В конце 2022 года Роскомнадзор в тестовом режиме запустил систему под названием «Антифрод», основная задача которой – бороться со звонками, совершаемыми мошенниками с подменных номеров. За это время ведомству совместно с операторами удалось перехватить более 300 млн звонков, которые могли обернуться для россиян негативными последствиями. По плану Роскомнадзора, до марта 2024 года к «Антифроду» должны подключиться все российские операторы. Функциональность системы будет расширяться, а ее работа – совершенствоваться.
В тестовом режиме
Система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод» в тестовом режиме работает с конца прошлого года. По данным Роскомнадзора, за это время она предотвратила более 318 млн звонков – только в мае и июне заблокировано 113 млн вызовов от мошенников. Пик количества таких вызовов пока пришелся на апрель, тогда операторам удалось защитить граждан от 70 млн вызовов с подменных номеров. Тем не менее, пока система еще не работает в полную силу – по планам Роскомнадзора, это произойдет к марту 2024 года.
«Антифрод» позволяет проверить, действительно ли вызов совершается в данный момент с номера определившегося оператора. По сути, направляется кросс-запрос вызывающему оператору связи. Если вызов идет без подмены номера, вызываемый оператор связи пропускает этот звонок. Таким образом обеспечивается кросс-верификация вызовов всех операторов связи РФ.
На скорость связи этот подход не окажет влияния – система будет работать таким образом, что оператор сможет верифицировать номер за миллисекунды.
Кроме того, система будет копить данные о вызовах, совершенных с подменных номеров, в течение полугода. «Антифрод» также сможет самостоятельно блокировать вызовы с подменой номера.
Распределенный формат
Как ранее рассказывали в Роскомнадзоре, в 2023 году «Антифрод» только масштабируется, а в 2024 году она будет переходить на распределенный формат работы по регионам.
«Во всех регионах будут появляться узлы верификации, что позволит повысить качество работы системы. Как только они будут установлены в конкретном регионе, операторам начнут приходить уведомления о необходимости к ним подключиться. По плану Роскомнадзора, уже к марту будущего года к системе будут подключены все операторы, включая транзитных, через сети связи которых проходят вызовы – это почти 3 тыс. компаний. Крупные операторы связи будут использовать свою инфраструктуру и подключаться к общим „Антифродам“, региональные операторы связи получат возможность подключиться к облачным узлам. Целевой показатель – порядка 90% вызовов должно быть верифицировано. Когда система заработает уже полноценно – звонков с подменой номера технологически не должно быть больше в РФ», – считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
Задача на перспективу
В обозримом будущем также предстоит решить проблемы, связанные с телефонными звонками от мошенников через интернет, в частности через мессенджеры, а также со звонками от мошенников из зарубежных стран. Планируется, что «Антифрод» будет работать и на международном уровне: она сможет взаимодействовать с антифрод-системами в разных странах. В первую очередь, такая кооперация нужна с Казахстаном из-за использования совместно единого международного телефонного кода страны +7.
«По данным Минцифры, с запуском „Антифрода“ мошеннические звонки с подменой телефонного номера действительно в значительной степени перешли из обычных телефонных сетей в WhatsApp. Но нужно помнить, что банки и государственные организации не используют мессенджеры для звонков гражданам. Роскомнадзор сегодня уже работает над схемой взаимодействия с банками, при которой система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод» сможет помочь в борьбе с телефонным мошенничеством в банковской системе. В целом надеяться на такие фильтры в зарубежных мессенджерах не приходится – там вообще практически не соблюдают российское законодательство и не заботятся о безопасности пользователей. А российские мессенджеры, уверен, плотно взаимодействуют по этим вопросам с Роскомнадзором, просто достоянием общественности это не делают, чтобы лишний раз не привлекать внимание мошенников», – добавил Антон Немкин.
Для того, чтобы не сталкиваться с телефонным мошенничеством, эксперты рекомендуют не терять бдительности.