, для этого надо хотя бы вернуться к своему рабочему месту. То же самое относится к применению мобильных приложений во время командировок. Оказавшись в зоне гостевого Wi-Fi, сотрудник получает возможность бесплатной связи с офисом. Однако для этого ему надо проявить дисциплинированность и вовремя включить программный телефон.
Еще одной интересной идеей сокращения расходов на связь является применение корпоративной сети. В данном случае можно фактически отказаться от голосовых вызовов, поскольку сотрудники постоянно находятся в режиме онлайн и обмениваются короткими сообщениями. И все же должен подчеркнуть, что эффективность использования подобных технологий во многом определяется человеческим фактором.