По мере роста городского населения, увеличения транспортных потоков, развития технологий все большую актуальность приобретают построение безопасной окружающей среды, повышение эффективности управления, профилактика правонарушений и создание комфортных условий для работы и отдыха. При этом городские власти все чаще сталкиваются с необходимостью ликвидации последствий техногенных катастроф и аварий, природных катаклизмов, террористических угроз. Глобальная проблема обеспечения общественной безопасности послужила катализатором развития систем под названием «Безопасный город». При реализации таких проектовв российских регионах предпочтение отдается отечественным решениям, которые впитывают лучшие идеи и наработкикомпаний из числа мировых лидеров. Одна из таких компаний – Huawei. Комплекс ее решений на основе открытых архитектур используется в разных мегаполисах мира. О преимуществах технологий для создания безопасной городской среды и перспективах реализации таких проектов журналу Connect рассказал Алексей ШЕРЕМЕТЬЕВ, заместитель директора по продажам Huawei Enterprise Business Group.
– Какими компетенциями и экспертизой располагает компания Huawei для создания проектов в сфере безопасной городской среды?
– Компания Huaweiна протяжении многих лет разрабатывает и развивает решения для создания «умных городов». Стоит напомнить, что в начале 2000-х в рамках создания интеллектуальной инфраструктуры управления мегаполисами концепция безопасного города рассматривалась как один из элементов более широкого понятия «умный город». За последнее десятилетие проблема защищенности населения в разных государствах приобрела особое значение, поэтому приоритетное развитие получили технологии и системы для создания безопасной городской среды, обеспечения эффективного управления как основы устойчивого социально-экономического развития.
При работе над проектами в разных странах специалисты нашей компании анализировали проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные органы власти в сфере обеспечения общественной, транспортной, энергетическойи информационной безопасности, а также управления городской инфраструктурой. Выяснилось, что городским службам не всегда удается прогнозировать и своевременно реагировать на происшествия. Низкая эффективность ликвидации последствий аварий, катастроф или сбоев в системе управления объясняется тем, что неполная информация о происходящем затрудняет принятие оптимальных решений, не позволяет правильно распределять имеющиеся ресурсы.
С учетом сделанных выводов компания разработала комплекс решений «Безопасный город» на базе передовых продуктов собственного производства и решений глобальных партнеров с использованием открытых архитектур. Широкие компетенции и экспертиза специалистов компании в указанной сфере используются при реализации инфраструктурных проектов, направленных на обеспечение безопасной городской среды.
Сегодня компанияHuawei предлагает аппаратные и программные средства для создания и управления инфраструктурой, отвечающей принципам безопасного города. Комплексное решение на базе унифицированной платформысочетает в себе возможности оборудования, технологий и прикладных систем.
– Что входит в портфель решений компании для построения проектов под общим названием «Безопасный город»?
– Набор решений Huawei собственной разработки для безопасного города можно условно разделить на пять направлений:
- инженерная и ИТ-инфраструктура для создания облачных ЦОД, в том числе серверное оборудование, системы хранения данных любого масштаба, системы обеспечения бесперебойного питания и программное обеспечение виртуализации;
- системы видеонаблюдения масштаба города, а также решения по фотовидеофиксации нарушений и видеоаналитике;
- профессиональная широкополосная радиосвязь с интеграцией видео и данных;
- сетевая транспортная инфраструктура и системы обеспечения информационной безопасности;
- решения для Интернета вещей, позволяющие подключать десятки тысяч датчиков разного назначения и минимизировать капитальные затраты.
–Один из компонентов современного безопасного города – система видеонаблюдения. Какие требования следует учитывать на этапе проектирования, чтобы обеспечить эффективную работу этой системы?
– Для работы системы недостаточно установить тысячи камер и обеспечить передачу информации. Качество и эффективность ее работы в большой степени зависят от производительности и масштабируемости центра обработки данных, куда стекаются потоки видеоинформации для анализа и хранения. Интеллектуальные программные системы видеоаналитики должны обладать достаточными вычислительными ресурсами для анализа поступающей информации в реальном масштабе времени. В противном случае все расходы на создание системы позволят повысить эффективность расследования последствий чрезвычайной ситуации, но не дадут возможности ее предотвратить. Обеспечить необходимый уровень производительности и масштабируемости, не выходя за рамки ограниченного бюджета, – в этом мы видим нашу роль в указанном сегменте решений безопасного города.
Центры обработки данных являются стратегическим направлением Huawei на протяжении болеечем пяти лет. Два года назад благодаря соотношению цена/качество мы смогли выйти на четвертое место в мире по поставкам серверного оборудования, что подтверждается авторитетными аналитическими агентствами. Наш портфель систем хранения данных позволяет реализовывать проекты любого масштаба. В России наши СХД OceanStor 9000 используются в рамках системы видеонаблюдения масштаба города более чем на 15 тыс. камер. При этом система может быть легко расширена в несколько раз без замены установленного оборудования и без дополнительных затрат на перепроектирование.
– В текущей экономической ситуации строительство центра обработки данных для нужд безопасного города –непозволительная роскошь для муниципалитета. Не так ли?
– Именно поэтому мы предлагаем нашим заказчикам комплексные решения для создания облачных виртуализованных ЦОД под ключ, включая необходимую инженерную инфраструктуру. С точки зрения программного компонента решение АПК «Безопасный город» представляет собой набор хотя и сложного, умного, но стандартного программного обеспечения. Интеграция ПОв облачную инфраструктуру – основной тренд развития ИТ-решений в разных отраслях, поскольку очевидны преимущества для эксплуатации комплекса, такие как возможность легко развертывать и эксплуатировать решение, автоматически масштабировать его по мере роста нагрузки, повысить отказоустойчивость и эффективность решения за счет использования технологий виртуализации.
Следует отметить, что Huawei предлагает не только аппаратное обеспечение, но и необходимое ПО виртуализации и оркестрации Huawei FusionSphere, основанное на завоевавшем известность наборе программного обеспечения OpenStack и компонентах собственной разработки. При разработке АПК «Безопасный город» указанноеПО позволяет создавать интеллектуальные решения, которые можно масштабировать при изменении нагрузки на отдельные подсистемы, использовать виртуализованные сервисы и развертывать необходимые компоненты и сервисы в автоматическом режиме. Учитывая кризис доверия, существующий на российском ИТ-рынке по отношению к зарубежным поставщикам ИТ-решений, мы сертифицируем данное решение во ФСТЭК.
– Какое оборудование для транспортной сетевой инфраструктуры компания может предложить заказчикам, заинтересованным в реализации проектов безопасного города?
– Большинству людей наша компания известна как поставщик сетевого оборудования, поскольку с этих решений начиналась история успеха компании Huawei более 20 лет назад. Для решения АПК «Безопасный город» мы предлагаем весь спектр оборудования для транспортной сетевой инфраструктуры – от промышленных коммутаторов и маршрутизаторов до оптоволоконных решений и межсетевых экранов. Стабильная безотказная работа АПК «Безопасный город» зависит от надежности телекоммуникационного пространства. Даже кратковременный сбой может привести к серьезным последствиям.
Неслучайно при проектировании особое внимание уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности. Особенностью АПК «Безопасный город» является необходимость обеспечения взаимодействия различных ведомств и информационных систем в рамках единого комплекса. Это делает неэффективным использование традиционного подхода к обеспечению безопасности только по периметру на границе системы. В сетевом оборудовании Huawei функционал информационной безопасности – неотъемлемая функция каждого устройства. Безопасность – это не функция отдельной подсистемы, а свойство всей сетевой инфраструктуры. Сетевой трафик должен многократно контролироваться и проверяться на отсутствие вредоносной активности, только такой подход сможет обеспечить безотказную работу телекоммуникационного пространства в долгосрочной перспективе.
– При организации работы силовых структур и служб быстрого реагированиябывает непросто координировать их действия, особенно в кризисной ситуации, когда обстановка постоянно меняется. Какими возможностями обладают современные устройства профессиональной радиосвязи, позволяющие обеспечить оперативное взаимодействие сотрудников экстренных служб?
– Два года назад Huawei вывела на рынок уникальное решение профессиональной широкополосной радиосвязи Enterprise LTE (eLTE), которое базируется на технологиях, разработанных компанией при построении более 50 широкополосных сетей операторов сотовой связи по всему миру. Решение обладает рядом уникальных характеристик, необходимых при работе силовых структур и оперативных служб, в частности, обеспечивает привычный им функционал транкинговой радиосвязи, при этом позволяет использовать радиостанции с возможностью видеотрансляции HD-качества в реальном масштабе времени и участия в сеансах видеоконференцсвязи. Интегрированный функционал широкополосной передачи данных обеспечивает не только телефонную связь, но и доступ к различным базам данных и информационным ресурсам.
Среди основных отличий eLTE от LTE-сетей операторов связи – стабильность и качество работы, не зависящие от перегрузок, возникающих в моменты чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф или массовых беспорядков. Именно эта особенность позволяет использовать eLTEдля решения критически важных задач: организации оперативного взаимодействия сотрудников оперативных служб, видеонаблюдения на общественном транспорте, определения местоположения сил и средств в реальном масштабе времени.
– В чем преимущества технологий, решений и продуктов под брендом Huawei?
– Прежде всего стоит заметить, что Huawei в отличие от многих компаний предлагает собственное законченное программно-аппаратное решение, состоящее из всех необходимых компонентов, которое можно настраивать с учетом особенностей проекта. По нашим оценкам, функционал решения на 60–70% удовлетворяет потребности при реализации проектов «Безопасный город». При этом Huawei достаточно гибкая компания, мы готовы поставлять части решения, в которых заинтересован заказчик. В России это в основном аппаратные платформы и операционные системы. Приложения для управления видеоконтентом востребованы преимущественно отечественного производства. У Huawei есть и локализованные продукты, которые прошли тестирование, их функционал отвечаеттребованиям МЧС для реализации проектов безопасного города.
Другое отличие решений компании в том, что входящие в состав систем видеоустройства имеют аналитические возможности. Благодаря интеллектуальной составляющей камер типовые сценарии анализа закладываются на уровне устройств, а не программных инструментов. Устанавливаемые в местах массового скопления или перемещения людей камеры настраиваются в соответствии с выбранными сценариями.Видеоустройство может подавать сигнал, например, при появлении человека в опасной зоне или оставлении предметов, обнаружении подозрительных лиц. Применение таких устройств обеспечивает возможность проактивных действий сотрудников служб безопасности.
В настоящее время в больших городах десятки тысяч камер, но операторы не могут эффективно обрабатывать всю поступающую информацию, по сути, ведется стандартная запись видео. Следовательно, реагировать на происходящее удается только постфактум. В такой ситуации вряд ли можно говорить о своевременности принятых мер или выполненных действий. Реализация на аппаратном уровне возможности проактивногореагирования позволяет предупредить неблагоприятное развитие кризисной ситуации. Кроме того, использование интеллектуальных алгоритмов упрощает применение программных инструментов и повышает эффективность системы в целом.
Еще одно преимущество решений нашей компании в том, что проекты реализуются на базе технической платформы, соответствующей принципам мобильности, интеллектуальности и интеграции. Например, видеонаблюдение в реальном времени, доступ к архивным данным дополняются возможностью интеграции решенияHuawei с имеющимися городскими и частными ресурсами видеонаблюдения. При подключении к системе диспетчерской службы решение даст возможность максимально оперативно реагировать на происшествие и снизить его негативные последствия. Таким образом, использование сквозного решения, обеспечивающего интеграцию, анализ и управление информационными ресурсами, содействует повышению уровня общественной безопасности.
– Какие подходы использует компания для решения задач сетевой безопасности, предотвращенияпопыток вторжения?
– В состав сети безопасного города входят сеть доступа, опорная сеть и центр сбора и обработки данных видеонаблюдения. С помощью камер, подключенных к сети доступа, данные мониторинга передаются во вспомогательный центр. По опорной сети осуществляется передача данных из вспомогательных центров в центр сбора и обработки данных видеонаблюдения. Здесь данные отображаются, анализируются и обрабатываются.
