В Институте экономики роста им. П.А. Столыпина выяснили, что из-за недоверия пользователей к неизвестным телефонным звонкам бизнес теряет до 236,2 млрд руб. ежегодно, а операторы получают ненужную нагрузку на сети.
Институт экономики роста им. П.А. Столыпина изучил степень экономического влияния негативных кибервызовов на финансовые показатели компаний и пользователей, передает Cnews. В институте отметили, что текущие кибервызовы оказывают значимое влияние на финансовые показатели всех участников рынка.
«Проблема неоптимального использования ресурсов пользователями телекоммуникационных услуг приводят к ущербу — издержкам и тратам, которые не являются продуктивными. Например, телемаркетинговые компании, которые продают товары и услуги посредством телефонных обзвонов, из-за недоверия к несанкционированным звонкам тратят около 50% своего времени впустую, а операторы получают ненужную нагрузку на сети», – отметил исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко. По словам эксперта, рынку телекома необходимы решения, которые будут выгодны всем сторонам. Одно из них – маркировка входящих звонков.
Сейчас Минцифры России готовит законопроект, который обяжет юридические лица маркировать свои звонки, в том числе массовые обзвоны. «Для абонента, как мы полагаем, это должно быть бесплатно, а юрлиц обяжут предоставлять сведения о себе оператору связи. Будет создана объединенная база данных, в которой операторы смогут обмениваться «этикетками» звонков. Это взаимодействие должно будет происходить на уже существующих рыночных принципах», – сказал директор Департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры России Дмитрий Тур.
По данным TelecomDaily, в 2023 году количество спам-звонков достигло 30 млрд, а на телефонный спам пришелся 31% от всех нарушений закона «О рекламе». Каждый день российские пользователи сталкиваются с 15 млн нежелательных звонков, в том числе от мошенников, ранее сообщали в Сбербанке.
По словам депутата Госдумы, члена комитета по информполитике Антона Немкина, телефонный спам давно стал частью повседневной реальности россиян. «Граждане просто перестали отвечать на звонки с незнакомых номеров, как результат – снижается доля ответов на «полезные звонки». Например, на вызов курьера или на звонок из медицинской организации. Нередки случаи, когда бизнесу приходится связываться с пользователем в мессенджерах и в сообщениях. Поэтому оценка издержек организаций в 236,2 млрд руб. вполне справедлива», – отметил депутат.
Парламентарий напомнил, что в России уже есть сервисы, позволяющие маркировать звонки. «Такие услуги оказывают операторы связи, банки, крупные ИТ-компании. В условиях беспрецедентного роста случаев мошенничества и высокого уровня телефонного спама, такие сервисы должны быть подключены в обязательном порядке», – считает он. Тем не менее, законодательные изменения в этом направлении, по мнению депутата, необходимы. «Во-первых, далеко не все пользователи знают о подобном функционале. Речь, конечно, о представителях старшего возраста. Во-вторых, ряд игроков оказывает услуги по маркировке исключительно платно. В-третьих, у каждой компании есть свои базы данных. Несмотря на то, что они регулярно обновляются, риск ответить на нежелательный звонок остается. Объединенный формат данных справится с задачей по маркировке гораздо лучше», – считает депутат.
Немкин подчеркнул, что в последние несколько лет Россия ведет планомерную работу по борьбе с телефонным спамом. Например, в этом году Президент России Владимир Путин подписал закон, ужесточающий ответственность за спам-звонки. Поправки, внесенные в статью 14.3 кодекса РФ об административных правонарушениях, запрещают использование сервисов автоматического дозванивания и автоматической рассылки. Нарушения требований могут привести к штрафам для юрлиц в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей. «Обязательная маркировка всех вызовов, конечно, станет важным инструментом решения проблемы. Пользователи будут самостоятельно решать – на какой вызов им нужно ответить, а на какой нет», – заключил депутат.