Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда» традиционно посвящена средствам защиты здоровья человека на производстве: спецодежде, каскам, очкам, берушам, защитной обуви и др. Все они получили наименование – средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их использование строго регламентировано законодательством, и обеспечение сотрудников всей необходимой спецодеждой и средствами защиты возложено на работодателя. Это одна из обязательных статей расходов промышленных предприятий. Однако насколько эффективно используются бюджеты, выделяемые предприятиями на СИЗ, не всегда понятно. В 2019 г. производители средств индивидуальной защиты предложили новые схемы обеспечения своих сотрудников всем необходимым для работы и безопасности – аутсорсинговые.
Современной тенденцией является автоматизация управления выдачей СИЗ и контроля за их использованием. На выставке «Безопасность и охрана труда» были продемонстрированы вендинговые автоматы и постоматы, которые позволяют автоматизировать процесс выдачи необходимых средств защиты и инструментов по модели аутсорсинга. В частности, такие услуги представили компании «Техноавиа» и «Восток-Сервис». Российская компания «Восток-Сервис» имеет уже свыше 300 клиентов по всему миру, но в России ее услугами воспользовались не более 60 организаций.
Аутсорсинг распределения спецодежды и СИЗ среди сотрудников предприятия предполагает использование системы контроля с применением RFID-меток или штрих-кодов, идентификации всех пользователей либо по смарт-карте, либо по паролю, а также внедрение АСУ СИЗ, где фиксируются все операции со средствами защиты. Система позволяет фиксировать время, когда сотрудник обратился за тем или иным оборудованием, и как долго он им пользуется. С помощью специального приложения можно контролировать нормативы использования СИЗ и в случае окончания срока рекомендовать заменить их.
Для компаний-клиентов подобные услуги дают возможность использовать более дорогие и качественные СИЗ, поскольку их перемещение по предприятию строго регламентируется. А для таких расходных материалов, как перчатки или фильтры индивидуальной защиты, компания может строго контролировать срок использования, что гарантирует безопасность для сотрудника. Кроме того, предприятия смогут возвращать и затем повторно использовать комплекты спецодежды и интеллектуальные СИЗ (например, «умные» каски). По словам Александра Юсина, главного инженера ООО «Механоремонтный комплекс», входящего в группу компании ММК, за счет перехода за аутсорсинг поставки СИЗ удалось улучшить снабжение персонала индивидуальными СИЗ, предотвратить их хищение и тем самым сократить расходы на закупку новых комплектов. Правда, бюджет на снабжение СИЗ при этом не изменился, но компания стремилась к стопроцентному обеспечению своих сотрудников качественными средствами защиты. Проект был реализован компанией «Техноавиа».
Кстати, на выставке были представлены и предложения «умных» касок – их демонстрировали компании «Крок» и «Росомз» совместно с Softline. Это достаточно дорогое оборудование, и массовое его внедрение на предприятии без АСУ СИЗ вряд ли возможно. А вот поставщики аутсорсинговых услуг вполне могут взяться за качественное обслуживаниеинтеллектуальных средств индивидуальной защиты, в частности, «умных» касок.
Пилотные проекты по внедрению «умных» касок уже есть (см. «И сталевары, и айтишники!» [1]),, однако массовых реализаций пока не наблюдается – из-за проблем с организацией автоматического обслуживания сложного оборудования. В частности, каскам необходимо регулярно заряжать аккумуляторы, проверять наличие всех датчиков и производить чистку. На пилотных проектах эти задачи выполняли сами пользователи, но при массовом внедрении требуется решение для автоматизированного обслуживания «умных» касок и другого интеллектуального оборудования, например, интерактивных голосовых помощников ( см. «Говорящая утварь» [2]).
Таким образом, можно сделать вывод, что без систем АСУ СИЗ массовое внедрение индивидуальных помощников и интеллектуальных СИЗ (т. е. полноценная цифровизация сотрудников промышленных предприятия)_ вряд ли возможно.
[1] http://www.connect-wit.ru/i-stalevary-i-ajtishniki.html
[2] http://www.connect-wit.ru/govoryashhaya-utvar-na-conversations-obsuzhdali-vozmozhnosti-dialogovyh-tehnologii-ii.html