На минувшей неделе в Дубае состоялась торжественная церемония открытия филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (Плехановского университета). С момента официального старта до зачисления первых студентов прошел всего год. Для выхода на этот рынок образовательным учреждениям требуется в среднем два-три года. О привлекательности развития бизнеса в Объединенных Арабских Эмиратах хорошо известно. В последнее время Дубай называют успешным хабом электронной коммерции. Это вторая по величине экономика арабского мира, самый высокотехнологичный рынок Ближнего Востока. И на то есть ряд причин.
Привлекательный и недоступный
Открытость к представителям разных стран и бизнесов, выгодное географическое расположение и доступ к огромной клиентской базе – бесспорные преимущества ОАЭ. Как говорят эксперты, из Дубая с товарами и услугами можно дотянуться до 2 млрд жителей в странах Персидского залива, Африки. Но выйти на этот потенциально заманчивый рынок удается далеко не всем.
По объему сегмента электронной коммерции ОАЭ уступает другим регионам, но по темпам роста ему нет равных. Тем и привлекателен этот рынок для большого числа компаний, мечтающих предложить свои товары и услуги. По некоторым оценкам, более 70% глобальных компаний уже открыли свои представительства в Дубае, где высокая концентрация свободных экономических зон.
Объединенные Арабские Эмираты в лидерах и по объему привлеченных прямых инвестиций, чему в немалой степени способствует прозрачные меры регулирования. Предприниматели получают долгосрочные визы, предусмотрены меры поддержки, дружелюбная налоговая среда. Регион отличается высокой покупательской способностью, средний чек электронных покупок больше, чем во многих странах.
Приключение филиала в ОАЭ
В Дубае любят учиться. В Эмиратах открыты филиалы примерно 20 крупных университетов, а всего в этой стране обучают студентов 178 университетов. РЭУ им. Г.В. Плеханова – один из них. Реализацию этим престижным в России вузом проекта в ОАЭ директор Плехановского университета в Дубае Светлана Малкарова назвала «очень интересным приключением». И если бы она понимала, через что придется пройти, то неизвестно, преодолела ли бы с командой такой путь.
Выпускники Плехановского университета в Дубае будут получать российский и эмиратский дипломы. Филиал предлагает по две программы для бакалавров (корпоративные финансы и маркетинг) и магистров (международные корпоративные финансы и цифровой бизнес).
Для того чтобы это стало возможным, нужно было выполнить изнурительные процедуры (в том числе параллельно) получения разрешительных документов (лицензии на образовательную деятельность за рубежом, аккредитации и т. п.). Работали одновременно в двух юрисдикциях – российской и эмиратской.
Камни преткновения находились на каждом подготовительном этапе. Чего стоило в нынешних условиях открытие счета организации, в наименовании которой есть слово «российский». Подавались в пять банков, четыре из них отказали. Ни одно финансовое учреждение не выдавало сразу весь список документов, которые необходимо было представить. По мере рассмотрения обращения поступали просьбы направить дополнительные документы. И так может продолжаться долго – вплоть до получения отказа…, причем без объяснения причин.
Банк, который все же открыл счет Плехановскому университету, продемонстрировал и комплексность, и тщательность проверки. В частности, анализировались и цифровой след директора будущего филиала в интернет-пространстве, и содержание ее социальных сетей.
Попытки одного из Санкт-Петербургских университетов реализовать аналогичный проект некоторое время назад не увенчались успехом, что лишь подчеркивает тернистость пути и настойчивость РЭУ им. Г.В. Плеханова. По словам Светланы Малкаровой, когда начинаешь дело, надо продолжать, даже несмотря на получение отказа за отказом: «идти, узнавать, искать инструменты, которые помогут найти и людей, и выходы из ситуации». Ее личный опыт говорит о том, что сразу же следует приступать к исполнению обязанностей антикризисного управляющего. В противном случае работа над проектом растянется и рассчитывать на возврат вложений в обозримой перспективе не придется.
