Интервью с руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Цифровому производству нужны умные стандарты
За последние пять лет в России удалось оптимизировать процедуры в сфере национальной стандартизации, значительно сократить срок разработки документов, в частности с использованием ФГИС «Береста». Наметилась тенденция восстановления лидирующей роли нашей страны в международной стандартизации. Однако еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить выпуск стандартов будущего, отвечающих требованиям цифрового производства. О перспективах отечественной стандартизации как одного из инструментов социального и экономического развития страны в интервью журналу Connect рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антон Шалаев, назначенный на эту должность в декабре 2020 г.
– Антон Павлович, означает ли ваше назначение в декабре прошлого года руководителем Росстандарта, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ожидают реформы, смена курса, радикальные изменения?
– Каких-либо радикальных изменений или смены курса в Росстандарте не предполагается. На протяжении последних лет ведомство планомерно ведет работу по совершенствованию таких элементов национальной инфраструктуры качества, как стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. Все усилия направлены на оптимизацию их взаимодействия. Сейчас мы наблюдаем нарастающую тенденцию применения этих элементов в качестве практического инструмента для решения задач государства, бизнеса и общества. Это произошло во многом благодаря внедрению новых цифровых технологий, которые создали условия для развития стандартизации и метрологии.
– Согласно Концепции Стратегии кибербезопасности России в нашей стране разрабатываются соответствующие национальные стандарты. Работа ведется в сотрудничестве с ФСТЭК – главным регулятором в этой сфере. Внимание со стороны государства понятно. А проявляют ли интерес к стандартам кибербезопасности ИТ-компании, ИТ-службы предприятий и учреждений?
– Несмотря на то что стандарты в области информационной безопасности действительно разрабатываются в тесном сотрудничестве с регуляторами, любой национальный стандарт в соответствии с законодательством является результатом соглашения, достигнутого в рамках обсуждения в профильном техническом комитете – экспертном органе с привлечением всех заинтересованных сторон. Рыночные игроки активно участвуют в обсуждении проектов стандартов в области кибербезопасности, их мнение учитывается при разработке окончательной редакции. Расширение круга участников работ по стандартизации способствует ее популяризации, а участие представителей бизнеса служит индикатором их заинтересованности в повышении качества выпускаемой продукции.
Число национальных стандартов, разрабатываемых в области информационных технологий, ежегодно увеличивается. Помимо научно-технической, правовой, метрологической и терминологической экспертизы проектов стандартов Росстандарт предусматривает возможность введения нового вида экспертизы – в области информационной безопасности. Мы планируем обсуждение соответствующих изменений в процедуры работ по стандартизации.
– В январе Минцифры отказало в легитимности умным счетчикам МТС, «МегаФона», «Билайна» и Tele2. Протокол NB-IoT, утвержденный Росстандартом в сентябре 2020 г., не был включен в реестр допустимых к использованию в России. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
– Речь идет о приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 30.12.2020 № 788 «Об утверждении перечня и спецификации защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) и приборами учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к этой системе». Не считаю корректным комментировать нормативные правовые акты. Однако хотелось бы отметить, что Минцифры в полном соответствии с законодательством о стандартизации указало в пункте 1 обсуждаемого приказа, что в этом перечне могут быть представлены лишь стандартизированные Росстандартом решения. Применение ссылок на национальные стандарты предусмотрено статьей 27 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ. Стандарты в действующих нормативных правовых актах все активнее используются различными ведомствами. Поэтому, например, протокол LoRаWAN, предварительный национальный стандарт с описанием которого был утвержден только в конце января, в данный перечень не попал.
Что касается описания протокола NB-IoT, то национальный стандарт в отношении него был утвержден в сентябре минувшего года (речь идет о ГОСТ Р 59026-2020 «Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол беспроводной передачи данных на основе стандарта LTE в режиме NB-IoT. Основные параметры»). Однако на момент принятия приказа Минцифры стандарт еще не был введен в действие.
Вместе с тем нельзя упустить важную деталь: все стандарты, упомянутые в приказе, были рассмотрены в рамках профильного технического комитета по стандартизации, который занимается вопросами раскрытия в национальных стандартах ключевых цифровых технологий, включая Интернет вещей, обеспечивая при необходимости подтверждение доверенности и совместимости технологии. А вот стандарт NB-IoT был раскрыт в России в соответствующем национальном стандарте отнюдь не в контуре технологии Интернета вещей, а исключительно как «спецификация радиотелефонной связи стандарта LTE в режиме NB-IoT» и «не предполагает распространения на технологию Интернета вещей».
В любом случае считаю логичным, что перечень, представленный в приказе Минцифры, может актуализироваться в дальнейшем по мере вступления в силу новых документов по стандартизации.
– В конце декабря стало известно о том, что Росстандарт переходит на протокол IPlir от компании «ИнфоТеКС». Почему принято это решение, и чем IPlir выгоден Росстандарту?
– Разрешите мне уточнить формулировку. Росстандарт не переходит на протокол IPlir от компании «ИнфоТеКС» – нами утверждены рекомендации по данному протоколу Р 1323565.1.034-2020 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Протокол безопасности сетевого уровня». То есть IPlir (c отечественными механизмами криптографической защиты информации) рекомендуется для применения на территории Российской Федерации с точки зрения Росстандарта и регуляторов в области защиты информации и криптографической защиты информации.
Документ разрабатывался в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации «Криптографическая защита информации» (ТК 26) в соответствии Программой национальной стандартизации на 2020 г. Разработчиком документа выступила компания «ИнфоТеКС».
Отвечая на вопрос: «Почему именно IPlir?», хочу отметить, что названный протокол выгодно отличается от других протоколов безопасности сетевого уровня. Он позволяет реализовывать различные режимы инкапсуляции трафика, функционирует без установления соединения на каналах произвольного качества, обеспечивает минимальную избыточность IP-пакетов, совместим с IP-протоколом версий v4 и v6, подходит для применения в СКЗИ различных классов и др.
Тем не менее в настоящее время ведутся работы по стандартизации и других сетевых протоколов безопасности.
– В 2019 г. Росстандарт утвердил первый в России предварительный национальный стандарт Интернета вещей на базе NB-Fi. А в декабре
2020-го стало известно о публичном обсуждении проекта ГОСТ Р для протокола Интернета вещей NB-Fi. Как принятие ГОСТа будет способствовать продвижению этого протокола на рынке?
– Мы стараемся предлагать инструменты, соответствующие духу времени. Именно для рынка высоких технологий несколько лет назад Росстандарт предложил новый вид документа по стандартизации – предварительный национальный стандарт (ПНСТ).
Традиционные формы разработки, принятия и применения нормативных документов, определяющих те или иные требования к продукции, процессам, системам, не способны своевременно отражать потребности организаций – пользователей стандартов. Это связано с продолжительностью периода от постановки задачи разработки нормативно-технического документа на уровне национального, регионального или международного стандарта до его фактического ввода в действие: зачастую процесс занимал до нескольких лет, и принимаемый стандарт к моменту вступления в силу становился, как минимум, несвоевременным. Требовались новые формы документов в области стандартизации. Таковыми стали предварительные стандарты или предстандарты.
Они разрабатываются для предварительной проверки на практике неустоявшихся, не ставших типовыми требований и правил. При этом процедура разработки проектов предстандартов и их утверждения близка к алгоритму утверждения национальных стандартов, начиная со стадии окончательной редакции. Это оптимизирует рабочий цикл и снижает негативные влияния факторов, указанных выше.
Именно таким путем пошли разработчики стандарта NB-Fi, предложив его сначала в качестве ПНСТ. В диалоге с рынком они доработали документ, апробировали, выполнили необходимые работы в части доверенности и защищенности. Затем обоснованно решили перевести ПНСТ в статус полноценного ГОСТ Р.
Безусловно, статус полноценного национального стандарта (ГОСТ Р) существенно выше с точки зрения возможностей его применения. Устойчивый прогрессирующий стандарт в области цифровых технологий может стать основой для формирования партнерских сетей и системного формирования технологических экосистем вокруг него. Такие эффекты должны благотворно влиять на дальнейшее развитие и конкурентоспособность российских решений и разработок.
30 декабря 2020 г. Президент России подписал Федеральный закон № 523-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», над проектом которого активно работал Росстандарт совместно с Минпромторгом России и экспертным сообществом. Наряду с прочими нововведениями в законодательство о стандартизации были добавлены понятия «техническая спецификация» и «технический отчет». Появление указанного вида документов по стандартизации соответствует общепринятой международной практике применения инструментов стандартизации в целях трансфера инноваций на рынок. Они позволяют разработчикам заниматься опережающей стандартизацией с правом дальнейшей апробации и доработки документов, что особенно актуально в условиях растущей конкуренции и постоянного совершенствования технологических решений.
– Антон Павлович, в декабре прошлого года вы подписали программу стандартизации по приоритетному направлению «Искусственный интеллект» на период 2021–2024 гг. Скажите, каковы перспективы этой программы для развития высокотехнологичной ИТ-отрасли? Стоит ли ожидать появления в России стандартов в области искусственного интеллекта?
– Да, в конце прошлого года Росстандартом совместно с Минэкономразвития России была утверждена перспективная программа стандартизации в области искусственного интеллекта, хотя отдельные работы по этому направлению у нас ведутся уже более двух лет.
Программа, предусматривающая разработку 217 документов, рассчитана на четыре года. Стандарты будут регламентировать безопасность систем искусственного интеллекта не только для людей, но и для окружающей среды. Стандартизация коснется внедрения искусственного интеллекта в различных областях человеческой деятельности, таких как транспорт, медицина, образование, строительство и ряд других. Планируется унифицировать подходы к испытанию этих систем, повысить уровень совместимости систем с существующей и перспективной ИТ-инфраструктурой, предотвратить нарушения конфиденциальности персональных данных, обрабатываемых в интеллектуальных системах. Единые подходы к испытаниям систем искусственного интеллекта позволят повысить уровень доверия общества к этим системам, гарантировать безопасность систем для окружающих людей и природной среды.
– На сайте Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ доступна первая редакция стандарта о требованиях к техзаданиям в сфере больших данных. Как продвигается работа по этому направлению, когда появится стандарт «Информационные технологии. Большие данные»?
– Проект стандарта был разработан Институтом развития информационного общества и Национальным центром цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова в ноябре 2020 г. в соответствии с Программой национальной стандартизации. Первая редакция стандарта в январе 2021 г. прошла публичное обсуждение, которое подтвердило востребованность документа и его соответствие ожиданиям профессионального сообщества. На данный момент первая редакция стандарта дорабатывается в соответствии с полученными замечаниями и проходит этап обсуждения в подкомитете «Данные» ТК 164 «Искусственный интеллект». Утверждение стандарта в соответствии со всеми процедурами разработки национальных стандартов, предусмотренными законодательством, ожидается к маю 2021 г.
– Прошлым летом Росстандарт утвердил восемь предварительных национальных стандартов в области «умных городов». На их проработку ушло меньше года. Как удается поддерживать такие темпы работы и не скажется ли спешка на качестве документов?
– На самом деле спешки в принятии указанных стандартов не было – средний срок разработки национального стандарта с учетом необходимых процедур публичного обсуждения, экспертизы, утверждения в Российской Федерации составляет чуть более 11 месяцев, и это один из лучших показателей в мире.
Предпосылки для разработки национальных стандартов по тематике «Умные города» формировались у команды разработчиков в течение длительного периода участия в международной стандартизации, включая площадку ISO/IEC: по целому ряду документов эксперты выступали в качестве редакторов и соредакторов. Однако эти наработки долгое время не были востребованы в России.
Катализатором изменений и последующей эффективной работы, которая в короткие сроки привела к утверждению целой серии стандартов, стала синергия следующих факторов:
– во-первых, приоритеты государственной политики в области цифрового развития приобрели четкий контур;
– во-вторых, сформировалась профессиональная команда специалистов, имеющих опыт разработки документов международного уровня;
– в-третьих, профильный федеральный орган исполнительной власти в лице Минстроя России занял активную позицию в этом процессе.
А ключевым фактором стала вовлеченность рыночных игроков.
– Известно, что проект стандарта на протокол LoRaWAN находится на завершающей стадии подготовки. Утверждение документа запланировано на I квартал 2021 г. Как продвигается работа, укладываетесь в обозначенные сроки?
– Предварительный национальный стандарт ПНСТ 516-2021 «Информационные технологии. Интернет вещей. Спецификация LoRaWAN RU» уже утвержден приказом Росстандарта от 28.01.2021 5-пнст с датой введения 01.07.2021 и сроком действия до 01.07.2024. Утверждению данного стандарта предшествовали продолжительная экспертиза, профильные исследования по вопросам защищенности, синхронизация с национальным нормативно-техническим полем, а также обеспечение совместимости с международными требованиями.
– Недавно в СМИ сообщалось о готовящейся бюджетной замене сертификатов Uptime, утверждалось, что в Росстандарте зарегистрированы первые отечественные стандарты в этой сфере. Так ли это?
– С 2019 г. в рамках Технического комитета по стандартизации № 120 ведется работа над проектом национального стандарта «Центры обработки данных. Классификация». Проект прошел публичное обсуждение, подготовлена окончательная редакция. Ожидаем, что документ будет представлен к утверждению в первой половине текущего года.
Национальный стандарт станет эталоном для оценки соответствия центров обработки данных установленным в нем классам. Для реализации процедур добровольной сертификации Ассоциация участников отрасли ЦОД в сентябре 2020 г. на своем съезде приняла решение о создании системы добровольной сертификации центров обработки данных «РосЦОД». Насколько мне известно, документы для ее регистрации в Росстандарте сейчас находятся в стадии подготовки.
В перспективе система добровольной сертификации «РосЦОД» может стать одним из альтернативных решений по отношению к сертификации, проводимой компанией Uptime Institute на территории Российской Федерации.
– С 1 августа 2020 г. в России действуют два новых национальных стандарта, устанавливающих нормы создания и эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОД. Что эти стандарты дадут отечественным строителям дата-центров?
– Впервые отечественная отрасль центров обработки данных получила свои стандарты – сделан первый и важный шаг на пути к стандартизации инженерной инфраструктуры ЦОД в Российской Федерации.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58811-2020 «ЦОД. Инженерная инфраструктура. Стадии создания» устанавливает требования к стадийности и последовательности работ по созданию инженерной инфраструктуры от предпроектного обследования до приемочных испытаний и ввода в эксплуатацию, их содержанию и результатам на каждом этапе.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58812-2020 «ЦОД. Инженерная инфраструктура. Операционная модель эксплуатации. Спецификация» содержит требования к процессам эксплуатации ЦОД, организационным решениям для службы эксплуатации, ресурсному обеспечению.
Ввод документов в действие поможет компаниям, которые проектируют, строят и эксплуатируют ЦОД, а также их заказчикам. В частности, ГОСТ Р 58811-2020 позволит эффективно планировать и последовательно исполнять все этапы создания центров обработки данных, запрашивать от подрядчика и предоставлять заказчику определенные результаты. В свою очередь, ГОСТ Р 58812-2020 поможет правильно разработать операционную модель эксплуатации ЦОД, реализация которой в конечном счете приведет к повышению надежности функционирования ЦОД и эффективности работы службы эксплуатации.
– В 2020 г. в России должны были быть разработаны первые редакции национальных стандартов в области искусственного интеллекта в здравоохранении. Удалось ли решить эту задачу?
– Технологии искусственного интеллекта в медицинской практике – новое и перспективное направление во всем мире. Системы поддержки принятия врачебных решений, диагностические и скрининговые программы на основе алгоритмов искусственного интеллекта помогут в сложных, но рутинных задачах медицинскому персоналу, повысят уровень оказываемой пациентам медицинской помощи. С учетом особой социальной значимости подтверждение качества и безопасности систем искусственного интеллекта в здравоохранении – одна из важнейших задач.
В прошлом году по инициативе НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы были разработаны первые редакции семи национальных стандартов в области искусственного интеллекта в здравоохранении. Документы устанавливают порядок проведения клинических и технических испытаний систем ИИ в клинической медицине, требования к эксплуатационным параметрам подобных систем, а также к системам менеджмента качества и менеджмента риска. Отдельный стандарт посвящен созданию наборов данных для обучения и тестирования разработанных алгоритмов, требований к ним, формату метаданных.
Мы уже начали работы по выведению разрабатываемых национальных стандартов на международный уровень, что позволит российским производителям систем ИИ соответствовать требованиям зарубежных аналогов и повысить конкурентоспособность на глобальных рынках. В частности, инициатива Российской Федерации по разработке международного стандарта «Искусственный интеллект (ИИ) – Тестирование программного обеспечения медицинских устройств ИИ – Часть 1: Клиническая оценка» сейчас рассматривается в рамках профильного технического комитета Международной организации по стандартизации (ИСО).
– Пару лет назад Минпромторг России и Росстандарт утвердили Перспективный план стандартизации в области передовых производственных технологий на 2018–2025 гг., который предусматривал разработку свыше 70 нормативно-технических документов, регулирующих сквозные технологии современной цифровой промышленности. Что из запланированного сделано и что еще предстоит?
– Названный документ был не только утвержден, но и оперативно перешел в стадию реализации: из первоначального списка запланированных нормативно-технических документов утверждена почти половина. Более того, во второй половине 2020 г. Перспективный план стандартизации в области передовых производственных технологий на 2018–2025 гг. был актуализирован на основе предложений рыночного сообщества и специалистов в области технологий Индустрии 4.0 / Технет, при участии Минпромторга и Росстандарта.
Надо отметить, что он подвергся существенной корректировке в части увеличения объема (сейчас содержит более 120 актуальных документов) и пополнился новыми тематическими направлениями. Кроме традиционных областей – Интернета вещей, промышленного Интернета вещей, больших данных, искусственного интеллекта, умного производства, киберфизических систем – обновленный план включает стандарты в области дополненной реальности, а также электронной проектно-конструкторской и эксплуатационной документации.
– В последние годы идет дискуссия о сетях стандарта 5G в России. Не утихают споры относительно частотного ресурса, продолжается обсуждение возможности перехода на отечественное телекоммуникационное оборудование и ПО. ВНИИФТРИ Росстандарта еще в 2019 г. испытал оборудование для сетей связи 5G. Может ли Россия отказаться в этой области от импортных решений?
– Действительно, пару лет назад ВНИИФТРИ провел испытания нескольких образцов базовых станций сетей 5G иностранного производства на базе антенных решеток с технологией пространственного кодирования (MIMO). Предпосылкой создания этих устройств послужили многолетние крупные инвестиции в развитие радиоэлектронной и микроэлектронной промышленности со стороны ведущих государств мира, в первую очередь США и Китая.
Отечественные разработки в области технологий 5G наталкиваются на ряд ограничений, связанных в основном с отставанием технологий в приборостроении, а также сильной конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Однако это не снижает актуальности и возможности освоения в России производства отдельных классов оборудования, например оптических систем синхронизации и передачи данных, радиорелейных станций и медиаустройств для конечных пользователей.
Несмотря на трудности, в России создаются системы различного назначения на базе аналогичных MIMO цифровых антенных решеток. Подведомственные Росстандарту организации принимают участие в их испытаниях, применяя накопленный в этой области уникальный опыт.
Испытания элементов системы связи пятого поколения, которая существенно отличается от предыдущих заявленными параметрами и принципами построения, – это отдельная наукоемкая задача, инициировавшая настоящий бум в иностранной приборостроительной промышленности.
Дело в том, что развитие схемотехники привело к объединению устройств различного назначения (приемник, передатчик, антенна, управляющие устройства и пр.) в общий конструктивный модуль. Измерять параметры отдельных устройств, как раньше, стало невозможно. Единственный путь – измерение энергетических, пространственных, частотных и временных параметров электромагнитных полей, излучаемых и принимаемых испытываемым устройством. Такие «испытания по эфиру» (англ. Over-the-Air (OTA) Testing) привели к революции в радиотехнических измерениях.
Организации Росстандарта, используя разносторонний опыт испытаний передового отечественного и зарубежного оборудования разных классов, постоянно развивают свою лабораторно-испытательную базу. Радиотехнические измерения являются одним из ключевых направлений. Так, например, в ближайшее время ВНИИФТРИ завершит изготовление уникального комплекса для испытаний антенных систем самого широкого класса с высочайшей для данной отрасли точностью.
Имеющийся в подведомственных организациях системы Росстандарта научный и технический задел позволяет не только выполнять необходимые измерения и испытания, но и создавать отечественные измерительные системы для тестирования элементов инфраструктуры 5G и другого передового оборудования.
– Антон Павлович, вы работаете в сфере стандартизации и сертификации более 20 лет. Что считаете своими достижениями в этой области, какие цели ставите перед собой на посту руководителя Росстандарта?
– С вступлением в силу нового законодательства о стандартизации в 2016 г. нам удалось существенно оптимизировать процессы в сфере национальной стандартизации – сделать их более прозрачными, увеличить количество органов власти и участников рынка, привлекаемых к процессу разработки стандартов. В результате максимально обновился действующий фонд документов по стандартизации и сократился срок разработки стандартов, о чем я уже упоминал. (А ведь не так давно, в 2012 г., средний срок разработки стандартов превышал два с половиной года!) Наряду с этим развиваются процессы по стандартизации оборонной продукции, по восстановлению лидирующих ролей Российской Федерации в международной стандартизации.
Есть определенные достижения и в цифровизации стандартизации. С 1 ноября 2017 г. в штатном режиме функционирует разработанная Росстандартом Федеральная государственная информационная система в сфере стандартизации «Береста». Разработка всех национальных стандартов осуществляется с использованием «Бересты» в режиме авторизованного доступа через интернет-портал. Система позволила существенно снизить сроки разработки стандартов и повысить прозрачность разработки благодаря привлечению всех заинтересованных сторон. Формирование Программы национальной стандартизации также ведется с использованием системы.
Мы прекрасно понимаем, что в цифровом производстве стандарты будущего должны быть принципиально иными. Это умные стандарты или Smart-стандарты, которые могут применяться, читаться и передаваться информационной системой без участия человека-оператора. Стандарты, в отношении которых информационная система цифрового производства может самостоятельно анализировать содержание и решать производственные задачи. Данный термин, предложенный Специальной консультативной группой ИСО по машиночитаемым стандартам в 2019 г., получил широкое распространение в мире. Созданием цифровых стандартов активно занимаются ведущие международные и региональные организации по стандартизации – ИСО, МЭК и др.
Росстандарт идет в ногу с международными организациями по стандартизации. До 2017 г. в базах данных Федерального информационного фонда стандартов документы национальной системы стандартизации размещались в электронно-цифровой форме исключительно в формате PDF, который сложно отнести к действительно машинопонимаемому. Машинопонимаемый формат позволяет решать очень широкий спектр актуальных задач одновременно, в том числе публиковать материалы в виде веб-страниц с гиперссылками как по документу, так и на иные документы и источники; адаптировать содержание стандарта к различным цифровым платформам; производить выборку данных в виде конкретных параметров, условий, значений величин и т. д. для их последующего использования автоматизированными системами управления в технологических процессах на производственных предприятиях, в сфере торговли и дистрибуции, в инженерно-конструкторских и научных изысканиях.
Проект по преобразованию федерального информационного фонда стандартов стартовал в 2017 г., и по состоянию на 1 января 2021 г. в машиночитаемый формат нами переведено уже более 12 тыс. документов национальной системы стандартизации. Таким образом повышается эффективность работы с документами, расширяются возможности их хранения, обработки и использования. Вместе с тем формируется база документов и параметров для цифровой экосистемы стандартизации.
Чуть больше года назад был утвержден План мероприятий («дорожная карта») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 г. При разработке этого плана мы вместе с Минпромторгом России и общественными объединениями старались включить в ближайшей перспективе основные направления развития стандартизации:
– совершенствование нормативной базы для активного применения стандартов предприятиями различного экономического уровня;
– сокращение времени отклика на запросы бизнеса;
– обеспечение взаимосвязи между отраслевой и национальной системами стандартизации;
– гармонизация национальной и оборонной стандартизации;
– поэтапный перевод федерального фонда стандартов в современные электронные форматы, чтобы любой инженерно-технический работник смог применять цифровой документ во всех производственных процессах;
– активное развитие международной деятельности.
Для нас работа в этих направлениях – не только вызов, но и интересная возможность использовать стандартизацию как инструмент социального и экономического развития.