На вопросы Connect отвечает генеральный директор компании «БАРС Груп»
– Расскажите, пожалуйста, о компетенциях и экспертизе компании «Барс Груп» в сфере проектирования ситуационных центров.
– Компанией «БАРС Груп» накоплен значительный опыт создания отраслевых и комплексных аналитических систем, которые обеспечивают эффективное решение управленческих задач в различных сферах, как на региональном, так и на федеральном уровне. В числе этих отраслей – ЖКХ, здравоохранение, образование, управление финансами, сельское хозяйство, строительство и др. Мы успешно работаем также в сфере бизнес-аналитики и мобильных технологий. Привлекая аппаратные и инфраструктурные решения, сотрудничая с органами власти в части формирования нормативно-правовой базы, наша компания готова выступать идеологом и участником создания ситуационных центров федерального и регионального уровней.
– Какие требования предъявляются сегодня к региональным информационным системам как основным источникам данных для СЦ губернаторов, глав регионов? Какие проблемы в ходе проектов по автоматизации региональных отраслевых задач являются наиболее актуальными и как они сказываются на создании СРСЦ?
– Основная цель внедрения ситуационных центров власти в органах государственной власти – обеспечить принятие управленческих решений на основе реальных данных. Поэтому информационные системы, откуда данные поступают в СЦ, должны быть максимально связаны с отраслевыми бизнес-процессами и активно использоваться. Чтобы заинтересовать заказчиков и пользователей, производители информационных систем должны обладать глубоким пониманием отраслевой проблематики и задач, стоящих перед каждым пользователем.
Кроме того, информационные системы должны обладать гибкой модульной структурой, чтобы обеспечить возможность масштабируемого и поэтапного внедрения в зависимости от готовности заказчика, бюджетных и временных ограничений, состояния ИТ-инфраструктуры и т. д. В последнее время более строгие требования выдвигаются к независимости от западных вендоров и информационной безопасности. Органам власти интереснее те решения, которые проще сертифицировать и интегрировать в защищенную архитектуру.
Что касается возникающих сложностей, то прежде всего это общеизвестная проблема неравномерного развития ИТ-инфраструктуры в разных ведомствах и регионах. На региональном уровне в ряде субъектов РФ пока не удалось сформировать центры ответственности, готовые взять на себя работу по интеграции и приведению парка ИТ-решений к единым стандартам. По-прежнему не на высоком уровне остается обеспечение информационной безопасности. Не хватает кадров, которые способны квалифицированно обеспечивать обработку и интерпретацию данных.
Ну и, конечно, поскольку СЦ губернаторов создаются и должны функционировать не сами по себе, а в составе единой системы распределенных СЦ, особые требования предъявляются к обеспечению их эффективной совместной работы. В этом направлении одним из безусловных достижений «БАРС Груп» является наличие собственных разработок, реализующих функционал единой интеграционной шины, которая позволяет обеспечить решение задач интеграции в СРСЦ.
– Каким принципам следует «БАРС Груп» при разработке региональных информационных систем? Каковы критерии оценки экономического эффекта от внедрения таких систем?
– Таких принципов несколько. Во-первых, мы всегда позиционировались как российская компания со 100%-ным российским программным обеспечением, и это позиционирование соответствует действительности. Все наши решения базируются на наших собственных программных платформах и open source. Во-вторых, это комплексность и масштабируемость предлагаемых решений. В-третьих, мы используем гибкую интеграционную платформу, которая позволяет интегрироваться с решениями других производителей и обеспечивает взаимосвязь между региональным и федеральным уровнем. В-четверых, все наши системы обеспечивают единую информационную среду для всех субъектов, единые подходы к сопровождению систем, формированию и ведению нормативно-справочной информации и метаданных. Это приватное или гибридное облако, к которому подключаются все заинтересованные организации. И наконец, доступность информации для пользователей. Лица, принимающие решения, сегодня очень мобильны, и их рабочее место – это чаще всего смартфон или планшет. Поэтому для всех наших решений мы предлагаем специализированные мобильные приложения, функционал которых ничем не уступает версии для стационарных компьютеров.
Способы достижения экономического эффекта и критерии оценки применяются исходя из отраслевой проблематики. Но есть общее правило, согласно которому построение информационной системы – это инвестиция заказчика в собственное развитие. Если проект влечет за собой лишь затраты, не предполагая ни возврата вложенных средств, ни социального эффекта (что для госсектора не менее важно), то его нельзя признать удачным.
При управлении такими капиталоемкими сферами, как строительство и развитие дорожного фонда, экономическая эффективность достигается за счет контроля своевременного выполнения всех этапов работ и целевого расходования средств. В сфере энергоэффективности показатель экономического эффекта – привлечение внебюджетных инвестиций. В сфере управления активами – это сокращение потерь от непрофильного использования объектов собственности, снижение материального износа за счет управления жизненным циклом объектов.
В целом именно консолидация и комплексная аналитическая обработка в режиме реального времени данных отраслевых информационных систем, результатов мониторинга общественного мнения, сообщений СМИ дают руководителям целостное понимание ситуации, а следовательно, возможность повысить адекватность, обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений.
– Типизация основных систем ситуационного центра стала одной из ключевых тем конференции. Каково ваше понимание этого термина?
– Если понимать типизацию как создание «коробочных» продуктов, которые подходят для всех, то очевидно, что такая типизация не подходит для управленческих информационных систем и ситуационных центров. В нашем понимании типизация – это прежде всего реализация типовых принципов и стандартов построения отраслевых решений.
Решения, которые производит наша компания, представляют собой набор достаточно самостоятельных блоков, каждый из которых может использоваться заказчиком для решения определенной задачи. Из этих блоков заказчик может собирать более сложные решения, как из конструктора. Заказчику не нужно отказываться от имеющихся у него информационных систем, но он может повысить эффективность их работы за счет функционала, который предлагаем мы.
Такой подход применим практически во всех отраслях, где работает «БАРС Груп». Занимаясь информатизацией на уровне субъектов РФ, мы успешно применяли его при создании региональных сегментов ЕГИСЗ и ГИС ЖКХ. На федеральном уровне можно привести в пример участие «БАРС Груп» в создании компонентов системы «Электронный бюджет», когда наши решения дополняли существующую ИТ-архитектуру Министерства финансов РФ, помогая решать новые задачи.
– Какие проекты из недавно реализованных компанией стоит выделить и почему?
– Из проектов, выполненных «БАРС Груп» за последнее время, я бы выделил реализованный в интересах Минспорттуризма России проект по созданию информационно-аналитической системы мониторинга реализации Программы подготовки к проведению в 2018 г. Чемпионата мира по футболу («Монитор-2018»). С помощью этой системы осуществляются мониторинг и оценка готовности строительных и других объектов к проведению чемпионата. Данный проект представлял собой идеальное стечение условий для испытания информационной системы на надежность, масштабируемость, качество обработки и доступность информации для лиц, принимающих решения. Мы учитывали географическую распределенность объектов в 11 городах России, высокие требования к срокам, наличие множества участников бизнес-процессов и сложные финансовые взаимоотношения. В настоящее время система активно эксплуатируется. К ней подключено 293 организации, контролируется строительство 290 объектов. В 2018 г. результатами ее работы смогут воспользоваться не только россияне, но и жители всей планеты.