С козырем в рукаве и без него
Пикантность ситуации с этим российским вузом в Дубае в том, что Плехановский университет пригласили в Арабские Эмираты по просьбе руководителя этого государства, который обратился с соответствующим предложением к главе нашей страны. Но даже этот козырь в рукаве не облегчил путь выхода на рынок образовательных услуг в ОАЭ, призналась Светлана Малкарова.
Первопроходцем на рынке в Дубае среди российских компаний, предлагающих решения по защиты от утечек информации, стала ГК InfoWatch. За семь лет работы ее представительства в Дубае реализовано почти полтора десятка проектов в госструктурах и крупных компаниях Ближнего Востока, шесть – на территории ОАЭ.
Два года назад выходцы из «Яндекса» запустили маркетплейс быстрой доставки Wее. Компания развивается в партнерстве с российским агрегатором маркетплейсов YallaHub. Вместе они содействуют выводу российских брендов на этот рынок.
Опытом зарубежной экспансии на одной из конференций поделился предприниматель, основатель YallaMarket и YallaHub Леонид Довбенко. В его бизнес-портфеле есть и успешные кейсы, и провальные. По его оценкам, 90% брендов за границей, увы, «не взлетают». Наблюдения эксперта показывают, что нередко управленцы едут за рубеж по личным мотивам, ставя знак равенства между экспансией и миграцией, и все идет не так, как задумывалось.
Выход за рубеж многие начинают с заседания совета директоров, утверждения бюджета, планирования и т. п. Но в процессе экспансии нужно быть готовым к трансформации. Вполне может получиться так, что вместо ресторана получится создать консалтинговое агентство, предлагающее услуги по развитию сети точек быстрого питания.
На примере нескольких сотен проектов предприниматель обобщил причины неудачного бизнеса и сформулировал несколько причин развития негативного сценария. Во-первых, неумение находить правильные маркетинговые каналы. За рубежом вариантов значительно больше, поэтому выбор и трудный, и затратный одновременно.
Во-вторых, нарушение очередности этапов. Начинать нужно с продаж, а не с открытия офиса, найма сотрудников, создания юрлица. Для реализации такого подхода была создана, например, платформа YallaHub, позволяющая использовать уже готовые инструменты в виде счета и юрлица, чтобы сэкономить на этом время и деньги. Процедура открытия счета и регистрация юридического лица в Эмиратах требуют не менее шести-девяти месяцев.
В-третьих, непонимание специфики рынка, попытки выйти на него «с улицы» подводили тех, кто отказывался искать проводников, тех, кто «в теме».
В-четвертых, медвежью услугу оказывает неготовность вникать в правила регулирования. Не во всех регионах лимонад – безакцизный товар, различаются правила реализации медпрепаратов, косметических товаров и т. д.
Тестирование (причем быстрое и дешевое) должно предшествовать разработке стратегии освоения рынка. К зарубежной экспансии стоит подходить вначале как к скромному проекту. Как вариант, экспортировать не идею, а деньги – инвестировать в компанию и развивать бизнес.
Среди перспективных сегментов ИТ-рынка ОАЭ эксперты называют технологии искусственного интеллекта, инструменты информационной безопасности, EdTech и образовательный контент, цифровые технологии в области медицины, IoT-решения, направленные на оптимизацию общественной инфраструктуры, разработку ПО. Российским компаниям есть что предложить своим потенциальным клиентам в Эмиратах и на смежных рынках. Но пока успешных проектов мало или о них неизвестно. В целом динамика экспорта российского софта негативная, сообщили на днях в РУССОФТ.
В такой ситуации, на мой взгляд, стоит больше рассказывать о неудачных и даже провальных проектах, чтобы анализировать их причины. Пользы от этого будет значительно больше, чем от заметок и материалов о бизнес-успехах. Предприимчивые люди на ошибках учатся и идут дальше в поисках выхода, в том числе на зарубежные рынки. К слову, Плехановка, основанная в 1907 г. предпринимателями как первый профильный вуз по распространению коммерческого образования, в очередной раз показала, что риск – благородное дело и на территории Дубая.