Беспилотники от «Яндекса». До конца года «Яндекс» планирует вывести на дороги общего пользования более 100 беспилотных автомобилей

В конце августа «Яндекс» сообщил о том, что 35 беспилотных автомобилей прошли сертификацию для работы на дорогах общего пользования в Москве. Однако наша столица – не первый российский город, в котором используются беспилотники.

В июне 2018 г. первый беспилотный автомобиль от компании «Яндекс» появился в Республике Татарстан, а буквально через два месяца – 28 августа 2018 г. – «Яндекс» и правительство Татарстана подписали соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта. Этот документ предусматривал создание в Иннополисе тестовой зоны для передвижения автомобиля, а главное – город Иннополис стал первым в Европе, где можно воспользоваться беспилотником для повседневных поездок.

В тестовой зоне в Иннополисе были организованы пять точек посадки и высадки пассажиров, которые расположились рядом с ключевыми городскими объектами: университетом, стадионом, медицинским центром, жилым кварталом «Зион» и административно-деловым центром (АДЦ) имени Попова – в нем находятся офисы многих компаний, включая «Яндекс».

Утром житель города может вызвать беспилотник к дому в «Зионе» и доехать на работу в АДЦ, оттуда отправиться в университет читать лекцию студентам, а вечером съездить на стадион посмотреть спортивный праздник.

Беспилотный автомобиль компании «Яндекс» начал работать в Иннополисе ежедневно. Воспользоваться им могут все взрослые жители города, которые дали согласие на участие в тестировании. Время ожидания автомобиля зависит от спроса. Чтобы быстрее добраться до места назначения, можно устроить совместную поездку: скажем, объединиться с соседями по дому и вместе отправиться на работу в Технопарк. В салоне беспилотного автомобиля могут разместиться до трех пассажиров.

Беспилотник компании «Яндекс» строго соблюдает все правила дорожного движения: он вежливо пропускает пешеходов, распознает и объезжает препятствия и умеет применять экстренное торможение, если потребуется. Поскольку автомобиль без водителя – это новое для российских дорог явление, в салоне беспилотника постоянно находится инженер-испытатель, который контролирует работу систем автомобиля и следит за тем, чтобы поездка проходила в штатном режиме.

Иннополис находится в 35 км от Казани, это совсем молодой город – статус городского поселения он получил всего три года назад. Решение о создании тестовой зоны именно в Иннополисе было принято по нескольким причинам. Во-первых, это один из центров российской ИТ-индустрии – своего рода «город будущего», где создаются и тестируются инновационные информационные технологии. Во-вторых, в Иннополисе сложилась полноценная городская среда: здесь есть жилые кварталы, деловой центр, университет, больница, магазины, бары, кофейни. Наконец, в Иннополисе живут и работают молодые ученые, которые с энтузиазмом воспринимают все новое и стремятся сделать жизнь удобнее с помощью технологий. Открытие тестовой зоны в Иннополисе – первый важный этап в истории беспилотного автомобиля «Яндекса», который начал становиться частью городской жизни.

16 октября 2018 г. было подписано соглашение о создании еще одной тестовой зоны для передвижения автомобиля – на территории Сколково. Там беспилотник можно вызвать прямо в приложении «Яндекс.Такси».

Как известно, научно-технический комплекс Сколково находится в Новой Москве, в полутора километрах от МКАД. Это наукоград, который создавался с нуля по принципам «города будущего»: застройка особого типа, преимущественно малоэтажные здания, экологичность. При этом в самом Сколково есть все, что имеется и в обычном городе: жилые комплексы, парки, спортивный центр, школа и детский сад. Не исключено, что в будущем многие города будут похожи на Сколково. Поэтому и было решено создать вторую тестовую зону именно там, чтобы понять, как беспилотник будет работать в среде, которая постепенно становится стандартом российского городского устройства.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» свободно перемещается по территории Сколково. Чтобы вызвать его, нужно открыть приложение «Яндекс.Такси»: сервис сам определяет местоположение пользователя и, если тот находится на территории наукограда, предлагает услугу поездки на беспилотнике наравне с обычными тарифами.

Сейчас услуга вызова беспилотника доступна резидентам Сколково – позже она станет доступна всем гостям инноцентра. Чтобы воспользоваться ею, необходимо принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. Еще нужно быть старше 18 лет – беспилотник «катает» только взрослых пассажиров. Кстати, поездка является бесплатной, а время ожидания машины зависит от спроса.

Самоуправляемый автомобиль строго соблюдает все правила дорожного движения: определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит – одним словом, он умеет все, что делают обыкновенные машины с живым водителем за рулем. Тем не менее, как и в Иннополисе, в салоне автомобиля всегда находится инженер-испытатель, следящий за его движением.

Руководители проекта из компании «Яндекс» вполне справедливо считают, что такие беспилотники – это будущее городского транспорта России. Ожидается, что первыми беспилотные технологии начнут применять транспортные компании, в том числе для вызова такси.

Дошла очередь и до российской столицы. 20 июня 2019 г. первые пять высокоавтоматизированных автомобилей компании «Яндекс» выехали на дороги Москвы в рамках правительственного эксперимента по тестам машин-беспилотников, который был запущен в конце прошлого года.

«Яндекс» планирует выпустить на дороги Москвы до конца года 95 беспилотников. Ожидается и расширение зон тестирования беспилотных автомобилей в другие области. В ближайшее время тестирование позволит определить экономическую целесообразность использования беспилотных технологий.

Еще в октябре 2018 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении с 1 декабря 2018 г. эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в ряде мест Москвы и Татарстана. В эксперименте принимают участие «Яндекс», МАДИ, КБ «Аврора», «Камаз», «Иннополис», Таганрогский университет и другие организации.

Компания «Яндекс» начала работать над технологией беспилотного управления автомобилем в конце 2016 г., а первые прототипы беспилотных автомобилей были испытаны уже весной 2017 г.

На 20 августа 2019 г. было сертифицировано 35 автомобилей – все они уже приступили к тестированию и ездят по Москве круглые сутки, семь дней в неделю. И чем больше километров они проезжают в беспилотном режиме, тем больше различных сценариев  собирают, и тем быстрее обучается технология. Выбор конкретного маршрута зависит от задач тестирования.

В общей сложности до конца 2019 г. «Яндекс» планирует вывести на дороги общего пользования более 100 беспилотных автомобилей. Особо подчеркнем, что все они являются беспилотниками четвертого уровня автономности, что предполагает высокую степень автоматизации, когда система способна взять управление автомобилем на себя и участие водителя не требуется, за исключением особых обстоятельств.

В настоящее время машины можно часто встретить в Хамовниках, на Аминьевском шоссе или на Третьем транспортном кольце (ТТК). «Машины ездят по Москве круглые сутки, семь дней в неделю – тестирование не прерывается, вне зависимости от погоды или пробок. Весь флот автомобилей под управлением робота проезжает суммарно за неделю более 50 тыс. км», – отметили в компании «Яндекс».

Не приходится сомневаться в том, что проект, курируемый НТИ «Автонет», будет успешным и откроет дорогу для роботизации городского транспорта России.

Однако мы не должны забывать и о том, что у концепции беспилотных автомобилей есть множество проблемных точек. Например, в юридической плоскости до сих пор идут споры о том, кто несет ответственность за нанесение ущерба. По мнению ряда экспертов, ответственность должна лежать на производителях автомобилей, если авария происходит из-за технического сбоя. В этом случае у производителей будет стимул инвестировать в устранение подобных неполадок не только ради защиты имиджа, но и во избежание финансовых и легальных последствий. Существует и другая точка зрения, согласно которой нести ответственность должны сами пользователи или владельцы беспилотных автомобилей, поскольку им известны риски, сопряженные с их использованием.

Далее, возникают вопросы, связанные с утратой возможности самостоятельного вождения автомобиля. Возможно, для любителей непосредственного вождения будут выделяться специальные дороги с дополнительными мерами по обеспечению безопасности – по типу нынешних автомотогоночных трасс, но отделенные от новой общей сети дорог для передвижения беспилотных автомобилей.

Большие вопросы вызывает и ненадежность ПО, уязвимого, в частности, к взлому и слежке – вплоть до возможности проведения террористических актов (создание массовых аварий, использование беспилотников в роли «джихадмобилей») или отдельных заказных убийств скрытым образом (все это можно свалить на недостатки системы или хакеров).

На горизонте появляются и такие социальные проблемы, как потеря приватности и рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением транспортных средств.

Есть и неразрешимые пока этические вопросы о приемлемом количестве жертв. Действительно, как самоуправляемые автомобили должны быть запрограммированы действовать в экстренных ситуациях, когда сами пассажиры либо другие участники дорожного движения находятся в опасности?

Классическим примером моральной дилеммы, возникающей у производителей автомобилей и разработчиков ПО, является «проблема вагонетки», в которой перед кондуктором стоит сложный выбор: оставить ее на первоначальном пути следования и сбить пять человек или сместить вагонетку на запасной путь и сбить одного человека?

Здесь необходимо решить два основных вопроса. Во-первых, какой моральный базис должен использоваться самоуправляемым автомобилем для принятия подобных решений? Во-вторых, как эта логика должна быть заложена в компьютерном коде? Многие исследователи предлагают использование двух этических теорий для программирования поведения самоуправляемых автомобилей: деонтологию и утилитаризм.

Три «закона робототехники» Азимова являются типичным примером деонтологической этики. Согласно этой теории, самоуправляемый автомобиль должен жестко следовать предписанным правилам в любой ситуации. В противоположность этому, согласно утилитаризму, каждое решение, предпринимаемое автомобилем, должно стремиться максимизировать полезность подобного решения. В данном случае необходимо дать определение полезности, одним из которых может быть максимизация количества спасенных человеческих жизней. По мнению исследователей, самоуправляемые автомобили должны оперировать на базе сочетания нескольких теорий, чтобы уметь принимать морально обоснованные решения в экстренных ситуациях.

Первым человеком, погибшим от беспилотного автомобиля, стала Элейн Херцберг. Она была сбита в марте 2018 г. в Аризоне автомобилем Uber на базе внедорожника Volvo XC90. В салоне на момент происшествия находился водитель, но транспортное средство функционировало в режиме автопилота. Предварительное расследование показало, что автомобиль распознал пешехода, однако не предпринял никаких действий, так как в программное обеспечение был заложен слишком высокий порог распознавания опасных объектов с целью отсеивания ложноположительных срабатываний. Позднее из отчета национального совета по безопасности на транспорте США стало известно, что за 1,3 секунды до столкновения машина смогла определить, что необходимо использовать аварийные тормоза, однако сделать этого не удалось – данная система была отключена. При этом водитель, который сидел в Uber на случай непредвиденных ситуаций, нажал на педаль тормоза лишь после столкновения.

В России пока не было зарегистрировано тяжелых аварий, связанных с беспилотными автомобилями.

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку