В Москве на конференции BI 4.0, организованной компаниями Polymedia и Visiology, представили новую версию российской аналитической платформы Visiology. По атмосфере мероприятия, уровню докладов, профессиональному интересу участников к обсуждаемым темам, готовности аудитории задавать смелые и неординарные вопросы можно было судить о том, что отечественные разработчики аналитического ПО класса BI сделали большой шаг вперед. Им есть что показать. И они умеют это делать ярко и убедительно.
На конференции шла речь о цифровой трансформации, продвинутой аналитике, позволяющей извлекать выгоду для бизнеса, лучших практиках внедрения BI, преимуществах аналитических инструментов для сотрудников и руководителей в разных сферах деятельности. Доклады визионеров с их видением будущего отдельных сегментов рынка чередовались с презентациями практиков, на конкретных примерах показывающих преимущества технологических решений.
Специалист по данным Себастьян Дервич (Sebastian Derwisch) из агентства BARC сообщил, что на 3% возрастает оборот компаний, которые используют инструменты бизнес-аналитики (Business intelligence – BI). Такой вывод сделан на основе исследования пользователей продуктов BI. Мировой рынок BI увеличивается почти на 10% ежегодно, а отдельные его сегменты демонстрируют еще более высокие темпы. Российский рынок BI пока не превышает 1–2% мирового, но позитивная динамика есть.
Первыми результатами внедрения аналитической платформы в рамках пилотного проекта в интересах электронной торговой площадки поделилась директор по развитию компании «ТЭК-Торг» Елена Костыра. Реализация проекта заняла четыре месяца. Среди преимуществ решения – снижение затрат на подготовку отчетности, уменьшение количества ошибок, отказ от поправочных констант при создании отчетов, онлайн-доступ к аналитике. Внедрение соответствующих инструментов обошлось в 5 млн руб., сроки возврата инвестиции, как показывает практика, не превышают трех лет, хотя не все результаты внедрения подобных проектов можно выразить в деньгах.
В программе мероприятия было немало очень интересных докладов. Но главной интригой конференционного дня стало выступление генерального директора компании Visiology Ивана Вахмянина, который продемонстрировал функционал и новые возможности одноименной платформы.
Компания Visiology, созданная три года назад, входит в группу компаний Polymedia. На территории СНГ Polymedia известна в качестве системного интегратора, а Visiology – как разработчик решений. Платформа, создаваемая специалистами Visiology, развивается очень быстро. По словам руководителя ГК Polymedia Елены Новиковой, команда вышла на новый уровень, связанный с технологиями искусственного интеллекта. Это стратегическое направление дальнейшего развития. В настоящее время ГК Polymedia заинтересована в венчурных инвестициях, наращивании объема продаж на зарубежных рынках, запланировано открытие ряда офисов. Компания продолжает самостоятельно инвестировать в развитие аналитической платформы Visiology.
Анонс и демонстрация новой версии аналитической платформы Visiology 3.0 – предмет выступления Ивана Вахмянина. В презентации были представлены три направления развития ее функционала – ViPlan, ViTrend, ViTalk.
Информационно-аналитическая платформа класса BI со встроенным модулем планирования служит базой для построения информационно-аналитических систем. Ресурсы платформы Visiology можно использовать как для внутренних нужд предприятий и организаций, так и для клиентской аналитики. По словам разработчиков, решение позволяет подключаться к разным источникам данных (от файловых до Big Data), обеспечивать их сбор, предлагать инструментарий анализа и прогнозирования, визуализации на всевозможных устройствах (от мобильных до видеостен).
Главная цель команды разработчиков Visiology – добиться того, чтобы анализ данных любой сложности стал доступен каждому. Аналитика – мощный инструмент, но чтобы его эффективно использовать, нужны серьезные компетенции. По мнению Себастьяна Дервича, полностью автоматизировать процесс в ближайшее десятилетие едва ли удастся. Но двигаться в этом направлении можно и нужно, считает Иван Вахмянин. Для этого в платформе реализован, в частности, модуль планирования, который позволяет объединять аналитику с автоматизацией процессов планирования и бюджетирования. Интеграция аналитики и планирования в продуктах обусловлена тем, что планы должны строиться на анализе исторических данных. «Иначе это не планы, а интуиция», – заметил Иван Вахмянин.
Среди традиционных подходов к планированию – Excel со своими плюсами (гибкость, легкость настройки – без помощи разработчиков) и минусами (не работает распределенно, как только к процессу подключаются другие сотрудники, начинаются проблемы). Второй способ – автоматизация на основе учетных систем – также не лишен недостатков.
Перспективный путь – автоматизация на основе BI-платформы, поскольку учитывается многомерная структура данных, фактические и плановые показатели считаются по одним и тем же методикам, благодаря чему радикально снижается возможность ошибок. В новом модуле ViPlan платформы реализована технология для гибкого планирования, с минимальным привлечением разработчиков, с бесшовной интеграцией, возможностью интерактивного анализа. Доступ к модулю планирования и бюджетирования обеспечивается прямо в интерфейсе.
Элементы продвинутой аналитики (методы, предусматривающие машинное обучение, оптимизацию информации) приносят пользу уже сегодня, правда, требуют наличия серьезных компетенций. В платформе Visiology реализована возможность комбинирования различных инструментов. Можно начинать работать с любой задачей, как с черным ящиком, и с этой же моделью переходить к сложным инструментам. Таким образом, поддержка продвинутой аналитики предусматривает возможность бесшовного перехода от инструмента к инструменту различной сложности в зависимости от условий задачи и компетенций пользователя – от модели черного ящика до использования R и Python.
Наибольшее впечатление произвела часть презентации, посвященная демонстрации виртуального аналитического ассистента ViTalk, показывающего, насколько аналитика может быть доступна.
К решению этой задачи в компании сделали пять подходов за последние три года. И наконец случился прорыв. «Покажи оборот за позапрошлый год по филиалам», – обратился к системе Иван Вахмянин. Система выдала графики и пояснения к ним. При разработке ViTalk большое внимание уделялось диалоговому режиму работы системы, ее ответам на уточняющие вопросы («теперь только по ноутбукам и добавь наушники»). Когда тестировали ViTalk, просили коллег сформулировать запрос посложнее, выяснилось, что самыми трудными оказались запросы, зависящие от контекста («а что у нас там с продажами»).
В аудитории на конференции «живой диалог с системой» выглядел примерно следующим образом.
– Объем отгрузки телевизоров с 1 по 5 июня прошлого года по филиалам.
На экране: отгрузка, телевизоры, 2017 г., пять суток и показатели.
– Сравни прибыль московского и новосибирского филиалов.
На экране данные.
– Добавь Владивосток.
– Без Москвы, пожалуйста.
– Еще нужен оборот…
Зал с удовольствием следил за «диалогом» человека и системы, которая дала ответы на все поставленные вопросы.
В заключение своего выступления Иван Вахмянин отметил, что систему предстоит улучшать, но она уже работает. Модель используется сложная. Одни алгоритмы машинного обучения обеспечивают обработку естественного языка, другие отвечают за периоды времени, многомерную модель базы данных.
Разумеется, система не может дать ответы на все вопросы. При этом важно решить, насколько она понимает и сообщает об этом пользователю («не понимаю» или «нет данных» и т. д.). Когда в финале презентации прозвучал вопрос «Что ты знаешь о будущем?», а на экране появился ответ: «Winter is coming/Приближается зима», в зале раздались аплодисменты.
Релиз в бета-версии уже доступен партнерам и клиентам. Версию, готовую к промышленному внедрению, компания Visiology планирует выпустить в I квартале 2019 г.