«Ариан-5» ставит новый рекорд. Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за октябрь 2021 года

Общая масса полезной нагрузки, запущенной с помощью ракеты «Ариан-5» на ГПО, составила 10 263 кг – больше 10 тонн. Это самый тяжелый стек полезной нагрузки, который когда-либо был запущен на геопереходную орбиту.

OneWeb приходит с «Восточного»

Спутник связи группировки OneWeb

14 октября 2021 года стартовыми расчетами дочерних организаций Госкорпорации «Роскосмос» на космодроме «Восточный» был выполнен запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 36 космическими аппаратами компании OneWeb на борту. Согласно телеметрической информации, старт и отделение разгонного блока от третьей ступени носителя прошли в штатном режиме.

Общая масса полезной нагрузки с 36 космическими аппаратами на борту составила 5797 кг, включая сами спутники, а также механизмы их установки и развертывания. «Союз» использовал разгонный блок «Фрегат» для вывода общего пакета OneWeb на орбиту на высоте около 450 километров над Землей, затем спутники использовали электрические двигательные системы для вывода на рабочие орбиты – 1200 км с наклонением 84,7°.

В 2021 году компания сосредоточилась на масштабировании спутниковой группировки для запуска коммерческих услуг, начиная с конца 2021 года, на территории Британии, Аляски, Канады, Северной Европы, Гренландии, Исландии и в арктических морях.

Это был шестой запуск спутников OneWeb с космодрома «Восточный». Теперь на орбите Земли находятся уже 358 спутников группировки OneWeb. Данные спутники вращаются вокруг нашей планеты значительно ниже своих «старших собратьев» – геостационарных аппаратов. Предполагается, что 588 активных аппаратов группировки OneWeb будут обеспечивать глобальное предоставление услуг связи, а 60 спутников будут находиться на орбитах в качестве резервных.

В марте 2021 года компания OneWeb заявила, что ориентируется в первую очередь на предоставление связи для частного бизнеса, государственных организаций, включая оборонный комплекс, компании-провайдеры связи и товарищеские объединения пользователей, в отличие от конкурирующей сети Starlink, которая нацелена в основном на индивидуальных пользователей. Индивидуальным пользователям OneWeb, желающим подключиться к спутниковой сети, было рекомендовано обращаться через локальные компании-провайдеры связи.

В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ заявили о необходимости выделять частоты для OneWeb не в ущерб российским операторам.

ГП КС поделил с компанией OneWeb (точнее, с оператором Eutelsat) частоты: в Арктике, на российской территории, частоты отошли к планируемой группировке «Экспресс-РВ» на высокоэллиптической орбите (ВЭО), а по остальному миру частоты ушли к OneWeb.

 

Спутник связи класса HTS

Геостационарный спутник связи SES-17

24 октября со стартового комплекса ELA-3 (Ensemble de Lancement Ariane 3) космодрома Куру (Гвианский космический центр) был произведен успешный запуск ракеты-носителя «Ариан-5», которая вывела на геосинхронную орбиту два спутника связи – SES-17 и Syracuse 4A (Comsat-NG 1).

Сразу же отметим, что это был рекордный старт, принимая в расчет полезную нагрузку, доставленную ракетой «Ариан-5» на геопереходную орбиту: масса спутника SES-17 составляет 6411 кг, масса спутника Syracuse 4A – 3852 кг. Таким образом, общая масса полезной нагрузки составила 10 263 кг – больше 10 тонн.

SES-17 – это геостационарный спутник связи с высокой пропускной способностью, принадлежащий глобальному спутниковому оператору SES S.A., штаб-квартира которого расположена в Бецдорфе, Люксембург. Разработанный и изготовленный французской компанией Thales Alenia Space, спутник SES-17 будет предоставлять услуг связи в Северной и Южной Америке, а также в акватории Атлантического океана.

SES-17 разработан на платформе Spacebus NEO. Спутник имеет массу более 6411 кг, выдает мощность 15 кВт и имеет расчетный срок службы в 15 лет. Как и все Spacebus NEO, SES-17 будет использовать электрическую тягу как для подъема орбиты, так и для удержания орбитальной позиции.

Спутник тяжелого класса будет обеспечивать работу почти 200 точечных лучей разных размеров в Ka-диапазоне для покрытия Северной Америки, Южной Америки, Карибского бассейна, Мексики и Атлантического океана, в основном для связи с воздушными судами.

