Год назад одним из вызовов в компании «Русатом – Цифровые решения» называли комплексность продуктового предложения корпорации «Росатом» на рынках цифровых продуктов и сервисов. Какие факторы следует учитывать сегодня при разработке и развитии флагманских продуктов корпорации в условиях быстро меняющегося ИТ-рынка? Об этом в интервью журналу Connect рассказал генеральный директор компании «Русатом – Цифровые решения» (входит в госкорпорацию «Росатом») Александр Вибе.
– К импортозамещению цифровых технологий, продуктов и решений «Росатом» приступил одним из первых на российском рынке. Какие уникальные компетенции в этой сфере накоплены, насколько они применимы компаниями в других отраслях?
– Основной бизнес «Росатома» – генерация атомной энергии – уникальный продукт, за которым стоят сложные физические процессы, математические расчеты, сквозные цифровые технологии, обеспечивающие работоспособность объектов. Исторически так сложилось, что атомная отрасль должна была искать и находить собственные решения, оптимальные с точки зрения стандартов безопасности, качества, поддержки, интеграции, а главное – защищенности применяемых технологий.
При создании продуктов вопросы импортозамещения для «Росатома» всегда были в приоритете, просто раньше это не было в фокусе столь широкого внимания. В настоящее время цифровые решения корпорации, основанные на собственных разработках, могут работать в интересах большого круга российских компаний и предприятий в различных отраслях промышленности, включая машиностроительный комплекс.
– Активный этап цифровой трансформации на российском рынке совпал по времени с курсом на обретение технологической независимости. Как вы оцениваете перспективы трансфера технологического суверенитета от атомной отрасли в другие сегменты экономики?
– Год назад ИТ-рынок находился в легкой растерянности, если судить по поведению вендоров, интеграторов, да и клиентов – не все понимали, какие продукты следует использовать, насколько быстро нужно отказываться от западных решений и переходить на российские. Сегодня процесс импортозамещения набирает темпы, что обусловлено нормативным регулированием, поведением зарубежных игроков и другими факторами. Ситуация начинает стабилизироваться, и рынок открывается к российским решениям, демонстрирует к ним все больший интерес.
На мой взгляд, произошла перезагрузка ИТ-сегмента, в том числе нашей команды, что задает позитивный импульс. Из покинувших отечественный рынок компаний в «Росатом» перешли сотрудники, которые впитали лучшие мировые подходы в области качества услуг, техподдержки, продаж, лицензионной политики. И мы выбираем практики, которые лучше всего будут работать в долгосрочной перспективе и для «Росатома», и для клиентов.
Наши заказчики, в свою очередь, провели цифровую «гигиену» и понимают, какие решения можно оставить, а какие требуют замены российскими аналогами, которые успешно используются на практике в атомной отрасли с ее высокими требованиями к качеству, эффективности и безопасности ИТ-инструментов.
– Какие цифровые продукты из предлагаемых «Росатомом» доступны сегодня по модели трансфера технологий?
– В корпоративном портфеле «Росатома» представлен 61 цифровой продукт по целому ряду основных направлений: управление предприятием и производством, инфраструктурные решения, умный и безопасный город, решения для управления комплексным проектированием и строительством, кибербезопасность и физическая безопасность особо значимых объектов.
Отдельно следует отметить все, что связано с математическим моделированием физических процессов. На условиях трансфера доступен наш флагманский модульный цифровой продукт – «Логос». Недавно вышел очередной релиз, в котором реализован ряд улучшений и доработок, учитывающих актуальные потребности рынка. В прошлом году корпорация предложила англоязычную версию «Логоса», что стало важным шагом в направлении международного бизнеса.
Реализации продуктов по модели трансфера способствуют меры господдержки, в первую очередь субсидии, предоставляемые компаниям и промышленным предприятиям Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ). К настоящему времени средства начали «приземляться» в реальном секторе экономики, бизнесе.
На примере сотрудничества с нашими стратегическими партнерами в космической отрасли могу сказать, что разработанные меры поддержки эффективны и достигают цели. При участии РФРИТ мы предоставили большое количество лицензий, провели обучение персонала наших заказчиков и т. д. Отечественные компании не боятся переходить на использование комплексных продуктов и решений. Применение предлагаемых «Росатомом» продуктов доказывает их эффективность и надежность.
«У нас большой запас прочности для ведения бизнеса на турбулентном рынке»
– Какую роль в доработке цифровых продуктов, востребованных рынком, играют профессиональные сообщества, консорциумы, стратегические партнерства? Не переоценены ли возможности подобных структур?
– И да, и нет. Согласно данным статистики, экономическая ценность таких объединений, если судить по объему выручки, оставляет желать лучшего. Но в текущих рыночных и экономических обстоятельствах едва ли можно быть успешным одному, без соответствующей поддержки, сопутствующих компетенций.
Российский рынок узкий и достаточно ограниченный по размерам. У промышленных предприятий зачастую не хватает средств на приобретение того или иного программного инструмента, ИТ-системы. Каждая компания предъявляет свои функциональные требования к продукту, но не готова платить за его доработку. При этом понятно желание получить готовое решение с учетом специфики производства и бизнес-процессов.
Проблема вендора и интегратора, от которых зависит доработка продукта, в том, что они не окупят расходы, понесенные на эти цели. Вот почему сегодня большая роль отводится консорциумам и стратегическим партнерствам. Глобальные вендоры широко практиковали доработку продуктов потому, что имели доступ на рынки разных стран, и это позволяло им вернуть инвестиции в обновляемые и специальные решения.
Однако к созданию консорциумов и партнерств надо подходить точечно. Каждая сторона такого объединения должна определить свою роль, взять на себя меру ответственности за выполняемые работы. Многие совместные предприятия, если судить по моему опыту, распадались на этапе распределения ответственности и полученной выручки.
– Как вы оцениваете опыт «Росатома» по развитию консорциума в сфере разработки систем CAD/CAE?
– Об этом можно судить по тому, что в составе объединения уже более двух десятков вендоров и интеграторов. Ценность данного консорциума в том, что, когда возникают трудности с расширением функциональности нашего флагманского продукта, члены объединения приходят на помощь.
Грамотно организованное взаимодействие с партнерами позволяет обеспечить комплексный подход к решению любой задачи по запросу наших клиентов. Даже если на этом нам не всегда удается зарабатывать, важно, что клиенты ценят нашу способность сообща решать их проблемы. Члены консорциума обмениваются опытом, библиотеками и т. д. Большое преимущество подобных структур в том, что есть возможность объединения компетенций и функциональной экспертизы.
– С какими трудностями сталкиваются предприятия при интеграции продуктов и решений, разработанных «Росатомом» с учетом потребностей российского рынка? Какие рекомендации вы могли бы дать заказчикам?
– Характер многих трудностей обусловлен объемом функциональной экспертизы. Например, доработка программного продукта для компании-автопроизводителя стоит условно 300 млн руб., а лицензий это предприятие купит всего на 20 млн руб. Разработка обошлась бы дешевле при наличии достаточной экспертизы, актуальной для различных промышленных игроков. Поэтому привлекаем к сотрудничеству внешних интеграторов, которые привносят недостающие компетенции, помогают удешевить проект и ускорить процессы доработки и интеграции.
Следует также отметить, что некоторые потенциальные заказчики всё ещё осторожно относятся к продуктам, предлагаемым «Росатомом». Многие привыкли взаимодействовать с компаниями среднего и малого бизнеса, рассчитывая на ускоренные процессы, отсутствие излишних бюрократических процедур и т. д.
– Какие контрдоводы вы приводите в ответ?
– Компания «Русатом – Цифровые решения» создавалась как торговый дом с упрощенными внутренними процессами, определяющими темпы закупок, предоставления, подписания документов и т. д. Мы – клиентоцентричная компания, которая была «пересобрана» за последний год и работает с максимальной ориентацией на запросы клиента.
Напомню также, что у нашей компании есть все инструменты для защиты заказчика, техподдержки поставленных продуктов на всем протяжении их жизненного цикла, мы отвечаем за это своей репутацией. У нас большой запас прочности для ведения бизнеса на турбулентном рынке. При этом мы готовы адаптировать решения к потребностям и запросам клиента.
– Какова динамика заказов продуктов, представленных в вашем портфеле?
– Прошлый год был фантастическим для цифрового бизнеса «Росатома», что подтверждается ростом количества заказов, завершением двух партнерских сделок. На российском рынке сохраняется колоссальный спрос на инфраструктурные решения.
После ухода зарубежных вендоров из России наша команда подхватила ряд проектов, реализацию которых нельзя было приостановить. По объему выручки мы выросли в семь раз относительно 2021 года. Портфель заказов увеличивается, и позитивная динамика, думаю, сохранится. В этом году прогнозируем рост нашего бизнеса на 50%.
– Какие проекты из реализованных или реализуемых в последнее время вы могли бы отметить и почему?
– Показательным во многих отношениях является проект внедрения отечественного пакета программ инженерного анализа класса САЕ «Логос» для проектирования турбин в Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В. Хруничева, который реализуется с использованием средств РФРИТ. Сумма гранта превышает 23 млн руб., а общая стоимость работ – 47 млн руб. Финансирование осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Примечательно, что в реализации проекта участвуют компании среднего и малого бизнеса, в частности, небольшие интеграторы. Это можно рассматривать как знак доверия со стороны государства и большой шанс для вендоров и интеграторов проявить себя, продемонстрировать на практике эффективность своих компетенций.
«Мы заинтересованы в развитии партнерских отношений на рынках дружественных стран»
– Команда «Русатом – Цифровые решения» отвечает за цифровой бизнес корпорации. Пришлось ли в последнее время переформатировать портфель цифровых продуктов «Росатома», как меняется его структура с учетом востребованности цифровых инструментов?
– За последний год мы переформатировали цифровой портфель, который складывается из конкретных вендорских решений и услуг, реализующих преимущества сквозных цифровых технологий. Предварительно проанализировали состав решений, чтобы выяснить, какую часть пирамиды автоматизации они полностью покрывают. Сегодня, по нашим оценкам, это 80%.
До конца 2024 г. планируем анонсировать еще один большой продукт, который в настоящее время апробируем внутри отрасли, – HR-модуль. Таким образом мы расширяем свой портфель сервисами и услугами. Для клиентов, привыкших пользоваться западными разработками, важна комплексность предложений, чтобы решить проблему целиком, избежать архитектурного «зоопарка» в корпоративном ИТ-ландшафте.
Кроме того, мы продолжаем улучшать и дооснащать наши флагманские продукты, систематизировали выход релизов. Многое сделали для повышения уровня техподдержки, в том числе при работе с различными партнерскими сетями. В частности, отдали предпочтение дистрибьюторской партнерской сети.
Нашим заказчикам доступна платформа цифровизации предприятий, в которой реализованы технологии предиктивной аналитики, IoT-решения, инструменты BI. Система предиктивной аналитики для прогнозирования качества изделий и состояния оборудования «АтомМайнд» разработана топливной компанией «Росатома» ТВЭЛ.
– Как вы оцениваете перспективы продвигаемых вами решений на международных рынках?
– Сейчас мы заинтересованы в развитии партнерских отношений на рынках дружественных стран и территории СНГ. Неслучайно корпорация инвестировала, как уже отмечалось, большие ресурсы в англоязычную версию «Логоса». В настоящее время ведем активный диалог с коллегами и партнерами из Казахстана, Вьетнама, где интересуются возможностями платформы «Гостех», в создании которой «Росатом» принимает самое активное участие.
В продвижении наших продуктов за пределами России акцент делается на решениях для значимых объектов информационной инфраструктуры, информационной безопасности и заказной разработки, ЦОД. Для выхода на международный рынок предварительно нужно понять направления спроса, выполнить большую домашнюю работу с точки зрения техподдержки, обеспечить релиз продукта на двух или даже трех языках и т. д.
«Вовлеченность сотрудников в общее дело – высший бизнес-приоритет»
– Какие вопросы вы как генеральный директор копании «Русатом – Цифровые решения» считаете приоритетными на данном этапе развития бизнеса?
– Самое важное – сохранить и приумножить команду. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить каждого сотрудника компании, которая сегодня готова к любым вызовам. Намерен и дальше повышать уровень вовлеченности сотрудников, составляющий сегодня около 75%. Вовлеченность сотрудников в общее дело мы рассматриваем как высший бизнес-приоритет. Как известно, только хорошо мотивированный сотрудник, несмотря на любые внешние обстоятельства, способен трудиться эффективно на благо предприятия и в интересах клиентов.
В предстоящий год-полтора, думаю, будем помогать нашим заказчикам не локальные проблемы решать, а на собственном примере показывать, как можно обеспечить промышленную цифровизацию на основе импортонезависимых решений. Предстоит крупный консалтинговый проект. Мы понимаем, что клиентам сложно менять все и сразу, и управление изменениями – это огромная часть проекта.