Без дискриминации

Пользователи смогут устанавливать приложения из разных внешних источников. Минцифры работает над законопроектом, который позволит устанавливать приложения на устройства iPhone и iPad не только из магазина AppStore. Впоследствии такая мера затронет всех владельцев мобильных операционных систем и производителей устройств. Как отмечают эксперты, такое нововведение поможет в борьбе с монопольным положением многих зарубежных компаний на рынке и будет способствовать развитию всего сегмента магазинов мобильных приложений.

Минцифры России планирует уже в весеннюю сессию внести в Госдуму законопроект, который даст возможность пользователям техники Apple устанавливать на свои гаджеты приложения не только из специализированного магазина AppStote, но и с других площадок. «У нас такой законопроект уже готов. Мы его сейчас обсуждаем на площадке Госдумы. Надеемся его внести в весеннюю сессию», в – рассказал глава Минцифры Максут Шадаев.

Право выбора

Инициативе предшествовало решение самой Apple на фоне новых требований Евросоюза разрешить пользователям из стран ЕС загружать приложения на устройства iPhone и iPad не только из магазина AppStore, о котором в минувшем году писало агентство Bloomberg. В первую очередь решение компании должно затронуть ЕС, однако зона действия нововведений может расширяться.

При этом, как сообщают источники «Коммерсанта», нормы, которые сегодня обсуждаются в России, могут затронуть не только Apple – разрешать установку мобильных приложений из внешних источников могут обязать не только разработчиков мобильных платформ, но и всех владельцев мобильных операционных систем и производителей устройств. Компаниям также запретят закладывать «дискриминационные условия» для приложений, установленных из сторонних источников: это коснется доступа к настройкам, платежам, обновлениям и отправке уведомлений. Возможность удаления приложений также должна быть предусмотрена.

Под действие законопроекта, по данным источников СМИ, могут попасть владельцы магазинов приложений с аудиторией от 10 млн человек в месяц. К таким относится и российский магазин приложений RuStore, который сегодня разрабатывает VK. Эта площадка, как предполагается, также должна будет обеспечивать свободный доступ к приложениям и их установку на равных условиях. Прислушаться к правилам должны будут и другие российские платформы – NashStore, RuMarket и AppBazar – когда достигнут соответствующих показателей.

Мнения экспертов

Рассуждать о том, как нововведение скажется на отечественных магазинах пока рано, считает доктор экономических наук, заместитель директора Высшей школы современных социальных наук МГУ Александр Гребенюк. Если оценивать решение с точки зрения перемен в политике зарубежных компаний, инициатива должна оказать хороший эффект. «Ограничение, которое предполагает, что на платформу можно скачивать программы только из одного хаба, является нарушением объективных принципов конкуренции. Кроме того, это возможность для еще одного рычага санкционной политики и мириться с этим нельзя ни в коем случае. Конечно, необходимо на законодательном уровне наложить на производителей обязательства предусматривать разрешение установки приложений из внешних источников. Это поддержит и российского производителя ИT-продукции, и в целом даст хороший синергетический эффект для всей отрасли», – отметил он.

В то же время остается открытым вопрос – удастся ли российской стороне осуществить задуманное. «Нужно быть готовыми к тому, что Apple, например, просто уйдет с российского рынка. Но тут уже стоит задуматься в глобальном плане, является ли это проблемой для нашей страны или станет очередным толчком для развития отечественных решений. Необходимо учитывать все риски, но в любом случае законодательная инициатива выглядит очень полезной», – заключил эксперт.

Новый законопроект позволит усилить весь сегмент магазинов мобильных приложений за счет кросс-платформенной установки приложений. Однако вопрос его исполнения зарубежными компаниями остается открытым. «Учитывая тот факт, что не так давно та же Apple наконец выплатила антимонопольный штраф по делу “Лаборатории Касперского”, которая боролась за допуск своего приложения на платформу AppStore, дальнейшие шаги компании навстречу российскому законодательству кажутся вполне возможными. На примере этого штрафа мы убедились – российский рынок важен для американских компаний, он составляет большую долю в их выручке, и терять ее они пока не готовы, а российский регулятор, в свою очередь, обладает рычагами воздействия на сегмент зарубежного бигтеха. При этом очень важным моментом станет тщательная проверка того, насколько корректно компании смогут выполнять новые требования. Те же “дискриминационные требования” могут быть скрыты очень хорошо, компании могут навязывать свои условия для альтернативных магазинов приложений, ущемлять их права и по-прежнему оставаться монополистами. Чтобы добиться полноценного эффекта от принятия такого решения, российской стороне необходимо идти до конца и не бояться реакции оппонентов. Уйти они могли еще в 2022 году, однако, если задержались, причины для этого у них есть действительно весомые», – отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

Ценность конкуренции

Злоупотреблять своим монопольным положением Apple в последнее время становится все сложнее на фоне активного развития отечественных магазинов приложений, которые предлагают намного более выгодные как для разработчиков, так и для пользователей условия. Ранее зарубежные ИT-гиганты не видели в них конкурентов, однако теперь уже постепенно осознают необходимость изменения своей политики в новых реалиях. «Расширение возможностей кросс-платформенной установки приложений, на которую, как мы понимаем, сегодня уже готовы идти зарубежные компании, говорит, в частности, и о том, что у них появились достойные конкуренты, с которыми выгоднее идти на диалог. И в их число, безусловно, входят российские разработчики и российские магазины приложений, у которых большое будущее не только на огромном российском рынке, но и на мировом», – сказал депутат.

При этом само по себе наличие конкуренции со стороны зарубежных площадок – AppStore и Google Play – важно для российских магазинов. По мнению и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, руководителя антимонопольной практики КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олега Москвитина, «для потребителей в России их уход был бы невыгоден. Поэтому нужно подводить иностранные компании к тому, чтобы они четко соблюдали наши законы».

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку