Одна из очевидных тенденций в сфере информационных технологий – рост операционных расходов на поддержание ИТ-инфраструктуры. По этой причине у многих компаний становится все меньше ресурсов для развития ИТ-инструментов, необходимых для повышения эффективности бизнеса. О возможностях изменения структуры затрат и потенциале технологий IBM рассказывает менеджер по продуктам и решениям IBM Power Systems в России и СНГ Алексей ПЕРЕВОЗЧИКОВ.
– Как меняется структура затрат на вычислительную систему, на какие ее составляющие приходится большая часть расходов?
– Когда компьютер или сервер, как его сейчас называют, обходился дорого, труд людей стоил дешево, а софта почти не было, цена «железа», по данным IDC, составляла примерно две трети бюджета проекта в целом (в интервале трех лет). Постепенно область ИТ-решений расширялась, и по мере того как «железо» падало в цене, оно становилось более доступным. Со временем выяснилось, что «железу» требуется все больше софта, а значит, и сотрудников, которые все это обслуживают. Труд человека растет в цене, а вслед за ним, пусть и не столь высокими темпами, повышается стоимость софта.
Подобная тенденция сохраняется на протяжении многих лет. Если оценивать общую стоимость владения в рамках проекта в пределах трех лет, то сегодня на долю «железа» приходится всего лишь 10%. Составляющая доли труда в проектах за 20 лет увеличилась, по разным данным, от 12 до почти 50% и сохраняет динамику роста.
Некоторое время назад в компании среднего размера в среднем по земному шару, по статистике, примерно 70% ИТ-бюджета направлялось на поддержание имеющейся инфраструктуры, остальное – на развитие. Сейчас пропорции смещаются, точных цифр нет. Но очевидно, что все меньше финансовых ресурсов остается на развитие. Можно утверждать, что мы находимся почти в самом низу синусоиды. Все усилия направляются на поддержание того, что есть, в частности на оплату труда людей, отвечающих за работоспособность инфраструктуры. Таким образом, львиная доля денег уходит на операционные затраты.
– Когда денег мало, стараются экономить. Какие способы оптимизации ИТ-затрат предпочитают использовать на российском и зарубежных рынках?
– Понятно стремление оптимизировать ИТ-затраты. К сожалению, в России под этим понимается прежде всего сокращение бюджетов на закупку оборудования. Такого подхода придерживаются, как правило, специалисты по закупкам, цель которых – приобрести то, что стоит дешевле. На волне оптимизации расходов типичной является ситуация, когда покупают, условно говоря, три самых доступных по цене «железки» вместо одной хорошей. Затем выясняется, что к ним надо приобрести три комплекта софта и дополнительно нанять нескольких инженеров. В результате операционные расходы компании увеличиваются, и еще меньше денег у нее останется на закупку ИТ-инструментов в следующем году. Это одна из самых серьезных проблем большинства предприятий и организаций на территории постсоветского пространства. На Западе крупные игроки по таким «граблям» уже прошли.
Источник проблемы кроется в разных KPI сотрудников департаментов, отвечающих за внедрение («как можно дешевле купить и быстрее внедрить») и эксплуатацию («как можно лучше и дешевле эксплуатировать»). Они не могут договориться, поскольку у них принципиально разные цели и функции. В подавляющем большинстве российских компаний и организаций нет специалиста, который умеет считать капитальные и операционные затраты и координирует действия сотрудников упомянутых департаментов.
Капитальные затраты в отличие от операционных легко сдвигаются во времени. Сервер можно приобрести не сегодня, а спустя полгода, когда финансовая ситуация изменится. Тенденция смещения капитальных затрат в операционные, на мой взгляд, через пару лет, развернется в обратную сторону, о чем можно судить по опыту зарубежных игроков рынка. Для них ключевая задача – уменьшение операционных расходов.
Один из способов ее решения – использование технологий OpenPOWER, разрабатываемых по инициативе одноименного отраслевого альянса, который был организован в августе 2013 г. Стоит напомнить, что пять компаний (Google, IBM, Mellanox, Nvidia и Tyan) объявили о формировании OpenPOWER – открытого консорциума разработчиков решений на основе технологии Power от IBM. Предлагаемые на его базе серверные, сетевые, процессорные технологии предоставляют разработчикам свободу выбора решений.
Этими технологиями активно пользуются такие интернет-гиганты, как Amazon и Google. Количество подобных примеров увеличивается, особенно в тех странах и компаниях, где люди научились считать деньги.
– Какие рекомендации вы могли бы дать компании, которая, выбирая современные аппаратные решения, рассчитывает уменьшить расходы на программное обеспечение и персонал?
– В сегменте аппаратных решений две наиболее распространенные архитектуры. Различие между ними заключается в том, что по производительности Power примерно втрое превосходит возможности другого решения. Если сравнивать их стоимость, то три «коробки» решения конкурента, равноценные по производительности одной «коробке» Power, обойдутся примерно в полтора раза дороже. В случае Power это один шкаф вместо трех, одна копия операционной системы, а не три, один киловатт энергии вместо двух и один инженер, а не три. Как тут не вспомнить о структуре расходов: расходы на персонал – это примерно половина затрат на всю ИТ-инфраструктуру.
Приобретение дешевого «железа» позволяет уменьшить капитальные затраты. Но если купить сервер, который стоит несколько дороже, но при этом выполняет в три раза больше работы, то можно получить гигантскую экономию операционных расходов.
– Какая роль отводится созданию открытых платформ как одному из путей реализации плана замещения импорта?
– Интернет-гиганты отказываются от покупки готовых решений, потому что дорого. В этом случае сказывается масштаб бизнеса. Если для компании-заказчика среднего размера 10 долл. разницы в цене – не предмет для обсуждения, то для гиганта Google с его миллионами серверов 10 долл. на одном сервере выливается в огромную сумму – примерно 25 млн долл. Поэтому они отдают предпочтение открытым технологиям OpenPOWER. Любопытно, что и Google, и Тyan с разницей в неделю сделали двухсокетный и односокетный серверы, которые идеально соответствуют их задачам. Произошло это спустя всего три месяца после создания OpenPOWER. В собственных серверах названных компаний нет ничего от IBM, кроме процессора. Подобный механизм – один из путей создания решений, которые со временем могут вытеснить импортную продукцию на локальных рынках.
– Есть ли движение в этом направлении на российском рынке?
– IBM в России и СНГ вместе с отечественными компаниями начала движение по этому пути. Первый шаг – OEM-партнерство. Мы предоставляем возможность компонентной сборки оборудования с последующей сертификацией, чтобы подтвердить отсутствие недекларированных возможностей. Рассматривается возможность сертификации и по более строгим требованиям, позволяющим обеспечить поставку доверенных решений. Следует признать, что это большой шаг вперед. Процесс идет, правда, не так быстро, как хотелось бы. И трудиться есть над чем.
– Какие требования корпоративные заказчики IBM в России предъявляют к инфраструктурным решениям?
– Компаниям из числа наших традиционных корпоративных заказчиков нужны вертикальные, защищенные, надежные и масштабируемые системы. Появление компаний нового поколения, интернет-гигантов, не отменяет необходимости существования крупных транспортных корпораций или банков с территориально распределенной сетью. И тем и другим нужны централизованные системы управления. Для таких компаний IBM продолжает разрабатывать новые системы, что, кстати, фактически перестали делать другие вендоры.
Требования корпоративных заказчиков IBM растут: чтобы девяток стало больше, цена транзакции снизилась, надежность системы повысилась, возможности ее масштабирования расширились и т. д. Подобные требования вполне понятны. Например, с учетом требований регуляторов в софте что-то «подкрутили» – нагрузка на «железо» выросла. В таком случае можно переработать софт, что недешево, можно принять оргмеры, перераспределить сотрудников, что обойдется еще дороже. А можно у вендора попросить, условно говоря, более толстую «коробку», которая справляется с большей нагрузкой.
– Совсем недавно IBM объявила о выпуске серверов PowerSystems LC, которые обрабатывают данные быстрее и обходятся дешевле, чем системы на платформе процессоров x86. Для решения каких задач рекомендуется их использовать?
– Серверы предназначены для выполнения вычислительных задач, в решении которых заинтересованы крупные университеты и НИИ, занимающиеся исследовательской деятельностью в разных отраслях знания, проектные организации, компании авиационной индустрии. Второй класс задач – современные аналитические системы, позволяющие обрабатывать большие объемы данных в реальном времени.
У многих заказчиков, заинтересованных в применении горизонтально масштабируемых решений, есть специфические требования, что учитывалось при создании новой линейки оборудования. К разработке этих серверов приложили руку члены консорциума OpenPOWER – NVidia и Mellanox, которые выпускают компоненты для суперкомпьютеров, в частности графические ускорители и средства сверхбыстрых коммуникаций. Линейка LC – результат сложения усилий членов консорциума. Выпускаются серверы на Тайване, поскольку это обходится дешевле.
– Впервые оборудование с этикеткой IBM выпущено на заводе другой компании?
– Да, но согласно нашим требованиям, спецификациям качества, в сотрудничестве с другими лидерами, которые предлагают лучшее, что есть сегодня в индустрии. Наверное, IBM и сама за год смогла бы, например, графический ускоритель разработать, поставить на конвейер и продать три штуки за космические деньги. Но мы пошли по другому пути, чтобы предложить то, чего не было раньше. В частности, один из производителей операционной системы, в нашем случае Ubuntu, написал драйверы для всех компонентов так, чтобы каждый из этих лучших компонентов, которые есть в системе, умел использовать возможности соседей. Интеграционные возможности системы – одно из ее отличий и преимуществ, которых нет в решениях конкурентов.
Не менее важен еще один принципиальный момент. Пожалуй, впервые при создании серверов ИТ-компании сотрудничают, а не конкурируют. При этом удалось реализовать на практике одну из идей консорциума OpenPOWER: каждый делает свою часть уникального, но доступного по цене изделия.