«Ростелеком» анонсировал планы выпуска мобильного приложения «Биометрия», в котором каждый россиянин при желании сможет самостоятельно сдать и зарегистрировать свои биометрические данные – фото лица и запись голоса. Минцифры сообщило о мероприятиях по переводу единой биометрической системы (ЕБС), созданной для организации дистанционного получения финансовых услуг, в статус государственной.
Регистрация биометрических данных в единой одноименной системе расширяет персональные возможности: можно «по лицу» проводить оплату, проходить через турникеты на массовые мероприятия, подписывать договоры, получать услуги, дистанционно сдавать экзамены.
Собирать данные для Единой биометрической системы могут банковские учреждения. Пополнение реестра ЕБС зависит от активности граждан, желающих поделиться данными. Анонсированные «Ростелекомом» приложение, как ожидается, будет способствовать совершению такого действия.
Для тех, кто пока на «вы» с инструментами типа мобильного приложения или не желает устанавливать очередное, Минцифры намерено предложить другой способ сдать биометрию, посетив многофункциональный центр предоставления госуслуг.
Не исключено также введение мер, «подталкивающих» к регистрации биометрии в системе. Например, путем ограничения дистанционного доступа к некоторым госуслугам.
Предыстория ЕБС
Инициаторами создания Единой биометрической системы выступили Центральный Банк и Минцифры. Запустили систему почти три года назад – в июле 2018 г. Оператором ЕБС является «Ростелеком».
Первоначально с помощью системы можно было открывать счета, вклады и получать кредиты. В 2020 г. началось тестирование биометрии по другим направлениям, например, для сдачи экзаменов в Уральском федеральном университете, для оплаты покупок в одной из сетевых кофеен.
Под занавес прошлого года был подписан закон, расширяющий перечень вариантов применения ЕБС, – для дистанционного заключения договоров с операторами связи, участия в судебных заседаниях и т. д.
По информации на февраль 2021 г., около 164 тыс. россиян уже зарегистрировали биометрию в системе. СМИ сообщали о желании чиновников увеличить их количество до десятков миллионов. Амбициозные планы.
Транспортный потенциал биометрии
Недавно Минтранс дал понять, что министерство оценило потенциал использования биометрии и планирует массовое ее применение в аэропортах. Данные позволят идентифицировать пассажиров. Такой шаг вписывается в ведомственную программу цифровой трансформации.
По планам Минтранса через три года биометрию должны внедрить 12 российских аэропортов. При наличии дополнительного финансирования количество авиагаваней может возрасти до 30. Чтобы применять технологию, оператору аэропорта придется заключать соглашение об информационном взаимодействии с оператором Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
По словам источника РБК, переговоры о внедрении системы распознавания лиц ведут как минимум пять аэропортов за пределами столичного региона, два из них готовы подключиться к системе. Первоначально для идентификации пассажиров Минтранс рассматривал вариант использования отпечатков пальцев, однако из-за пандемии предпочтение отдали бесконтактным методам.
В екатеринбургском аэропорту Кольцово тестируют технологию бесконтактной биометрии для идентификации сотрудников. Технология предполагает распознавание человека по лицу, голосу, радужной оболочке глаза. Какой именно способ выбрали для тестирования, уточнить не удалось.
В аэропорту Пулково в начале этого года установили биометрическую систему на всех контрольно-пропускных пунктах и постах при проходе в контролируемую зону. Используется решение для сравнения фотографии сотрудника из базы данных с изображением на видеокамере. В авиагавани Северной столицы заинтересованы во внедрении биометрической идентификации пассажиров при прохождении предполетных формальностей.
Технология распознавания лиц используется в некоторых европейских аэропортах – пассажиры проходят процедуры, не контактируя ни с одним из сотрудников транспортного авиапредприятия. Преимущество упрощенной процедуры – экономическая эффективность: сократили работников на данном участке транспортного конвейера – сэкономили на фонде оплаты труда.
Пандемическое окно возможностей
В условиях пандемии, когда лишние контакты действительно ни к чему, самое время присмотреться к биометрии любым службам контроля – не только на транспорте. Приложил человек документ к сканеру, система распознала его по изображению лица, отпечатку пальца (хотя лучше бесконтактно, конечно) или по голосу и пропустила.
Опасения, связанные с масочным режимом как барьером на пути внедрения биометрии, на мой взгляд, несостоятельны. На мгновение снять маску просят клиента сотрудники банка (когда идентифицируют личность при посещении офиса финансового учреждения). В системе общепита маску приходится снимать и на более длительное время – по понятной причине.
Что касается стоимости оборудования (в частности, камер высокого разрешения, сканеров), то без затрат на первоначальном этапе реализации технологичных проектов никогда не обходится. К тому же «биометрическая овчинка», скорее всего, стоит выделки, если подсчитать расходы на оплату труда персонала, от услуг которого биометрия позволит отказаться, и оценить косвенные выгоды (бесконтактный контроль, удобство и качество обслуживания).
Статус системы
На днях Минцифры сообщило о том, что в настоящее время проводятся необходимые мероприятия по переводу единой биометрической системы (ЕБС), созданной для организации дистанционного получения финансовых услуг, в статус государственной информационной системы.
«Новый статус системы позволит использовать ее для удостоверения личности граждан как в электронных каналах коммуникаций, так и при очном обращении. Например, ее можно будет применять для дистанционной сдачи экзаменов, для прохождения транспортного контроля в аэропортах, для подтверждения права бесплатного проезда на общественном транспорте или оплаты проезда. Одновременно биометрическая идентификация на базе ЕБС будет встроена в систему авторизации пользователей на портале госуслуг для обеспечения удобного и безопасного доступа граждан к своим персональным данным. При этом все указанные возможности будет доступны только по желанию гражданина и с его согласия», – прокомментировал директор департамента реализации стратегических проектов Минцифры России Юрий Парфенов.
Как следует из сообщения пресс-службы министерства, применение технологий биометрической идентификации значительно упростит пользование различными онлайн-сервисами и получение госуслуг, оказываемых в электронном виде.
Во многих случаях это позволит отказаться от применения электронной подписи при подаче электронных документов. Необходимость приобретения электронной подписи и невозможность ее использования на мобильных устройствах в профильном министерстве считают основными барьерами на пути массового приобщения граждан к электронному взаимодействию.
Право выбора для получателей госуслуг сохранится – у регулятора нет планов вводить для них обязательное использование биометрии.