Для обеспечения защиты сети компания разработала специальное решение, состоящее из компонентов ограничения доступа, защиты приложений и терминалов, а также средств, координирующих процедуру защиты всей сети. Попытки нелегального доступа предотвращаются с помощью оборудования для мониторинга и аутентификации внутренних устройств. Решение разрабатывалось на основе принципов изоляции разных подсистем и мониторинга вредоносного кода. Кроме того, серверы приложений оснащены средствами обеспечения безопасности, а для управления пользователями используются унифицированные политики.
Единое управление пользователями и политиками доступа на базе контроллера, аутентификация внешнего и внутреннего оборудования позволяют избежать ошибок, связанных с управлением. Благодаря интеграции устройств обеспечения безопасности удается обнаружить и блокировать вредоносные потоки данных за доли секунды.
– Каковы возможности масштабирования решений и систем, предлагаемых заказчикам?
– Это один из наиболее непростых вопросов на этапе проектирования системы, когда трудно прогнозировать, до какого уровнявозможно ее расширение. В результатеспециалисты нередко сталкиваются с серьезной проблемой: систему приходится перепроектировать, чтобы обеспечить ее развитие на более высоком уровне. В таком случае возможны два варианта. Выбрать готовое решение и «не изобретать велосипед» либо локализовать подобного рода системы. Чаще всего система разрабатывается на платформе с возможностью масштабирования.
– Принимает ли компания участие в реализации проекта «Безопасный город» на территории российских регионов?
– На российском рынке наша компания ведет работу в двух направлениях: взаимодействие с представителями городских администраций, которым мы показываем свое решение в рамках пилотных проектов, и участие в создании Системы 112.
Один из проектов, в которых принимает участие Huawei, реализуется в Санкт-Петербурге, где планируется использовать интеллектуальные видеокамеры. При проектировании системы видеонаблюдения в этом городе создана единая система хранения данных, в которую поступает вся видеоинформация. Благодаря этому удалось снизить стоимость решения. Создание несколько систем хранения, на каждую из которых приходится по 2–3 тысячи камер, значительно увеличило бы затраты.
Еще один пример – сетевая инфраструктура для передачи видеоданных в районах проведения Олимпийских игр в городе Сочи была построена на оборудовании Huawei.
В настоящее время поступают запросы на реализацию аналогичных проектов. Представители госорганов из разных российских регионов проявляют интерес к решениям, связанным с мониторингом ситуации, проектированием интеллектуальных транспортных систем (ИТС) с возможностями фотовидеофиксации и управления транспортными потоками. Все эти системы и решения – элементы будущих проектов по созданию и развитию защищенной и безопасной городской инфраструктуры.
По мере увеличения транспортных потоков, загруженности городских магистралей, характерных для больших городов, автомобилисты все чаще сталкиваются с непредвиденными ситуациями на дороге и все больше времени вынуждены проводить в пути, не имея возможности изменить маршрут. С решением такой задачи хорошо справляется ИТС, на основе которой обеспечивается управление трафиком. В частности, в случае аварии или выполнения ремонтных работ на автомагистрали светофоры автоматически переключаются в другой режим работы.
Повышению эффективного управления и взаимодействия муниципальных служб способствует единый городской центр принятия решений, куда стекаются данные о текущем состоянии энергетических, коммунальных и транспортных объектов, информация о работе правоохранительных органов и медицинских учреждений, происшествиях и кризисных ситуациях. По мере обработки данных координируются действия служб быстрого реагирования и оказания помощи.
Ряд решений нашей компании тестируются в рамках пилотных проектов на территории России, но подробно рассказывать о них пока преждевременно.
– Какова инвестиционная привлекательностьподобных проектов. Сможет ли город вернуть вложенные средства?
– Задача непростая, но решаемая. Городские власти могут, например, продавать видеоинформацию, в которой заинтересованы предприятия учреждения и граждане. Найдутся желающие наблюдать за тем, что происходит рядом с детским садом, школой, в которую отправился ребенок, или на стоянке, где припаркован автомобиль. Подобные варианты обсуждаются при проектировании систем видеонаблюдения в крупных городах. Что касается интеллектуальных транспортных систем, то одним из источников пополнения городской казны служат штрафы за нарушение правил дорожного движения. Система позволяет автоматически распознать нарушение и делает мгновенный снимок.
Другой способ монетизации продемонстрировала компания «МаксимаТелеком», продающая рекламные возможности в построенной ею сети Wi-Fi в поездах Московского метрополитена. Сейчас вместе с российским партнером мы прорабатываем подобное решение, которое позволяет обеспечить высокоскоростной Wi-Fi в наземном общественном транспорте, параллельно предоставляя рекламный контент через громкую связь и экраны в салоне. Особенность данного решения для рекламодателей в возможности использования таргетированной рекламы с географической привязкой к их местоположению. В итоге выигрывают все: город получает систему видеонаблюдения в пассажирском салоне, контроль соблюдения расписания и систему экстренного оповещения, рекламодатель – дополнительных клиентов, а пассажиры – бесплатный Wi-Fi и возможность отслеживать перемещения общественного транспорта через информационные табло на остановках и мобильные приложения.
В последние годы получила распространение сервисная модель, согласно которой сетевой инфраструктурой «Безопасного города»владеют операторы. На конкурсной основе городские властизаключают контракт на получение видеоинформациив режиме 24×7 с точек, которые определяются муниципалитетами. Оператор несет ответственность за сбор данных.
Городские власти, в свою очередь, владеют системами хранения и анализа информации, которая предоставляется заинтересованным органам, например в случае проведения следственных мероприятий. Как показывает практика, основные потребители такого контента – правоохранительные структуры.
Сервисная модель позволяет городу избавиться от капитальных затрат на реализацию подобных проектов. Кроме того, снижается стоимость владения системой.
Важно также обеспечивать интеграцию решений в рамках построения безопасной городской среды. Например, мониторинг в местах скопления людей и транспортных потоков можно осуществлять в рамках единой системы видеонаблюдения. Поступающие данные можно анализировать вцеляхпрофилактики правонарушений и управления движением, что значительно экономит ресурсы. Но пока тенденция такова, что ведомства стремятся создавать отдельные сети, разворачивать и обслуживать собственные системы видеонаблюдения.
– Каковы, на ваш взгляд, критерии успешной реализации подобных проектов?
– Применительно к работе ИТС это может быть скорость движения и перемещения по городу. Условно говоря, раньше человек тратил на дорогу до работы 40 минут, а теперь 20. Такие же расчеты возможны применительно к доставке товара, корреспонденции и т. п.
С точки зрения безопасности показательными являются статистика и динамика совершаемых правонарушений. Неотвратимость наказания, что обеспечивается, в частности, с помощью технических и технологических средств, дисциплинирует людей. Формируется соответствующая среда, и человек осознает, что не сможет безнаказанно нарушать правила, например проезжать на красный свет, не пропускать пешеходов и т. д. Это помогает сделать вывод о том, что соблюдение правил обходится дешевле.Роль системы «Безопасный город» припрофилактике правонарушенийтрудно переоценить.
– С какими трудностями сталкиваются разработчики решений и представители городских администраций на этапе составления технических заданий по проекту и при эксплуатации систем?
– Основная проблема – четко сформулировать цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации проекта. Зачастую они довольно размыты. Например, принимается решение о проектировании системы видеонаблюдения, но нет ответов на вопросы о количестве камер, местах их установки. В беседе с представителями городских администраций мы просим сформулировать конкретные задачи: мониторинг безопасности, профилактика правонарушений, управление дорожным движением и т. д. И только потом приступаем к составлению технического задания.
Идеальный вариант, когда параллельно разрабатывается несколько смежных систем с возможностью их интеграции. В таком случае создается единая рабочая группа, не распыляются ресурсы, и у городских администраций появляются шансы эффективно расходовать финансовые средства.
На мой взгляд, на российском рынке сегодня не хватает четко сформулированных общих требований по разработке проектов «Безопасный город», которые можно было бы реализовать в разных регионах. Городские администрации самостоятельно выбирают стратегию развития по созданию защищенной безопасной среды. У МЧС должно быть больше полномочий для отстаивания определенных позиций на федеральном уровне.
За элементы безопасного города отвечают разные структуры (за ИТС – департамент транспорта, за мониторинг безопасности – подразделения, напрямую работающие с МЧС и другими службами). Системы развиваются параллельно без возможности их интеграции.
Отдельный вопрос – разработка нормативно-правовой базы, без которой невозможно в полной мере реализовать синергетический эффект от консолидации различных изолированных систем.
Что касается эксплуатации, то при использовании облачных технологий хранение данных является услугой. И одна из проблем обусловлена законодательными требованиями, которые предъявляются к обеспечению безопасности персональных данных. Возможна ли передача таких данных сторонней коммерческой организации, которая будет их хранить и предоставлять городу по требованию? Вопрос открытый.
– Как вы оцениваете перспективы развития, трансформации подобных проектов с учетом применения принципиально новых технологий?
– Безопасность – глобальный тренд десятилетия. Сегодня в рамках «Безопасного города» используется преимущественно простое видеонаблюдение. Следующий этап – проактивное видеонаблюдение. В случае развития сетей eLTE для применения специальными службами активным участником процесса безопасности может стать любой горожанин. У всех есть мобильные устройства, с помощью которых можно передавать данные о происходящем на городской портал. Вопрос не столько технологический, сколько моральный и нравственный – личной ответственности за сохранение безопасной и защищенной городской среды.
Основная идея безопасного города – сбор информации, ее хранение, анализ и принятие решений. В этой модели вряд ли что-то изменится. В то время как количество участников системы безопасности может неизмеримо вырасти благодаря каждому из граждан, заинтересованных в повышении уровня своей защищенности. Базовая инфраструктура для этого создана.
Новое направление в ИКТ-индустрии – Интернет вещей (IoT)–переживает взрывной рост и должно стать одним из факторов очередной индустриальной революции. На наш взгляд, IoT открывает колоссальные возможности для развития концепции безопасного города. Причем речь идет не просто о повышении эффективности координации силовых служб, а о значительном улучшении прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Современная промышленность научилась создавать дешевые энергоэффективные датчики, способные автономно работать годами от встроенного одноразового элемента питания, передавая информацию по радиоканалу на десятки километров. Использование датчиков для мониторинга загрязнения окружающей среды, контроля лесных пожаров, проверки стабильности функционирования систем водо- и энергоснабжения, датчиков занятости парковочных мест, управления работой интеллектуальных транспортных систем – это лишь немногое из того,на что способенIoT.
Мы открыты для сотрудничества и предлагаем разработчикам IoT-решений ряд программных инструментов с открытым исходным кодом, которые значительно упрощают вывод на рынок готовых продуктов. Помимо этого у нас есть решение для беспроводного подключения IoT-датчиков через существующую инфраструктуру операторов LTE – LTE-M. Продолжается диалог с российскими операторами сотовой связи о выделении ресурсов для реализации LTE-M в имеющемся у них оборудовании.
– Пришлось ли корректировать планы развития компании на российском рынке в связи курсом на замещение импортных технологий?
– Компания Huawei готова к работе на российском рынке в новых условиях и открыта к сотрудничеству. Нами ведется активная работа с отечественными производителями и разработчиками решений в области видеонаблюдения и фотовидеофиксации, создания центров обработки вызовов Системы 112.
Сегодня, на мой взгляд, наблюдается тенденция вендорозамещения. У России появились восточные партнеры, обладающие технологиями, которые не уступают тем, которые долгое время поставляли американские компании. Изменения на рынке обусловлены не только политическими, но и иными причинами. Для некоторых вендоров после обновления бизнес-стратегии интерес представляют другие высокомаржинальные сегменты рынка, например, сервисных и консалтинговых услуг.
Для Huawei российский рынок остается одним из наиболее приоритетных. Кстати, это первый зарубежный рынок, на который компания пришла почти 20 лет назад.
– И заключительный вопрос. Как компания чувствует себя на российском рынке в текущем году?
– Смотрим в будущее с оптимизмом. За последние два года мы достигли значительных успехов на российском рынке. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с РЖД, Сбербанком и ВТБ. Причем это не только декларация о намерениях, а реальные реализованные проекты и с упомянутыми гигантами, и со многими другими крупными российскими заказчиками. Корпоративный сегмент расширяется быстро, а наши решения обеспечивают оптимальное соотношение цены и производительности.