Александр КУЗЬМЕНКО: «Код» решения проблем управления ЖЦ существует»

 

Российские разработчики и производители высокотехнологичной продукции накапливают опыт применения методов управления жизненным циклом (ЖЦ) продукции, внедрения и использования специализированных информационных систем управления жизненным циклом. О тенденциях в названной сфере рассказывает Александр КУЗЬМЕНКО, генеральный директор компании «ЛМ Софт», решения которой применяются в Минпромторге России, организациях Роскосмоса, на предприятиях авиационной и судостроительной отраслей.

 

Каковы сегодня основные тенденции и проблемы в управлении жизненным циклом продукции высокотехнологичных отраслей в России?

— Недавно в Москве прошла 2-я научно-практическая конференция «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции – 2017» при участии представителей Военно-промышленной комиссии РФ, Министерства обороны Российской Федерации, НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Института проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН, ОСК, ОАК, ГРЦ имени академика В.П. Макеева, других заинтересованных организаций. На конференции обсуждались актуальные проблемы управления ЖЦ высокотехнологичной продукции на начальных этапах – исследования и разработки. Приняли участие в этом мероприятии и мы, поскольку продукты нашей компании применяются в управлении жизненным циклом высокотехнологичной продукции оборонной и гражданской промышленности и в целом тематика начальных стадий ЖЦ для нас очень интересна.

Управление ЖЦ продукции направлено в первую очередь на оптимизацию сроков, стоимости разработки и постановки на производство новых образцов продукции. Как отметил представитель Минобороны России, накоплен практический опыт перехода от стадии к стадии жизненного цикла изделий, в том числе опыт ошибок, приводящих к удорожанию работ и увеличению их продолжительности. Например, по программе самолета ДРЛО А-100 «Премьер» из-за ошибок при переходе к опытно-конструкторским работам стоимость работ увеличилась на 50%, а их продолжительность – на два года.

Замечу, что проблема ошибок при управлении ЖЦ не является исключительно российской. Примером может служить американская программа создания истребителя 5-го поколения F-35 «Лайтнинг II», в ходе которой плановые затраты на разработку самолета и плановая стоимость серийного изделия возросли в несколько раз, а общая стоимость жизненного цикла машины может превысить 1,3 трлн долл.

Поэтому совершенно логично, что еще одной важной темой, поднятой на конференции представителем Военно-промышленной комиссии, стала оценка стоимости ЖЦ продукции, на основе которой должна формироваться стоимость работ и государственных контрактов по гособоронзаказу. Соответственно было сформировано предложение включить в программу конференции следующего года тематику экономики жизненного цикла, чтобы поднять и обсудить актуальные вопросы управления стоимостью ЖЦ перспективных образцов ВВСТ.

С какими еще вопросами вышли на конференцию представители отраслевой науки?

— Представителей авиационной науки и отрасли в целом волнуют вопросы создания опережающего научно-технического задела. Научно-исследовательские работы, говорят авиационные специалисты, должны быть направлены на создание образцов, которые будут принципиально лучше предшественников. В авиации такое преимущество должно составлять 10–15%. С использованием имеющихся технологий достигнуть этих показателей невозможно. Все ждут новой технологической революции в 2025-2030 гг., и готовиться к ней необходимо сейчас. Решения, принимаемые в области НТЗ сегодня, в будущем году или через два года, могут иметь трудно представимые последствия в горизонте 10-20 лет.

Но дело в том, что проекты научных исследований и разработок являются наиболее рисковыми, особенно на начальных стадиях. Основной задачей в этой области является снижение неопределенности условий принятия решений – в частности, за счет развития методического и программного обеспечения мониторинга, анализа и прогнозирования перспективных разработок, выявления и оценки экономических и технических факторов развития технологий. Кроме того, необходимо формировать и развивать инфраструктуру верификации, повторного использования и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Насколько упомянутые проблемы представляются решаемыми? Когда можно ожидать появления программных продуктов, поддерживающих выполнение задач, стоящих перед наукой и промышленностью?

— Как руководитель компании, специализирующейся в том числе на разработке программных продуктов, скажу, что решение любой структурированной задачи может быть описано соответствующим «кодом». И я рад сообщить, что код, обеспечивающий решение многих проблем управления жизненным циклом, уже существует и успешно нами используется.

Например, в рамках развития АИС проектного управления Минпромторга России создана подсистема мониторинга технологической зрелости. Подсистема отвечает за отслеживание развития создаваемого за государственные средства научно-технического задела (НТЗ) и его применения в промышленности. Основным объектом управления подсистемы является технология, имеющая такую комплексную характеристику, как уровень готовности. Для оценки уровня готовности разных классов технологий применяются особые расчетные модели («калькулятор УГТ»). В целом чем выше уровень готовности, тем более зрелой и проверенной является технология. Механизм оценки УГТ является важным средством снижения рисков исследовательских программ и программ создания перспективной техники.

Программное обеспечение проектного управления с существенно расширенной функциональностью мы разрабатываем для одной из ведущих организаций Госкорпорации «Роскосмос». Во взаимодействии с предприятиями корпорации в этом году создается макет системы сбора, обработки и хранения данных для анализа и прогнозирования стоимостных показателей продукции, а также ведения единого реестра покупных комплектующих изделий, закупаемых для реализации Федеральной космической программы. Фактически речь идет о создании ПО, которое позволяет моделировать и прогнозировать затраты на всех стадиях ЖЦ продукции.

Для таких наших заказчиков, как НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ОСК, Крыловский научный центр, в 2016 г. мы выполнили значительный объем работ по методическому обеспечению управления ЖЦ и автоматизации управления ЖЦ. Это проекты по определению путей управления созданием и использованием НТЗ в жизненном цикле продукции, по обеспечению стандартизации и качества авиационной техники, согласованности нормативного регулирования на различных фазах жизненного цикла авиационной техники, по адаптации методов бережливого производства к российским реалиям в судостроении и разработке соответствующей нормативной базы – отраслевых ГОСТ по бережливому производству.

На чем сфокусировано внимание «ЛМ Софт» сегодня и по каким направлениях вы планируете развивать компетенции?

— Мы продолжаем развитие существующей экспертизы и линейки ПО. На базе функциональности ПО для управления НСИ LM Soft MDM планируем развитие более универсальной платформы управления сложными данными.

В части поддержки проектного управления активно развиваем направление сквозного управления стоимостью ЖЦ изделий на всех этапах – от укрупненных прогнозных оценок на начальных стадиях ЖЦ до формирования иерархической структуры плановых и фактических затрат на стадиях разработки, опытных образцов и перехода к серийному выпуску продукции. Наши подходы к управлению стоимостью основаны на методах системной инженерии и обеспечении сквозного управления требованиями, структурой изделия и пакетами работ, балансировки рисков между этапами ЖЦ. Мы проанализировали и обобщили широкий спектр наработок по управлению стоимостью ЖЦ продукции, включая опыт ведущих мировых аэрокосмических и оборонных структур: NASA, Airbus, Минобороны США (USDOD) и т. п., – и готовы адаптировать полученные результаты к потребностям конкретных предприятий.

Кроме того, мы получили лицензию на образовательную деятельность, и теперь можем обеспечить полноценное обучение по ключевым аспектам управления ЖЦ продукции и использованию наших программных продуктов.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку