Центр цифровизации организаций ОПК – структурное подразделение ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр». Являясь одним из системообразующих институтов ОПК Минпромторга России, выполняет функции головной организации по информационно-аналитическому обеспечению деятельности органов управления ОПК и проводит исследования в интересах Минпромторга России, Минобороны России, Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, а также ряда государственных корпораций. В Институте разрабатываются долгосрочные прогнозы развития науки и техники в интересах обороны страны и безопасности государства, краткосрочные прогнозы социально-экономического развития отраслей оборонной промышленности. О роли цифровизации в оборонно-промышленном комплексе в интервью нашему корреспонденту рассказал руководитель Центра цифровизации организаций ОПК ФГУП «ВНИИ «Центр» – Андрей Агеев.
– Внедрение цифровых технологий в ОПК – одно из слагаемых повышения эффективности и конкурентоспособности производств. Как меняется интерес к использованию этих технологий в оборонно-промышленном комплексе? Как ситуация с последствиями пандемии повлияла на отношение отрасли к цифровизации и ИТ в целом?
– Вы правильно отметили, что цифровизация является одним из слагаемых повышения эффективности и конкурентоспособности, но не только производств, а всех направлений деятельности промышленности в сфере оборонно-промышленного комплекса страны.
Не подлежит сомнению, что в первую очередь сами технологии, применяемые в изделиях, вышли либо выходят на другой качественный уровень. Производимые изделия должны комплексно решать множество взаимоувязанных стратегических и тактических задач, в том числе на ближних и дальних расстояниях, на земле, в воздухе и в космосе, на воде и под водой, в различных климатических условиях и в круглосуточном режиме. Требования к автоматизации работы таких изделий тоже неоспоримы, ведь поток подлежащих анализу данных возрастает в геометрической прогрессии.
Технологии обработки больших данных в мире уже не новы, как и средства их обработки, они постоянно совершенствуются. Так же стремительно развиваются и иные стратегические требования к новой продукции в области ОПК.
Инструментарий разработчиков и производителей изделий ВВСТ, с помощью которого они ежедневно выполняют свою работу, должен соответствовать задачам обеспечения прослеживаемости сопровождения информации об изделиях на всех этапах жизненного цикла.
При этом инженеры, работники производств и хозяйственных служб организаций должны стать не только и не столько «набивателями» информации в систему. Важно повышать эффективность труда, обладая всей необходимой для выполнения своих должностных обязанностей информацией.
Если говорить об изменении отношения к использованию технологий цифровизации на фоне распространения коронавируса, то интерес отраслей ОПК к цифровизации качественно изменился не из-за пандемии. На мой взгляд, оказала влияние активная позиция Минпромторга России применительно к развитию инструментов мер господдержки организаций в случае применения ими прогрессивных технологий, начиная от разработки таких технологий через механизм постановки соответствующих НИР и ОКР, внедрение прогрессивных технологий в производство путем создания новых мощностей, использующих автоматизированные (а иногда и роботизированные) линии и участки, с помощью цифры решающих задачи создания элементов изделий, в том числе из композитов и аддитивных материалов, микроэлектроники, выращивания кристаллов сложной структуры и т. д.
Внедрение перечисленных технологий во многом зависит от автоматизации систем управления технологическим процессом, и здесь в очередной раз «выстреливают» технологии цифровизации технологических процессов производства, которые, в свою очередь, должны интегрироваться с классическими уже системами подготовки и управления производством.
В этот момент на помощь ОПК приходят непосредственно связанные с цифровизацией меры государственной поддержки, которыми организации промышленности начали пользоваться с 2018 г.
Связка данных из систем разработки технологий и управления оборудованием возможна путем погружения формируемых ими данных в систему управления полным жизненным циклом конкретных изделий ВВСТ, представляющей в широком смысле универсальную платформу и для таких данных. В результате в едином информационном пространстве организации консолидируется связанная с созданием и производством изделий информация, формируемая всеми участвующими службами.
Таким образом, в рамках государственных программ Минпромторгом России обеспечена реализация принципов цифровизации организаций промышленности через три направления мер господдержки путем финансирования:
– НИР и ОКР, нацеленных на развитие передовых технологий создания техники;
– проектов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения производств;
– проектов, реализующих цифровизацию жизненного цикла изделий ВВСТ, в том числе с использованием технологий высокопроизводительных вычислений.
Пандемия всего лишь подстегнула нас внимательней смотреть на целесообразность внедрения прогрессивных, в том числе автоматизированных, технологий. Поскольку и очный, и удаленный режимы работы разработчиков изделий, производителей продукции ОПК должны быть одинаково эффективны, бесперебойны и прозрачны, говорить о локальном влиянии пандемии на принятие решений только в сторону цифровизации, на мой взгляд, некорректно.
– С 2017 г. по заданию Минпромторга в Центре ведутся работы, целью которых являются планирование перехода интегрированных структур и отдельных организаций ОПК на цифровые технологии и выработка соответствующих мер господдержки. Что представляют собой действующие планы, какие из них уже удалось выполнить?
– Центр цифровизации организаций ОПК ведет работу по мониторингу закупленного и применяемого программного обеспечения, а также срокам его закупки в соответствии с планами цифровизации.
Кроме того, по поручению Минпромторга России Центром цифровизации и рядом организаций ОПК, в частности АО «Вертолеты России», АО «Концерн «Океанприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», а также другими интегрированными структурами ОПК опробована методика оценки цифровой зрелости организаций промышленности.
Результаты заполнения форм методики и совместной оценки нами и организациями показали, что решения по приоритетам направлений цифровизации организаций в целом совпали с выводами методики.
Планы цифровизации организаций ОПК, как и текущее состояние их цифровизации, неоднородно. Это связано с различным уровнем просвещенности организаций (да, несмотря на 20-е гг. XXI века!) относительно этих технологий, разной степенью инвестирования средств во внедрение информационных технологий, готовности персонала и аппаратной инфраструктуры к масштабному ведению проектов по цифровизации.
С 2017 г. организациям ОПК и разработчикам отечественного программного обеспечения удалось существенно сгладить разночтения в терминологическом аппарате, теперь планирование и реализация мероприятий по цифровизации ведутся с одинаковым пониманием всеми сторонами целей проектов.
Следует отметить, что меры государственной поддержки цифровизации ОПК запланированы на период до 2027 г. включительно. Отбор проектов цифровизации, осуществляемый в установленном порядке межведомственными рабочими группами по направлениям, позволяет объективно оценивать и организации – локомотивы цифровизации, и тех, кто только начинает системно подходить к внедрению подобных технологий.
Поскольку проекты цифровизации организаций ОПК проходят общесистемно только первую волну, говорить о значимых результатах, на наш взгляд, преждевременно. Индикаторами реализации текущих проектов являются внедрение в организациях ОПК рабочих мест профильных специалистов (с учетом их обучения) в соответствии с заявленным в проекте количеством, создание отраслевых версий универсальных платформенных продуктов отечественных разработчиков программного обеспечения в разрезе установленных правилами классов задач ПО, ведение специалистами в цифровом виде заявленной номенклатуры изделий ВВСТ.
Думаю, что глобальные итоги целесообразно подводить с III квартала 2024 г., когда должно быть замещено иностранное программное обеспечение в большинстве классов задач, когда выработка работников различных специальностей увеличится благодаря системному использованию внедренных решений по цифровизации, когда виртуальная среда изделий будет системно наполнена данными конструкторов, технологов, в ней будут собраны данные о производстве, испытаниях, эксплуатации и ремонте, а доступ к информации в межведомственном разрезе получат как организации и госкорпорации ОПК, Минпромторг России, так и заинтересованные подразделения Минобороны России.
– Интегрированные структуры ОПК прорабатывают технические задания на выполнение работ по цифровизации. Какое участие принимает в этой работе Центр цифровизации?
– В функции Центра цифровизации организаций ОПК входит методологическое сопровождение цифровизации как интегрированных структур, так и отдельных организаций ОПК. По данному вопросу Минпромторг России уведомил все организации оборонной отрасли, в соответствующих письмах указаны контакты мои и сотрудников Центра.
По мере готовности и при желании организации ОПК обсуждают с нами свои проекты как по телефону, видеоконференцсвязи, так и в очном формате.
Чтобы не стать бумажными работниками, Центр цифровизации организаций ОПК проводит выездные проверки по ходу реализации проектов на рабочих местах организаций.
– Какую роль играет Центр цифровизации в определении ключевых целевых индикаторов по реализуемым организациями ОПК проектам?
– Ключевые индикаторы по реализуемым проектам организаций ОПК определяют организации-заявители совместно с техническими заказчиками подаваемых на конкурсный отбор проектов.
Сами индикаторы установлены правилами к соответствующим постановлениям Правительства Российской Федерации, проработкой которых на этапе их формирования занимался Центр цифровизации организаций ОПК с привлечением интегрированных структур оборонной отрасли, а также разработчиков российского софта.
Поэтому для заявителей не могут составлять трудности правильное целеполагание проекта, включая индикативный ряд, для софтверников – исполнение проекта, а для нас – методологическое сопровождение проектов и оценка их эффективности в период реализации.
– На каких принципах строится сегодня политика закупок оборудования и ПО, в том числе инженерного программного обеспечения для цифровизации в сфере ОПК? Какие преимущества получили предприятия ОПК, что показывают результаты комплексного мониторинга закупок по этим правилам?
– Меры государственной поддержи организаций ОПК в части цифровизации и работа Центра цифровизации никоим образом не должны и не могут влиять на правила закупки оборудования и программного обеспечения.
В России отработанная на практике законодательная база определяет закупочную деятельность организаций промышленности в сфере оборонно-промышленного комплекса, как на федеральном уровне, так и на уровне положений о закупках госкорпораций и отдельных организаций ОПК. Эта область не входит в сферу деятельности Центра цифровизации организаций ОПК.
Меры государственной поддержки, методологический контроль которых осуществляется Центром цифровизации организаций ОПК, направлены на применение отечественных решений в части разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции ВВСТ.
Мониторинг закупок ПО организациями ОПК, в том числе интегрированными структурами оборонной отрасли, показал тренды роста приобретаемого отечественного программного обеспечения по сравнению с 2017–2018 гг. и одновременно тенденцию снижения объема закупок программного обеспечения иностранной разработки.
Однако в сегменте импортного софта следует учитывать усиление санкций со стороны иностранных государств, что также накладывает ограничения и на вендоров, и на организации российской оборонной отрасли.
– На этапе присоединения к ФГУП «ВНИИ «Центр» ряда научных институтов анонсировалось создание единого центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач в области развития ОПК. Возможен ли трансфер информации при внедрении цифровых технологий?
– По задачам верхнеуровневых аналитических систем, находящихся в сфере ведения как ФОИВ, так и Правительства Российской Федерации, при внедрении технологий цифровизации в организациях промышленности, безусловно, возможен трансфер информации, формируемой на уровне организаций ОПК. Имеется в виду информация о ходе разработки и производства изделий, об учете фактических затрат на этапы жизненного цикла изделий, о загрузке производственных мощностей и т. д.
– Что представляет собой сегодня комплекс мер господдержки в области внедрения цифровых технологий? В прошлом году были введены субсидии на закупку промышленными предприятиями отечественного ПО. Как зарекомендовала себя предложенная мера, каковы первые результаты?
– Следует уточнить, что я буду говорить только о мерах государственной поддержки, в формировании которых Центр цифровизации организаций ОПК принимал непосредственное участие.
В настоящее время меры государственной поддержки в части цифровизации формируются различными ведомствами, фондами, государственными корпорациями. Действующие меры господдержки, введенные с 2019 г., распространяются не только на организации промышленности, но и на разработчиков программного обеспечения. ВНИИ «Центр» их не контролирует и методологически не сопровождает.
В настоящее время по заданию Минпромторга России Центр ведет системную работу по методологической поддержке проектов именно промышленности ОПК в области цифровизации, делая упор на российские решения. Так, с 2017 г. при государственной поддержке Министерства по линии ОПК реализуется на различных стадиях целый комплекс мероприятий, направленных на внедрение отечественных цифровых технологий в ОПК:
– постановление Правительства Российской Федерации по проекту создания платформы инженерных расчетов «Логос»;
– постановление Правительства Российской Федерации по аренде высокопроизводительных вычислительных мощностей и созданию специализированных авторских кодов и их интеграции в платформенные решения для инженерных вычислений;
– постановление Правительства Российской Федерации по системе полного жизненного цикла изделий «Цифровое предприятие»;
– постановление Правительства Российской Федерации
по компенсации затрат на внедрение отечественного программного обеспечения управления жизненным циклом изделий ВТ.
– В рамках недавно разработанной Правительством программы объявлено о новых мерах поддержки отечественных ИТ-компаний. Как и когда, по вашему мнению, предложенные меры скажутся на развитии отечественной промышленности?
– Как уже отмечалось, комплексную оценку результатов цифровизации отраслей промышленности в сфере ОПК можно проводить, на наш взгляд, не ранее III квартала 2024 г. Именно с этого периода будут внедрены и станут промышленно применяться российские продукты, поэтапно заместится иностранное программное обеспечение, а производительность труда увеличится благодаря системному использованию решений, внедренных в рамках цифровизации.
На комплексную эффективность мер государственной поддержки будут влиять темпы их межведомственного распространения. На примере Минпромторга и Минобороны следует отметить наличие совместно утвержденной программы стандартизации, в рамках которой ГОСТы различных серий будут приведены в вид, совместимый с цифровыми технологиями создания, производства и эксплуатации изделий ВВСТ.
Расширение межведомственного взаимодействия в области цифровизации заложено в плане мероприятий по созданию и внедрению совместимых цифровых технологий в ОПК. В его реализацию вовлечены большинство заинтересованных ФОИВ, а также государственные корпорации. План мероприятий утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Юрием Ивановичем Борисовым и находится на контроле коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
– Насколько продвинулись предприятия ОПК в решении задачи перехода на отечественные технологические решения? Какие проекты опережающего внедрения отечественного ПО, применяемого на различных этапах жизненного цикла, вы могли бы отметить?
– В настоящее время меры государственной поддержки организаций промышленности в области ОПК направлены в том числе на импортозамещение программного обеспечения иностранной разработки. Предпосылки очевидны: необходимость обеспечения конфиденциальности данных, секретов технологий и производства, лидерство России в вопросах государственной обороны и безопасности.
«Продвинутость» организаций ОПК в этой части неравномерная, как уже отмечалось. При анализе цифровой зрелости мы предлагали ряду организаций промышленности обратить внимание на необходимость подтягивания ряда направлений цифровизации до уровня, характеризующего в конкретной организации средний уровень внедрения технологий.
При этом имеет смысл выделить меры государственной поддержки, направленные на создание и развитие именно платформенных решений. Такими мерами, реализуемыми Минпромторгом России, являются создание платформы инженерных расчетов на базе программно-математического комплекса «Логос» и системы полного жизненного цикла изделий «Цифровое предприятие».
Именно поддержка платформенных решений с одновременным стимулированием развития существующего программного обеспечения по направлению проектирования, производства и управления предприятием позволит обеспечить прорыв в области масштабного применения инструментов цифровизации в подразделениях организаций ОПК, а также консолидацию различных видов информации об изделиях ВВСТ во вновь создаваемых платформенных решениях.
– Как вы оцениваете текущую ситуацию с подготовкой кадров, в частности молодых специалистов, для предприятий ОПК? Какие задачи, по вашему мнению, являются наиболее актуальными на данном направлении?
– Сегодня подготовка специалистов по различным направлениям деятельности организована уже по иным канонам, отличным от той системы высшего образования, по которой учили меня в 1990-е. Предпосылки изменений к подходам обучения были заложены в течение 20 последних лет.
Работа Центра цифровизации организаций ОПК ФГУП «ВНИИ «Центр» на площадке Совета молодых инженеров России показывает разбалансировку уровня подготовки персонала и по региональному признаку, и в разрезе направлений деятельности, а также по отраслям.
Стоит отметить, что многое молодым специалистам продолжает давать школа наставничества непосредственно в организациях ОПК, когда над молодежью берут шефство ведущие специалисты по направлениям.
В то же время необходимо находить новые решения по обучению специалистов в вузах, в том числе в части лабораторной базы, применения инструментов цифровизации, ознакомления в первую очередь с лучшими мировыми решениями и их сопоставлением с российскими аналогами, обеспечивать постоянное взаимодействие с организациями ОПК для связки процесса обучения с прикладной инженерно-производственной деятельностью.
Такие решения подтолкнут студентов осмысливать образовательный процесс с профессиональной точки зрения, воспринимать обучение не как текущий процесс, а задумываться о практической его значимости и применимости получаемых знаний.
– Какие проекты в области цифровизации, цифровой трансформации были запущены или реализованы в сфере ОПК за последний год? Какие из них вы хотели бы отметить и почему?
– На самом деле предпочтений нет, равно как и передовиков. Нельзя, на мой взгляд, выделять отдельных рядовых, в случае когда сильной должна стать армия в целом. Поэтому проекты организаций ОПК, например завода «Фиолент» и таких интегрированных структур, как «Вертолеты России», важны в равной мере.
Реализация проектов первой волны, которые выполняются организациями оборонной отрасли сегодня, стала весомым вкладом в развитие цифровых технологий организаций ОПК.