SES-17 – это первый геостационарный спутник SES с высокой пропускной способностью в Ka-диапазоне и первый спутник, включающий полностью цифровую полезную нагрузку с использованием процессора Spaceflex VHTS от компании Thales, DTP – цифрового прозрачного процессора (часть аппаратного обеспечения подсистемы полезной нагрузки, отвечающая за маршрутизацию сигналов от приемных до передающих устройств на борту космического аппарата в соответствии с заданной конфигурацией), разработанного при поддержке французского космического агентства CNES и Европейского космического агентства ESA. Цифровая полезная нагрузка обеспечит гибкость применения на орбите, чтобы клиенты могли менять свои сети в режиме реального времени в ответ на изменение требований к полосе пропускания, реализуя широковещательную, многоадресную или ячеистую сеть по мере необходимости и повышая эффективность полосы пропускания.

Как и спутники будущей группировки SES на средней околоземной орбите O3b mPOWER, аппарат SES-17 управляется с помощью программной системы Adaptive Resource Control (ARC), разработанной совместно SES и Kythera Space Solutions. Эта система позволяет автономно оптимизировать космические и наземные ресурсы на лету – в соответствии с меняющимися потребностями клиентов.

Спутник связи военного предназначения Syracuse 4A (Comsat-NG 1) принадлежит DGA (Direction générale de l’armement) – Генеральной дирекции по вооружению Франции. Благодаря современному оборудованию (антенна с защитой от помех и DTP – цифровой прозрачный процессор) Syracuse 4A гарантирует французским военным высочайшую устойчивость к экстремальным методам создания помех. В ближайшие годы к нему присоединятся два других военных телекоммуникационных спутника, чтобы создать группировку, которая будет обслуживать потребности вооруженных сил Франции в условиях постоянно растущей цифровизации поля боя.

Японский навигатор

Японский навигационный спутник QZS-1R

26 октября со стартового комплекса Ёсинобу космического центра Танэгасима был произведен успешный запуск ракеты-носителя H-IIA, с помощью которой на орбиту «Тундра» был выведен японский навигационный спутник QZS-1R. Аппарат QZS-1R заменит собой спутник QZS-1 (Michibiki-1) в группировке QZSS.

Quasi-Zenith Satellite System – это «Квазизенитная спутниковая система», региональная система синхронизации времени и одна из дополнительных систем дифференциальной коррекции для американской навигационной системы GPS, сигналы которой доступны в Японии. Первый спутник данной группировки QZS-1 (Michibiki-1), который будет заменен аппаратом QZS-1R, был запущен 11 сентября 2010 года.

QZSS предназначена для мобильных приложений, для предоставления услуг связи (видео, аудио и др.) и глобального позиционирования. Что касается услуг позиционирования, то QZSS сама по себе предоставляет лишь ограниченную точность и по существующей спецификации не работает в автономном режиме. С точки зрения пользователей, QZSS предстает как система дифференциальной коррекции. Система позиционирования QZSS может работать совместно с геостационарными спутниками в японской системе MTSAT, которая сама по себе является системой дифференциальной коррекции, подобной системе WAAS, созданной США. Ввод системы QZSS в строй увеличил доступность спутниковой навигации на территории Японии до 99,8% времени.

QZSS может улучшать работу системы GPS двумя способами: во-первых, повышением доступности GPS-сигналов, и во-вторых, повышением точности и надежности работы навигационных систем, работающих с GPS. Поскольку сигналы о доступности спутников GPS, передаваемые со спутников QZSS, совместимы с модернизированными сигналами GPS, QZSS передает сигналы L1C/A, L1C, L2C и L5. Все это уменьшает необходимые изменения в спецификации и дизайне приемников. В сравнении с автономной системой GPS, комбинированная система GPS и QZSS выдает улучшенную производительность благодаря выбору диапазона коррекционных данных, передаваемых по сигналам L1-SAIF и LEX с QZS. Надежность повышается путем передачи данных о состоянии спутников.

Наземный сегмент QZSS включает главную станцию управления в Цукубе, две станции контроля слежения и связи на Окинаве и восемь станций наблюдения, расположение которых выбрано для обеспечения максимального географического охвата мониторинга.

Проектированием, постройкой и техническим обслуживанием наземной инфраструктуры для спутниковой системы и ее последующей эксплуатацией в течение 15 лет занимается специально созданная для этих целей QZSS Services Inc. – дочерняя компания NEC Corp.

 

Использованные источники

Arianespace SA

Mission to Success

OneWeb satellite constellation

https://www.oneweb.world/

SES S.A.

https://www.ses.com/

Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA

(Japan Aerospace Exploration Agency)

https://global.jaxa.jp/

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку